Воспитание в духе и Истине. 6 декабря празднуется день памяти святого благоверного князя Александра Невского. В следующем году великому князю исполняется 800 лет.
Этот будущий воин и защитник земли русской родился в Переславле-Залесском в 1221 году. Был потомком Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Основным занятием мужчины в те годы была война, поэтому как такового детства у княжеских детей не было. Буквально с пеленок будущего князя готовили к участию в боевых походах и воинских сражениях. И подготовка эта заключалась не только в том, что ребенок приучался к воинской дисциплине, учился владеть мечом и ездить верхом. Поскольку доблесть и честь русского воина были основой внутренних качествах человека, то будущий князь осваивал, прежде всего, грамоту, этико-моральные и духовно-нравственные принципов жизни, чему значительно способствовало изучение древних языков, Священного Писания, святоотеческих творений, историй военных подвигов предков. Кроме того, будущий князь обязательно с детства приучался к ведению активной церковной жизни – сугубой молитве, посещению православного богослужения и участию в Таинствах Церкви.
Уже в 14 лет Александр Невский принял участие в настоящем боевом походе с отцом князем Ярославом Всеволодовичем против рыцарей, в 1236 году Александр Невский стал Новгородским князем.
В 1239 году женился на княжне Александре, дочери Полоцкого князя. Нужно сказать, что вживую познакомился он с ней только на венчании, поскольку в те годы родители искали суженных своим детям. До свадьбы Александр Невский и Александра вели целомудренную жизнь и только переписывались друг с другом.
Так мощная физическая подготовка, а также воспитание в духе, христианском благочестии и чистоте оказали значительное влияние на формирование как внешнего образа, так и характера будущего святого и благоверного князя.
Оставив жене наследника Василия, Александр Невский в 1240 году начал военную деятельность.
«Не в силе Бог, а в правде!». В июле 1240 году, когда Александру Невскому было 19 лет, шведские рыцари во главе с ярлом Биргером вошли к реку Нева. Имея значительное численное преимущество они, как свидетельствует Новгородская летопись, первыми нападать не стали и заняли выжидательную позицию.
Причем ожидание это проходило в очень, мягко говоря, «пикантной» обстановке. Имея с собой женщин-наложниц, шведские рыцари устроили пьяные оргии и полностью погрузились в развратную жизнь. Численность войска Биргера в несколько раз превышала численность дружины князя Александра Невского, поэтому первый был самонадеянно уверен, что победит последнего. Но последние, как известно, «будут первыми, и первые последними» (Мф. 20: 16).
Узнав от своей разведки, что Биргер вошёл в Неву, князь Александр закрылся в храме и на несколько дней погрузился в молитву, чтобы сконцентрироваться, аккумулировать в себе все духовные силы и главное, попросить Божией помощи на правое дело, как учили его воины-предки.
Через некоторое время благоверный князь принял судьбоносное решение – напасть на шведов первым. Собрав свою малочисленную дружину, благоверный князь подкрался незаметно к Биргеру и нанёс его войску сокрушительный удар, в результате которого шведы потерпели поражение.
Именно перед Невской битвой благоверный князь Александр, получив благословение на бой от архиепископа Спиридона, произнес перед своей дружиной знаменитую фразу: «Не в силе Бог, а в правде».
Русь могла стать католической. Значение Невской битвы 1240 года является важным для всей истории Руси. Биргер осуществлял намерение шведского короля, целью которого было окатоличить Русь. Это был крестовый поход католичества на православные земли Новгорода. Об этом свидетельствуют католические епископы, присутствовавшие в шведском войске.
Так Невская битва положила начало защиты Руси благоверным князем Александром от католической экспансии. Апогеем этой борьбы стало Ледовое побоище 1242 года на Чудском озере, в результате которого были разбиты войска Ливонского ордена.
После этого несколько раз католические архиереи и даже сам римский папа Иннокентий IV предлагали Александру Невскому креститься в католическую веру и тем самым подчиниться римскому престолу.
Но князь Александр выстоял в этой борьбе, а незадолго до смерти принял монашескую схиму с именем Алексий, чем ознаменовал свою христианскую кончину также в благочестии и чистоте.
Оценивая деятельность святого и благоверного князя Александра по прошествии стольких лет, нам, христианам XXI века, трудно представить себе такую жизнь, когда постоянно велись войны. Но таковыми были те далекие годы XIII века.
Ясно одно: Русь могла бы стать католической и пойти по другому духовному и историческому пути. Но этого, слава Богу, не произошло благодаря святому благоверному князю Александру, который после победы в битве на реке Неве стал Невским.
И наша задача – всегда помнить о великом подвиге русского князя!
Радуйся, святый благоверный великий княже Александре!
Александр Церковный, православный публицист