В нашей российской «медийной» среде – среде журналистов, ведущих радиостанций и телевидения, нынешних политтехнологов, политологов, «блогеров», дипломатов и других товарищей с «высшим образованием» – стало модным употреблять в риторике («словоговорении») выражение - «красная черта, красная линия», заходить за которую некрасиво, неприлично, нетактично – только что ни говорят – мерзостно.
Не говорят, а сами – делают.
Автор, в том числе, имеет в виду многочисленные передачи, например, по телевидению, мерзость которых блестяще изобразил в статье «Расчленение Джигарханяна» главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов — честь ему за это и слава.
И даже, если бы «эти профессиональные говоруны» вместо пакостных постельных историй поведали мiру о построенных в России ледоколах, новейших атомных электростанциях или достижениях военно-промышленного комплекса, то, представляется, что эта мерзость «изложения материала» просочилась бы и туда.
Почему?
Да потому, что ею – этой «мерзостью» – пропитана почти вся медийная среда, имеющая полуторавековой опыт «окучивания населения» и культивирования в нем миазмов анархии, хаоса и разрушения.
Попытки внедрения, например, в систему государственного образования «Основ религиозных культур и светской этики», сокращенно ОРКСЭ — учебного предмета, включенного Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента и имеющего «не вероучительный, а культурологический характер», по существу (и по факту), являются «бюрократической отпиской» обществу.
Типа: «хотите – получите, но к нам не приставайте».
Эффективность внедрения этого предмета в образовательную среду, как говорят, «по гамбургскому счету» - является «отрицательной» и вот почему: «прозрачная отстраненность» исполнителей проекта «ОРКСЭ» и «формализм», граничащий с «цинизмом», настолько «гармонично» сочетаются с окружающей школьников и учащуюся молодежь практикой житейского бытия, что вместе с «бюрократическим мусором» предмета (деталями формализма) молодежью отбрасываются и крупицы «искренней истины», м.б. содержащиеся в предмете.
Дети и молодежь чувствительны к такому «вниманию к себе» более, чем человеки, годами плещущиеся в «инфернальном информационном» море, чтобы не сказать - месиве.
Итак, принимая во внимание наш житейский опыт, подтверждаемый, в частности и статьей – резюме «Расчленение Джигарханяна», приходится признать, что все «красные линии» средствами массмедиа - уже пересечены. И поэтому, когда по «внешнему контуру» раздаются призывы не пересекать «красную черту», например, антироссийских санкций, или не выходить из международных договоров «гонки вооружений», российское общество воспринимает эти призывы достаточно хладнокровно и, вполне возможно, скоро уже не будет чувствовать себя - «белым и пушистым»; поскольку время идет, часы тикают, а «массмедиа» стараются «не отстать от Запада», беря с него пример «гламурного времяпрепровождения». Увы, Запад уже настолько давно перешел все мыслимые и немыслимые красные линии во многих областях и отраслях общественной жизни, что уже и не заметит, кто там «белые и пушистые», намечая цели для экономических санкций, вооруженного вмешательства или атомного удара.
В свое время тов. Р. Рейган перешел красную линию, поторопившись назвать Россию «Империей зла», опасаясь, что это название Россия использует первой в отношении США; но, по-настоящему (со времени известного выступления английского деятеля Черчилля в Фултоне) именно США являются сейчас «Империей зла» (чего стоят одни атомные бомбардировки Нагасаки и Хиросимы), и брать с нее пример, это значит идти за примером в эту самую «Империю зла».
Или: «Поскольку российская "новая элита" по своему духу прозападная, компрадорская, "парализация" («паралич» - Ю.У.) не одно десятилетие системно происходит и у нас. Выдаваемое сегодня за культуру, произведения искусства, русскую литературу, зачастую ни к культуре, ни к искусству, ни к русской литературе в их традиционном понимании не имеет отношения, однако имеет конкретное предназначение – подмена смыслов бытия, растление (выделено Ю.У.) нашего народа» (В. Кириллов).
Поэтому мы и наблюдаем все те явления, которые демонстрируют нам «наши массмедиа»; которые и Бога не видят, и, возможно, хотят «щедрой милостыней» откупиться от грехов своих, забывая, что «Бог поругаем не бывает».
Об этом предупреждает и святитель Игнатий (Брянчанинов): «В царствование греческого императора Льва жил в Константинополе человек очень славный и богатый, подававший обильную милостыню нищим. К несчастью, он предавался греху прелюбодеяния и пребыл в нем до старости, потому что от времени укрепился в нем обычай злой. Непрестанно подавая милостыню, он не отступал от прелюбодеяния – и внезапно умер. Много рассуждал о его вечной участи патриарх Геннадий с другими епископами. Одни говорили, что он спасен, по сказанному в Писании: избавление мужа души свое ему богатство. Другие утверждали против этого, что рабу Божиему должно быть непорочно и нескверно, потому что также сказано в Писании: аще и весь закон исполнит человек, согрешит же во едином, бысть всем повинен, не помянется вся правда его; и Бог сказал: в чем тебя застану, в том и буду судить. Патриарх повелел всем монастырям и всем затворникам просить у Бога, чтоб открыл о судьбе почившего, и Бог открыл о ней некоторому затворнику. Он пригласил патриарха к себе и поведал ему перед всеми: В прошедшую ночь я был в молитве и увидел некоторое место, имеющее по правую руку рай, исполненный неизреченных благ, по левую же – огненное озеро, которого пламень восходил до облаков. Между блаженным раем и страшным пламенем стоял умерший связанным и стонал ужасно; он часто обращал взоры к раю и предавался горьким рыданиям. И видел я светоносного Ангела, приступившего к нему, и сказавшего: "Человек, что ты стонешь напрасно? Вот, ради милостыни твоей, ты избавлен муки; а за то, что не оставил скверного любодеяния, ты лишен блаженного рая". Патриарх и бывшие с ним, услышав это, объяты были страхом (выделено Ю.У.) и сказали: истину провещал апостол Павел: бегайте блудодеяния: всяк бо грех, егоже сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй, во свое тело согрешает. Где те, которые говорят: если и впадем в любодеяние, то спасемся милостыней? Милостивый, если он милостив истинно, то должен прежде помиловать самого себя и приобрести чистоту тела, без которой никто не узрит Бога. Не приносит никакой пользы сребро, раздаваемое рукой нечистой и душою нераскаянной».
Смотрящий да увидит, слушающий да услышит…
Уткин Юрий Герасимович, православный публицист