Вышедшая на днях статья А.Д. Степанова об отношении к советскому периоду коротко и точно освещает основные точки непонимания даже церковными людьми нашей истории. Кто-то из древних святых завещал своим ученикам не судить о делах Божиих по человеческим соображениям. Это везде у древних и новых отцов именуется «плотским мудрованием», происходящим от гордости лжеименного разума. Читаешь такие работы, и удивляешься: получается, что Господь Бог в советское время устранился от управления миром, как бы «уехал в командировку». Попробуем хотя бы кратко проиллюстрировать пункты статьи мыслями из Псалтири, посланий Апостолов, Священной истории.
1. Революция 1917 года не была случайностью, революция была неизбежной. Об этом в деталях предупреждали отцы весь Х1Х век, начиная с преподобного Серафима Саровского и святителя Феофана Затворника. В последние перед революцией годы взывал к людям святой праведный Иоанн Кронштадтский: Правды нигде не стало и отечество на краю гибели!»
Или Псалтирь, псалом 52: «Вси неключимы быша, несть творяй благое, несть до единого».
2. Революция началась не в октябре, а в феврале 1917-го.
Тогда аристократы, считавшие себя «элитой», нарушили не только Присягу, но и все возможные человеческие приличия, чтобы «пятою рабскою» поправ обломки разрушенного под их руководством Царства, взгромоздиться на престол «русской демократии». Псалом 40: «Ядяй хлебы моя возвеличи на мя запинание». Псалом 104: «Не прикасайтеся помазанным Моим и во пророцех Моих не лукавнуйте. И призва глад на землю». Откуда это взялось? «Се боле неправдою, зачат болезнь и роди беззаконие», псалом7.
3. Большевики стали бичом Божиим. «Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху себе. «Дал еси нас яко овцы снеди, и во языцех рассеял ны еси», псалом 43. «Благо мне, яко смирил мя еси», псалом 118.
4-5. «Россия переварила коммунизм и поставила его на службу своей государственности. «Любящии Господа ненавидите злая: хранит Господь души преподобных своих, из руки грешничи избавит их. «Свет возсия праведнику и правым сердцем веселие. Веселитеся праведнии о Господе и исповедайте память святыни его, псалом 96. И Апостол Павел велит христианам радоваться всегда.
6-7. Камнем преткновения, для православных, конечно, являются «сталинские репрессии». Когда просишь аудиторию назвать самую грандиозную в человеческой истории репрессию, обычно или молчат, или называют «сталинские». Но христиане должны помнить, как мы молимся в вечернем правиле: «Достоин всякого осуждения и муки», иначе мы становимся лицемерами. Творец Всемирным потопом уничтожил все человечество, впавшее в непрекращающиеся и не раскаянные грехи. А нас, сегодняшних, ждет по слову Апостола Петра огненный потоп. И только по Милости Божией этот огонь может стать для христиан ласкающим и веселящим огнем Великой Субботы. Зная это, мученики всех времен и народов шли на казнь с великой радостью. А без их подвига давно бы уже ничего не было. Вспомним пророческие слова святого праведного Иоанна Кронштадтского о грядущих искушениях: «Крепись, Россия! Но и кайся, молись и плачь горькими слезами пред твоим Небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала. Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото в горниле. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни».
Многим казалось тогда, что Русская Православная церковь, эта «соль зем-ли» по слову Христа, «обуяла и выброшена на попрание людям» (Мф. 5. 13). Но в условиях массовых гонений она сумела в целости сохранить свое ядро и дух жертвенной любви. Соловецкий ссыльный, архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) писал: «Соловки – замечательная школа нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия». «Мне кажется, - писал из арзамасской ссылки епископ Герман (Ряшенцев), - происходит очищение святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний и проверок… Посмотрите, как жизнь фактически стала аскетична, как самоотреченна, все разрозненное и почти во всех самых разнородных по содержанию областях жизни идет к единству через коллективизм…». И это пророчество Владыки об очищении и единстве очень скоро сбылось: в 40-е годы в стране проведено три церковных Собора и ни одного партийного съезда, закрыт Союз воинствующих безбожников. А новое колхозное крестьянство, в отличие от «освобожденного» единоличного крестьянства 1917 года, бросившего германский фронт, но жестоко бившегося с братьями в Гражданской войне, оказалось таким же самоотверженным и стойким, как и крепостное крестьянство в 1812 году. Колхозники не занимались грабежом имений, а собирали многомиллионные пожертвования на армию и разгромили общеевропейскую агрессию фашистов. В Удмуртии только за 1942 год колхозники собрали на танковую колонну 41 миллион рублей. И эти деньги они заработали в колхозах, а не заняли в банках под проценты (напомним, что танк Т-34 стоил в то время ок. 250 тыс. руб.). В пользу колхозов говорит и то, что даже там, где коллективизация проводилась жестоко, ни одна деревня с карты страны не исчезла, не то, что в последующие времена. И вообще, слово «колхоз» впервые встречается в книге ветхозаветного пророка Неемии. Колхозей – один из участников восстановления Иерусалима после вавилонского пленения. Имя это переводят как «всевидящий»! Таким языком «случайных совпадений» и говорит с нами Бог. И снова Псалтирь: «Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся, делающия беззакония, псалом 100. В 1924 году Митрополит Кирилл (Смирнов) сказал Патриарху Тихону: «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы» (Из жития за 20.11).
А для лучшего понимания судьбы И.В. Сталина хорошо обратиться к его юношеским стихам, опубликованным в школьных учебниках и журналах дореволюционной Грузии.
Шел он от дома к дому,
В двери чужие стучал.
Под старый дубовый пандури
Нехитрый мотив звучал.
В напеве его и в песне,
Как солнечный луч, чиста,
Жила великая правда –
Божественная мечта.
Сердца, превращенные в камень,
Будил одинокий напев.
Дремавший в потемках пламень
Вздымался выше дерев.
Но люди, забывшие Бога,
Хранящие в сердце тьму,
Вместо вина отраву
Налили в чашу ему.
Сказали ему: «Будь проклят!
Чашу испей до дна!..
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна.
Здесь ему открылась даже его кончина. А вот как он подводил итог своей жизни в 70 лет. Это стихи, найденные после
смерти в его архиве:
Поговорим о вечности с тобою:
Конечно, я во многом виноват!
Но кто-то правил и моей судьбою,
Я ощущал тот вездесущий взгляд.
Он не давал ни сна мне, ни покоя,
Он жил во мне и правил свыше мной.
И я, как раб вселенского настроя,
Железной волей управлял страной.
Кем был мой тайный Высший повелитель?
Чего хотел Он, управляя мной?
Я, словно раб, судья и исполнитель,
Был всем над этой нищею страной.
И было всё тогда непостижимо:
Откуда брались силы, воля, власть?
Моя душа, как колесо машины,
Переминала миллионов страсть.
И лишь потом, весною, в 45-м,
Он прошептал мне тихо на ушко:
– Ты был моим послушником, солдатом,
И твой покой уже недалеко!
1949 г. ИОСИФ СТАЛИН.
Сразу приходит на память «Железный поток» Серафимовича с его: «Идтить, идтить, идтить, иначе – смерть».
Плоть России, в том числе и церковная, была по слову Апостола Пала «предана сатане на измождение, чтобы спасти дух». 1кор. 5:5. Действительно, трудно представить какой-то иной способ спасения для монаха с картины Перова «Чаепитие в Мытищах».
9 -10. Христианство без Христа. Коммунисты сохранили в народе способность верить. Близкое знакомство с советской литературой и искусством, особенно, военного времени, вызывает устойчивые ассоциации с житиями святых. «Как закалялась сталь», «Педагогическая поэма», «Судьба человека», «Василий Теркин», «Жди меня» и многие, многие вещи, каких сейчас уже не написать, тому подтверждение. Русские коммунисты вывели народы Европы из ада. Буквально, как на иконе «Сошествие во ад», навстречу нашим солдатам шел поток освобожденных народов. Даже не верующие люди спасались, как Раав - блудница или милосердный самарянин по евангельской заповеди: «Возлюби ближнего своего… как самого себя».
Забыли вы Христа,
Но не сошли с Креста.
Чтоб со Христом мы были,
Вы головы сложили.
А вот слова не христианина и не коммуниста, а просто честного человека Чарли Чаплина: "Я не знаю, что такое коммунизм, но, если он создаёт людей, подобных тем, что сражаются на русском фронте, мы должны уважать его. Настало время отбросить всякую клевету, потому что они отдают свою жизнь и кровь за то, чтобы мы могли жить. Нам следовало бы отдать не только наши деньги, но и всю духовную способность к дружбе, которой мы обладаем, чтобы помочь им <...> Россия, ты завоевала восхищение всего мира. Русские, будущее – ваше». Такие слова могли быть сказаны только по вдохновению свыше.
Владимир Вениаминович Шкляев, историк, член Союза писателей России