ЭКО: допустимо или недопустимо?

Отзыв на проект документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения»

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» закреплено положение: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов». Уточнение, содержащееся в данной норме («предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов»), вызывает её двусмысленное толкование: допустимо ли ЭКО при соблюдении указанного требования (если не происходит отсев эмбрионов) или ЭКО в принципе недопустимо?

Данный проект документа говорит о допустимости ЭКО. Вместе с тем он выдвигает ряд условий такой допустимости, которые сводятся к исключению умышленного уничтожения эмбрионов. Имеется в виду, что развитие вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) позволяет заготавливать только один или два эмбриона, которого или которых будет вынашивать женщина. Никаких излишних эмбрионов при этом не создаётся.

Если не затрагивать вопроса о практической выполнимости (скорее, невыполнимости) указанного требования, то и в этом случае процедура ЭКО вызывает отрицательную духовно-нравственную оценку.

Для вынесения авторитетного решения необходима глубокая проработка данного вопроса с привлечением широкого круга специалистов, в том числе генетиков, эндокринологов, гинекологов, андрологов, неонатологов, педиатров, психологов и др.

Что касается частного пастырского взгляда на данную проблему, то здесь выявляется, по крайней мере, несколько уровней критики допустимости ЭКО.

Во-первых, духовная проблема. Решение пойти на ЭКО является результатом выбора между собственным желанием родительства, с одной стороны, и целым набором рисков, с другой стороны. Здесь явным образом обнаруживается эгоизм того, кто принимает решение в пользу ЭКО.

Такой аргумент, как «я это делаю не ради себя» (ради супруга, ради семьи, ради появления новой жизни), также означает приоритет собственных интересов (мой супруг, моя семья, новая жизнь — но для себя: мой ребёнок).

Стремление стать родителем, невзирая на риски и не смущаясь искусственностью процедуры ЭКО, свидетельствует о несмирении человека. Церковная позиция не должна допускать развитие греховного состояния.

Искусственность ЭКО не совместима с таинством брака, включающего в себя в широком смысле и благословенное соитие, в котором должна зачинаться жизнь.

Во-вторых, медицинская проблема, о которой в отдельных случаях знают только родители и священники, принимающие исповедь. Так, естественные выкидыши, преждевременные роды, заболевания детей, зачатых с помощью ЭКО, заболевания их матерей, прошедших гормональную терапию, самими родителями на исповеди связываются с проведённым ЭКО. Медицинское сообщество располагает сведениями о негативных последствиях ЭКО и может восполнить отсутствие статистических данных. Также необходимо выяснить вероятность бесплодия у детей, зачатых методом ЭКО.

В-третьих, проблема аборта. Опасность бесплодия зачастую останавливала женщин от совершения аборта. Доступность ЭКО понижает актуальность этой опасности. Рассматриваемый проект даст повод к пропаганде ЭКО, поспособствует расширению его масштабов, и, следовательно, укреплению проабортных позиций.

В-четвёртых, коммерческая составляющая. «Церковь против ЭКО» — один из серьёзных барьеров развитию ЭКО-индустрии. Рассматриваемый проект этот барьер устраняет.

В-пятых, демографическая проблема. Проблема аборта и проблема ЭКО связаны между собой: естественно зачатые дети, вынашиваемые в организме, который оказался готовым к этому, абортируются, а искусственное зачатие, которое происходит по причине нездоровья организма, т. е. заведомо нездоровая беременность — поддерживается на государственном уровне. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Сейчас детей крепких родители убивают абортами, а детей больных стараются силой удержать в этой жизни» («Семейная жизнь», С. 84).

В-шестых, целый ряд безусловно греховных явлений (суррогатное материнство, донорство половых клеток) возможен только с помощью ЭКО.

В-седьмых, распространение ЭКО связано с развитием генных технологий, где речь идёт уже не об устранении генетических заболеваний, а об искусственно формируемом генотипе. ВРТ, таким образом, являются платформой для создания более «биологически совершенного» человека с искусственным подбором наследственности. В связи с этим уже сейчас репродуктивно здоровые пары прибегают к технологиям ЭКО.

Защитниками традиционных ценностей выдвигаются и другие аргументы в пользу недопустимости одобрения Церковью ЭКО. Доводы же другой стороны, чаще всего представителей идеологии «репродуктивных прав», сводятся к одному: данная технология позволяет стать родителем (гедонистическая установка «радость родительства»).

Дар новой жизни, согласно церковному сознанию, принадлежит Богу (Бог — Владыка над жизнью (Числ. 27:16); смерть и жизнь в Моей руке (Втор. 32:39); Господь дал, Господь и взял (Иов. 1:21); жизнь дана Богом (Еккл. 5:17, 9:9); Я — Тот, Кто дарует жизнь (Ис. 66:9); Бог, дающий всему жизнь (1Тим. 6:13)) и только потом родителям. Такое отношение к жизни как к Божиему дару предполагает, что он может быть и не дан Богом. Церковный взгляд призван выразить это отношение как доверие к благому Промыслу Божию.

Таким образом, поддержать инициативу принятия нового документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» возможно только при условии устранения двусмысленности формулировки «Основ социальной концепции» и отражения традиционного церковного отношения к ЭКО как недопустимому.

Священник Даниил Горячев, публицист, Белгородская и Старооскольская епархия

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Священник Даниил Горячев
ЭКО: допустимо или недопустимо?
Отзыв на проект документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения»
18.02.2021
О современных символах культа
О чём свидетельствует дезинфекция Лжицы и ношение маски?
04.01.2021
Все статьи Священник Даниил Горячев
Проблемы семьи и брака
ЭКО: допустимо или недопустимо?
Отзыв на проект документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения»
18.02.2021
Воспитать женщину, чтобы вырастить мужчину
Что происходит сегодня с нашей семьёй, и можно ли ей ещё помочь
17.02.2021
«Ужасы нашего городка»
Драма семьи о.Сергия Смолякова (пос.Чамзинка, Мордовия)
16.02.2021
Урок толерантности – теперь в школе?
К терминам «толерантность» и «гендер» в школе должен быть применен режим «нулевой терпимости»
12.02.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Кончаловский вытащил из шкафа «скелет»
Новый комментарий от учитель
18.02.2021 07:29
«Необходима патриотическая сплочённость»
Новый комментарий от Георгий
18.02.2021 07:08
В этот день Царь Петр I издал указ о престолонаследии
Новый комментарий от Русский Сталинист
18.02.2021 06:37
Снова страсти по «железному Феликсу»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.02.2021 06:34
Сделал вторую прививку, самочувствие в пределах нормы
Новый комментарий от Олег В.
18.02.2021 05:31
Все на борьбу с ковидом!
Новый комментарий от patermax
18.02.2021 05:28
Отречение от трона святого Императора Николая II
Новый комментарий от Русский Сталинист
18.02.2021 05:23