ЭКО: допустимо или недопустимо?

Отзыв на проект документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения»

Священник Даниил Горячев 
Проблемы семьи и брака 
2 Линдси  Наталия 2016 
18.02.2021 2239

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» закреплено положение: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов». Уточнение, содержащееся в данной норме («предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов»), вызывает её двусмысленное толкование: допустимо ли ЭКО при соблюдении указанного требования (если не происходит отсев эмбрионов) или ЭКО в принципе недопустимо?

Данный проект документа говорит о допустимости ЭКО. Вместе с тем он выдвигает ряд условий такой допустимости, которые сводятся к исключению умышленного уничтожения эмбрионов. Имеется в виду, что развитие вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) позволяет заготавливать только один или два эмбриона, которого или которых будет вынашивать женщина. Никаких излишних эмбрионов при этом не создаётся.

Если не затрагивать вопроса о практической выполнимости (скорее, невыполнимости) указанного требования, то и в этом случае процедура ЭКО вызывает отрицательную духовно-нравственную оценку.

Для вынесения авторитетного решения необходима глубокая проработка данного вопроса с привлечением широкого круга специалистов, в том числе генетиков, эндокринологов, гинекологов, андрологов, неонатологов, педиатров, психологов и др.

Что касается частного пастырского взгляда на данную проблему, то здесь выявляется, по крайней мере, несколько уровней критики допустимости ЭКО.

Во-первых, духовная проблема. Решение пойти на ЭКО является результатом выбора между собственным желанием родительства, с одной стороны, и целым набором рисков, с другой стороны. Здесь явным образом обнаруживается эгоизм того, кто принимает решение в пользу ЭКО.

Такой аргумент, как «я это делаю не ради себя» (ради супруга, ради семьи, ради появления новой жизни), также означает приоритет собственных интересов (мой супруг, моя семья, новая жизнь — но для себя: мой ребёнок).

Стремление стать родителем, невзирая на риски и не смущаясь искусственностью процедуры ЭКО, свидетельствует о несмирении человека. Церковная позиция не должна допускать развитие греховного состояния.

Искусственность ЭКО не совместима с таинством брака, включающего в себя в широком смысле и благословенное соитие, в котором должна зачинаться жизнь.

Во-вторых, медицинская проблема, о которой в отдельных случаях знают только родители и священники, принимающие исповедь. Так, естественные выкидыши, преждевременные роды, заболевания детей, зачатых с помощью ЭКО, заболевания их матерей, прошедших гормональную терапию, самими родителями на исповеди связываются с проведённым ЭКО. Медицинское сообщество располагает сведениями о негативных последствиях ЭКО и может восполнить отсутствие статистических данных. Также необходимо выяснить вероятность бесплодия у детей, зачатых методом ЭКО.

В-третьих, проблема аборта. Опасность бесплодия зачастую останавливала женщин от совершения аборта. Доступность ЭКО понижает актуальность этой опасности. Рассматриваемый проект даст повод к пропаганде ЭКО, поспособствует расширению его масштабов, и, следовательно, укреплению проабортных позиций.

В-четвёртых, коммерческая составляющая. «Церковь против ЭКО» — один из серьёзных барьеров развитию ЭКО-индустрии. Рассматриваемый проект этот барьер устраняет.

В-пятых, демографическая проблема. Проблема аборта и проблема ЭКО связаны между собой: естественно зачатые дети, вынашиваемые в организме, который оказался готовым к этому, абортируются, а искусственное зачатие, которое происходит по причине нездоровья организма, т. е. заведомо нездоровая беременность — поддерживается на государственном уровне. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Сейчас детей крепких родители убивают абортами, а детей больных стараются силой удержать в этой жизни» («Семейная жизнь», С. 84).

В-шестых, целый ряд безусловно греховных явлений (суррогатное материнство, донорство половых клеток) возможен только с помощью ЭКО.

В-седьмых, распространение ЭКО связано с развитием генных технологий, где речь идёт уже не об устранении генетических заболеваний, а об искусственно формируемом генотипе. ВРТ, таким образом, являются платформой для создания более «биологически совершенного» человека с искусственным подбором наследственности. В связи с этим уже сейчас репродуктивно здоровые пары прибегают к технологиям ЭКО.

Защитниками традиционных ценностей выдвигаются и другие аргументы в пользу недопустимости одобрения Церковью ЭКО. Доводы же другой стороны, чаще всего представителей идеологии «репродуктивных прав», сводятся к одному: данная технология позволяет стать родителем (гедонистическая установка «радость родительства»).

Дар новой жизни, согласно церковному сознанию, принадлежит Богу (Бог — Владыка над жизнью (Числ. 27:16); смерть и жизнь в Моей руке (Втор. 32:39); Господь дал, Господь и взял (Иов. 1:21); жизнь дана Богом (Еккл. 5:17, 9:9); Я — Тот, Кто дарует жизнь (Ис. 66:9); Бог, дающий всему жизнь (1Тим. 6:13)) и только потом родителям. Такое отношение к жизни как к Божиему дару предполагает, что он может быть и не дан Богом. Церковный взгляд призван выразить это отношение как доверие к благому Промыслу Божию.

Таким образом, поддержать инициативу принятия нового документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» возможно только при условии устранения двусмысленности формулировки «Основ социальной концепции» и отражения традиционного церковного отношения к ЭКО как недопустимому.

Священник Даниил Горячев, публицист, Белгородская и Старооскольская епархия

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Для меня ЭКО - величайшее благо!

Мы из семьи верующих, но первого ребенка родили через ЭКО. Мой опыт прекрасный и положительный. Естественно, оплодотворяли клетками мужа. Все делали с молитвой, и получилось так, что эмбрионов в ходе процедуры было только два, оба подсадили, но прижился из них один. Выносила беременность, правда с трудностями, но ВЫНОСИЛА! Сейчас недавно родила и второго, но его зачали сами. Однозначное мнение врачей - без ЭКО не было бы ничего (у нас серьезная патология, иммунологический конфликт, из-за которого все предыдущие беременности замирали на ранних сроках, чтобы преодолеть проблему, надо было выносить одну беременность до конца. Но без ЭКО это непреодолимо). И что хочу резюмировать, сейчас моя жизнь - рай, полноценная семья с двумя детками, жизнь в загородном доме, творчество и бесконечная радость материнства. А что было бы без ЭКО, извиняюсь, *опа. До беременности я работала врачом, и сейчас в ковидное время меня бы заслали в красную зону. Отвертеться было бы нереально, врачи и так пушечное мясо сейчас, а бездетных в первую очередь туда гонят, терять то нечего. Такой труд не для меня точно (2 месяца у меня был опыт работы в приемном отделении, сбежала при первой возможности, хотя тогда нагрузки не такие были). И чего скажете? Смириться было с такой участью? Да ни за что!!!!! Меня раздражает, когда говорят, что бездетность, это дар! Какой дар? Это не дар, это издевательство. Конечно, если ты прима или оперная дива, то, возможно, соглашусь. А если работаешь в медицине, то это проклятие! Все ездят на тебе и считают, что должна пахать 36 часов в сутки за себя и за того парня. Нет уж, спасибо, не желаю вместо материнства и счастья загнивать на работе в красной зоне! Лучше ЭКО! Кстати, пока в декретах сижу уже успела дополнительную специальность получить, на случай, если ковид не кончится и продолжат медиков эксплуатировать.

Линдси / 15.06.2021 22:48

3. Ответ на 2, Владимир Николаев:

В исключительных, в случаях тотальных попытках забеременеть венчанной супружеской матери, только по благословению Священноначалия Церкви, которому венчанным, регулярно причащающимся супругам представить все необходимые аргументы и доказательства их жизни, без обмана. Актер - по Канонам церкви --- греховная профессия, лицедейная. А Ермолову отпевал Синод РПЦ МП во главе с Местоблюстителем Сергием.И по каждой смерти великого актера, народного артиста СССР или России, Патриарх всея Руси на сайте РПЦ МП публикует свои персональные соболезнования ?! Значит, профессия актера может быть и не греховной, если Патриарх Кирилл , например, лично, центре Москвы, в элитном Храме, отпевает народного артиста России Николая Караченцева, который до своей тяжкой болезни вел очень сомнительную личную жизнь ! Так и с ЭКО. Только в исключительных, особых, простительных случаях. Потому как выше всего, прощение...

