В субботу, 5 декабря 2020 года, около 16-00 ушёл из жизни Игорь Яковлевич Фроянов, который, в ХХI веке, без всякого сомнения, был крупнейшим отечественным историком. Уход Игоря Яковлевича из жизни – это тяжелейшая утрата не только для русской исторической науки и всей нашей культуры в целом, но и безутешное горе для тех граждан страны, которые ориентированы на государственно-патриотические ценности.
Волею судеб я познакомился с Игорем Яковлевичем Фрояновым 20 лет тому назад, когда он появлялся в стенах Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. В ту пору наша псевдолиберальная общественность уже начала публикацию статей, гневно осуждавших декана исторического факультета. Но Санкт-Петербургскыныие Духовные школы, которые тогда возглавлял владыка Константин (Горянов), ныне митрополит Петрозаводский и Карельский, поддерживали Игоря Яковлевича в то непростое для него время.
И вслед за нашим мимолётным знакомством в стенах Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, когда я подарил профессору Фроянову свою книгу «Духовный мир народов классического Востока», я имел возможность второй раз встретился с Игорем Яковлевичем Фрояновым уже в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры вовремя празднования 50-летия владыки Константина. За праздничным столом мы были рядом и нас даже вместе сфотографировали. В ходе той замечательной трапезы в митрополичьих покоях мы с Игорем Яковлевичем, вероятно, и почувствовали друг к другу взаимную симпатию.
Надо особо подчеркнуть, что 2001 год был для Игоря Яковлевича очень тяжелым. Смерть супруги от тяжелой болезни и убийство сына И.Я. Фроянова, наша пвседолиберальная общественность восприняла как благоприятный фактор для развязывания настоящей травли. Декану исторического факультета СПбГУ не могли простить публикацию книги «Погружение в бездну», которая была посвящена крупнейшей геополитической катастрофе ХХ века – сознательному уничтожению верхушкой КПСС нашей общей родины - Союза Советских Социалистических Республик. Эта честная и удивительно смелая книга была опубликована ещё при жизни многих активных могильщиков Советского Союза. Один из них - Борис Николаевич Ельцин ещё оставался тогда Президентом России. Конечно, книга вызвала ярость у тех, кто был сопричастен разрушению великого союзного государства. В различных «либеральных» изданиях стали появлялись поносные статьи, представлявшие нашего крупнейшего историка отпетым реакционером. Ну, а 22 июня 2001 года, когда достигнутый Игорем Яковлевичем возраст, формально позволял отправить его на пенсию, тогдашнее руководство Санкт-Петербургского государственного университета воспользовался возможностью преподнести юбиляру подарок; в день рождения Игоря Яковлевича его сняли его с должности декана Исторического факультета. Вслед за этим последовало и освобождение профессора Фроянова от заведования кафедрой.
Репрессивные меры в отношении учёного такого масштаба представляли собой нечто неслыханное со сталинских времён. Поэтому гонителям Игоря Яковлевича Фроянова, стали противостоять те, кто дорожил честью отечественной гуманитарной науки. В их числе, прежде всего, были сотрудники исторического факультета СПбГУ.
К стремлению нашей патриотической интеллигенции защитить выдающегося русского учёного присоединились и политики достаточно высокого уровня. В их числе тогда были Председатель Государственной Думы Российской Федерации Г.Н. Селезнёв и лидер КПРФ Г.А. Зюганов.
Антифрояновскую коалицию в первую очередь возглавляли ныне уже покойные деятели Санкт-Петербургского Института истории РАН. Того самого академического института, который позднее прославился скандально известным голосованием при защите докторской диссертации К.М. Александрова «Генералитет и офицерские кадры вооруженных формирований Комитета освобождения народов России 1943 – 1946». За апологетическую по отношению к Власову и власовцам работу проголосовало 16 из 17 членов Учёного совета. Выходит, что псевдолиберальная публика была готова славословить диссертацию, восхваляющую Власова и власовцев, но не могла стерпеть появления исследования, посвященного крупнейшей геополитической катастрофе ХХ века - уничтожению Советского Союза. Ведь книга Игоря Яковлевича «Погружение в бездну» беспощадно уничтожала насаждавшийся «прорабами перестройки» стереотип: « Хотели как лучше, а вышло как всегда».
Если отвлечься от исследований Игоря Яковлевича Фроянова, посвящённых русской истории ХХ века, то, прежде всего, следует говорить о его выдающихся трудах, посвящённых Древней Руси. Однако уже после снятия Игоря Яковлевича со всех административных постов, он показал себя и как выдающийся исследователь Московской Руси, глубочайшим знатоком времен Ивана Грозного.
Вклад Игоря Яковлевича в науку о русских древностях без сомнения огромен. И сделанные им выводы имеют несомненное философское значение. Профессор Фроянов всегда стоял на позиции, что управление племенными союзами осуществлялось в Древней Руси из племенных центров городов, где пребывали племенные власти – князья со своими дружинами и старейшинами, именуемыми «старцами градскими». Там собиралось общеплеменное собрание, вече, бывшее верховным органом власти союза. Город также являлся сакральным центром племенного союза.
Эти взгляды Игоря Яковлевича Фроянова тем более значимы, что советская политграмота, опираясь на идеи, родившееся почти двести лет тому назад, традиционно проповедовала, что государство является продуктом непримиримости классовых противоречий. Выводы же профессора Фроянова подводили нас к мысли, что государство является продуктом непримиримости межэтнических противоречий. Ведь всякое племя, создавая свои города, прежде всего, защищало себя от внешней агрессии, которая могла исходить как от соседних племён, так и от нашествий дальнего неприятеля.
Вклад Игоря Яковлевича Фроянова в отечественную историческую науку воистину огромен. Когда смотришь на полки, уставленные толстенными томами его сочинений, то понимаешь, что это был человек огромной энергии. И даже свою последнюю книгу он опубликовал буквально за несколько недель до ухода из жизни.
В разгар так называемой «Фроянской войны» я говорил Игорю Яковлевичу о том, что придёт время, когда о его творчестве будут писать историографические кандидатские диссертации. В этих исследованиях будут тщательно анализироваться его научные и общественно-политические взгляды. И надо сказать, что это моё суждение по поводу последующей судьбы Игоря Яковлевича не было просто утешением, произнесённым в тяжёлое для историка время.
Прошло четыре года и доктор исторических наук, профессор Виктор Степанович Брачёв опубликовал книгу «Опасная профессия - историк», в которой было три части. Первая часть была посвящена делу академика Платонова. Вторая часть – делу академика Тарле. А третья часть – делу Игоря Яковлевича Фроянова. Позднее тот же автор посвятил Игорю Яковлевичу Фроянову огромную монографию, в которой сопоставлял судьбы двух крупнейших русских историков академика Платонова и профессора Фроянова, подвергавшихся при их жизни жестоким преследованиям.
Не подлежит сомнению, что масштаб личности Игоря Яковлевича Фроянова со временем будет в общественном сознании лишь возрастать. И, конечно, задача всех, кто стоит на государственно-патриотических позициях, бережно хранить память об этом выдающемся сыне великого русского народа!
Андрей Леонидович Вассоевич, председатель «Петербургского исторического клуба» телерадиокомпании «Петербург», доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор