О чём свидетельствует дезинфекция Лжицы и ношение маски?
Священник Павел Флоренский видел причину церковного нестроения в невнимании к культу, в неразмышлении о том, что составляет центр нашей церковной жизни. Этот центр — Христос. Но Христос вознёсся на Небо, нам же на земле оставлено Его Пречистое Тело и Честная Кровь. Частица Святых Даров и есть та точка, из которой должна строиться система координат, ориентированная на Христе. Отец Иоанн Кронштадтский ставил Евхаристию в центр духовной жизни христианина. На иконе с Чашей в руках он свидетельствует об этом Главном.
Поразительно, что до сих пор не выяснен в Русской Церкви вопрос о том, что находится в Чаше на литургии Преждеосвященных Даров: Кровь или вино? Каждый по-своему отвечает на этот вопрос вплоть до того момента, пока не начнёт вникать в историю этого вопроса. Этот вопрос находит ответ в цитируемой здесь «Философии культа» Флоренского, обстоятельно рассмотрен в статье отца Михаила Желтова «Литургия Преждеосвященных Даров» в Православной энциклопедии, решён Синодом Православной Церкви в Америке весной 2017 года.
Обратим внимание на основной исторический перелом в России, связанный с литургическим новшеством митрополита Петра Могилы (отказ признавать освящение Чаши на литургии Преждеосвященных Даров) — это определённо оформившийся западнический путь правящей элиты. В богословском осмыслении преложения Святых Даров именно этот фактор получил решающее значение. Освящение Дары получают в силу совершённого действия предстоятеля — ex opera operatum — такая логика западного богословия возникает, в свою очередь, под действием господствующей рационалистической установки. Её причину можно увидеть в недоступности духовного мироощущения, сообщаемого Церковью, как альтернативы рационалистическому подходу. Духовная философия святых отцов и их последователей признаёт за разумом лишь функцию инструмента, оставляя решающее действие за Святым Духом. На литургии Он и есть истинное священнодействующее Лицо.
Главным вопросом о Чаше литургии Преждеосвященных Даров видится следующий: как в Чаше с Причастием может быть что-то иное как ни Пречистое Тело и Честная Кровь Спасителя?
Невыясненность вопроса о Чаше в связи с новшествами XVII века переносится на современную практику. Инструкция, утверждённая Св.Синодом Русской Православной Церкви 17 марта 2020 года, говорит о необходимости дезинфекции лжицы. Очевидно, что такая позиция противоречит вере в то, что во время Причащения нельзя заразиться. Новая практика говорит о возможности заражения через Причащение. Такому новшеству я противопоставляю свою веру в Пречистые Святые Дары, действующие во исцеление души и тела. Как священник я не имею права лишать свою паству той же веры. А именно ослабление веры и происходит, когда вместе с Потиром выносятся спиртовые средства дезинфекции. О чём может свидетельствовать такой акт? — только о возможности заразиться.
Следующий вывод, который может делаться и неосознанно из этого акта, — о метафорическом значении молитв: Дары только называются пречистыми, лжицу Они не очищают; невидимый огонь Причастия — вовсе не огонь, а сравнение с ним и т.д. В итоге и без того хрупкая вера подтачивается в самой своей сердцевине, во Святая Святых.
С другой стороны, распространение такой практики говорит об отсутствии твёрдой веры в Святые Дары. Ценность телесного здоровья, всегда находившаяся у христиан на заднем плане, теперь уже выдвигается вперёд. Однако страх за здоровье и страх перед властью побеждается страхом Божиим: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5: 29).
Кажется, вопрос о повиновении — это и есть вопрос 2019-2020 годов, который решается на языке символов, веками оттачивавшихся в сознательной и бессознательной, архитепической, областях человечества, символов-сигналов для души, но не для духа. Речь идёт о маске — древнем предмете культа. Звериные маски символизировали совлечение человеческого и облачение в исключительно животное, инстинктивное. Основной библейский критерий отличия человека от животного — словесность человека и бессловесность животного. Таким образом, с точки зрения семиотики, маска, закрывающая рот, есть лишение дара говорения, следствием этого является сигнал к повиновению инстинктам (страх за жизнь и здоровье) и бесприкословной покорности власти.
Я не призываю к неповиновению церковной и светской властям — лишь пытаюсь осмыслить происходящее. Спирт на литургии не использую, маску одеваю, когда от меня этого требуют (на исповеди, в больнице, в транспорте).
Священник Даниил Горячев, публицист, Белгородская и Старооскольская епархия
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
2. Священник Павел Флоренский....
...так начинает свою статью священник Даниил Горячев. Умножают слова публичные священники. Какие хотят - такие и умножают). Каким же явит себя в таких условиях простой православный мирянин? Кем? Ну ведь обычный давно прочитал о.Флоренского. )))) И т..д. Эти "т.д." сегодня можно продолжать безконечно. Господи,помилуй!
1. Символы и знаки правят миром…
«Дезенфекция» спиртом лжицы, не столько просто кощунство – «Бог поругаем не бывает», сколько открытая демонстрация неверия во Христа и в Православие вообще… И это не требует каких-то «богословских разбирательств» - пришло время исповедания и… «кто постыдится Меня…. в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38). Маска на человеческом лице в храме(про внешний мiр говорить не будем)- искажение и поругание Образа Божия в человеке… человек в маске стоит пред Христом…который «…вчера и сегодня и во веки Тот же.»(Евр.13:8)… А теперь представим, что человек в маске, прижигающий Тело и Кровь Христово спиртом, оказывается в Вечности…куда мы все перейдём….А как он там ВЕЧНО будет находится в маске-наморднике, и кроме запаха спирта, больше ничего не чувствовать? Возможна такая перспектива? Человек – свободное существо, делающее свой выбор – здесь, на земле… И каждый делает свой выбор…