Да, как Вы не понимаете: Нельзя благословлять то что плохо. Это нарушение смыслов. "Нельзя, но если очень хочется- то можно". Какое благословление греха может быть???...Владимир! Подумайте еще. Однако, если Вы принимаете для себя решение допустить этот грех, быть может оправдывая его возможностями ее дальнейшего искупления. Это Ваше право и Ваша ответственность - не надо втягивать в это еще и священника.

2. ЭКО возможна, но в каких случаях ...

В исключительных, в случаях тотальных попытках забеременеть венчанной супружеской матери, только по благословению Священноначалия Церкви, которому венчанным, регулярно причащающимся супругам представить все необходимые аргументы и доказательства их жизни, без обмана. Актер - по Канонам церкви --- греховная профессия, лицедейная. А Ермолову отпевал Синод РПЦ МП во главе с Местоблюстителем Сергием.И по каждой смерти великого актера, народного артиста СССР или России, Патриарх всея Руси на сайте РПЦ МП публикует свои персональные соболезнования ?! Значит, профессия актера может быть и не греховной, если Патриарх Кирилл , например, лично, центре Москвы, в элитном Храме, отпевает народного артиста России Николая Караченцева, который до своей тяжкой болезни вел очень сомнительную личную жизнь ! Так и с ЭКО. Только в исключительных, особых, простительных случаях. Потому как выше всего, прощение...

1.

РПЦ уже высказывалась на тему отношения к ЭКО, так что нет никакой необходимости повторяться. Человеку свойственно изворачиваться и обходить неудобные для себя правила, этим и продиктована попытка изобразить ЭКО как исправленная процедура устранившая в новой технологии отрицательные моменты. По этому сценарию в 20-21 веке шла католическая церковь. Запрещенные Богом и нравственностью деяния они подгоняли под нужный ответ, пытаясь сослаться на некое новое их содержание. Примеров этому очень много, но должны ли мы принести в жертву духовную традицию в угоду современности?...Став на этот путь мы однажды и однополые браки благословим. ЭКО , а далее поломавшись признаем нормальным суррогатное материнство, как будто кто-то лукавый выстраивает дорогу в ад. И уже именно Бог становиться злом, не правда ли?.. Нам это нужно?. Хранить духовную верность - значит уметь быть принципиальным, глубоко видеть опасности даже малых отклонений. Что за беда нашему государству да и всей цивилизации в целом от критического отношения РПЦ к ЭКО. Уверен, что это не остановит ни законодателей, ни врачей, ни людей. Совершив грех ЭКО, человек имеет возможность каяться, а Господь его может простить. Но даже это самодовольная гордыня - считает для себя неудобным и потому требует от нас признать черное- белым.

Загрузка...
Священник Даниил Горячев
ЭКО: допустимо или недопустимо?
Отзыв на проект документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения»
18.02.2021
О современных символах культа
О чём свидетельствует дезинфекция Лжицы и ношение маски?
04.01.2021
Все статьи Священник Даниил Горячев
Проблемы семьи и брака
Ныне мы пожинаем плоды безотцовщины
Опрос ВЦИОМ выявил раскол общества в отношении возможного признания Дня отца официальным праздником в России
18.06.2021
Псково-Печерской духовной семинарии быть!
Участники Священного Синода также приняли решение об изменениях в Сретенской духовной академии и вынесли ряд других важных кадровых перестановок
18.06.2021
«Приобщенность к вере — важный демографический фактор»
Для снижения сверхсмертности необходима вакцинация; а для решения демографических проблем в целом требуются экстраординарные меры
16.06.2021
«Милохин формирует деструктивное антигосударственное мышление»
Фонд славянской письменности и культуры призвал прокуратуру проверить антиобщественную деятельность одиозного тиктокера
16.06.2021
«Деградация молодежи налицо»
В Москве в отношении тиктокеров, надругавшихся над православной иконой, возбуждено уголовное дело
16.06.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
А я Собянина понимаю…
Новый комментарий от Русский Иван
19.06.2021 15:35
Вакцинация: Президента России можно игнорировать?
Новый комментарий от печеклад
19.06.2021 10:31
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Новый комментарий от Русский Иван
19.06.2021 10:19
Национализм – это зло или благо?
Новый комментарий от Русский Иван
19.06.2021 10:11
Грядёт второй Амман?
Новый комментарий от влдмр
19.06.2021 09:20