По данным Центробанка, во II квартале доля безналичных платежей подскочила до 69%. Такого уровня ждали только к концу 2020 года. Рост доли безнала фиксируют и в Сбербанке — безналичных клиентов уже почти 40%. А согласно исследованию «СберИндекса» и «Платформы ОФД», по итогам III квартала отметку в 60% доля безнала превысила сразу в семи регионах — это абсолютный рекорд за всю историю наблюдений, сообщают «Известия».
«Отказ от наличных — общемировой тренд. Использование бумажных денег свели к минимуму Австралия, Сингапур, Канада, Бельгия, Швеция, Нидерланды. По оценкам Банка международных расчетов (БМР), доля наличных платежей во всем мире упала на 10–12%. А за время пандемии использование бумажных денег в мире снизилось на 48%. Самые быстрые темпы перехода на безнал показали Канада, Австралия, Великобритания, Россия и Румыния, пишут аналитики консалтинговой BCG в исследовании Global Payments 2020», - пишет издание.
«Пандемия резко ускорила процесс трансформации платежей, - говорится далее. - ВОЗ объявила купюры переносчиком COVID-19, и люди осознали: бумажные деньги не только непрактичны, но и небезопасны. Однако главным фактором изменения пользовательских привычек аналитики называют не столько опасность заражения вирусом, сколько развитие служб доставки, интернет-сервисов и онлайн-развлечений во время весеннего локдауна».
Кроме того, «Россия — в лидерах по массовому распространению онлайн-банкинга и развитию эквайринга».
Как отмечают «Известия», «в максимальном переводе средств в онлайн заинтересовано государство: это упрощает контроль за движением денег, увеличивает безопасность трансакций и способствует выводу средств из тени».
«Ускорит ли процесс отказа от наличных денег появление цифрового рубля, о создании которого задумались в Банке России? Предполагается, что цифровой рубль будет полноценным платежным средством наравне с обычным рублем и сможет широко использоваться населением, бизнесом и государством», - отмечает издание.
Сам регулятор считает, что купюрам цифровой рубль не конкурент. «Я могу вас успокоить, если вы захотите носить наличные рубли в кармане, вы продолжите их носить, потому что одно не заменяет другое. Все три формы денег (наличные, безналичные, цифровые. — Ред.) будут работать», — заверила первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, выступая на форуме «Пульс цифровизации». При этом, как считают в Сбербанке, свойства цифровой валюты необходимо расширить на все безналичные деньги.
В то же время «эксперты вообще не советуют совсем игнорировать наличные средства. С ростом популярности безналичных платежей растет и изобретательность мошенников. Иметь небольшую сумму "во внутреннем кармане", чтобы воспользоваться ей в экстренном случае блокировки карты или отсутствия интернета, будет совсем нелишним».
Вышеуказанные процессы анализирует в интервью «Русской народной линии» известный специалист в области информационных технологий, заведующая кафедрой информатики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук Ольга Викторовна Китова:
Новая финансовая система, новый валютный мир будут построены на нескольких видах денег. В их число войдут электронные деньги, которые дублируют обычные бумажные фиатные деньги. В этой системе будут также цифровые валюты, эмитируемые центральными банками.
Китай выпустил цифровой юань (криптоюань DCEP), который уже используется, пока только внутри страны. Британцы выпустили RScoin. Федеральная резервная система США собирается выпустить федкоин (Fedcoin).
Разговоры о цифровом рубле ведутся уже более трех лет. Банк России рассматривает несколько технических способов реализовать эту идею: посредством технологии распределенных реестров (блокчейна), при помощи централизованного реестра, а также смешанный способ. При переводах цифровых рублей не будет посредников в виде банков.
Напомним, что на основе технологии распределенных реестров реализованы биткоин, эфир и другие криптовалюты. В отличие от электронных денег они не контролируются банками и могут служить не только средством платежа, но и средством накопления богатства.
Тот факт, что в России решили выпустить цифровой рубль, говорит о том, что мы развиваем собственную финансовую систему с использованием современных технологий. Такая система необходима стране, которая планирует создание и развитие собственной макроэкономической зоны. Россия развивает Евразийский экономический союз и планирует расширение сферы рубля, в том числе за счет создания удобного цифрового рубля. Надо понимать, что стран, способных создать собственную криптовалюту, не так и много. Большинство стран будут использовать чужие деньги и финансовые системы.
В целом, то, что движение идёт в сторону цифровизации, это не очень хорошо. Верующие люди хорошо понимают, к чему ведёт этот процесс. Но то, что мы не отстаём в этой гонке, используем цифровые технологии для построения цифрового суверенитета России, это хорошо, потому что нас не закопают раньше времени.
Православные люди, наблюдающие за этими процессами, обеспокоены возможностью установление тотального контроля над населением. Так вот, тотальный контроль возможен над электронными деньгами, но не над криптовалютой. Электронные деньги полностью находятся под контролем банков и финансовых организаций, их можно изъять и уничтожить. С криптовалютой так сделать невозможно, так как там действует технология блокчейн. Новые, цифровые деньги отчасти будут напоминать привычные деньги (наличные). Они также будут обладать функцией накопления, они будут секретны и анонимны. Это вещь необходимая, если мы, конечно, хотим создать аналог золотых денег.
Человечество ещё в XV – XVI вв. сделало выбор в пользу технократической цивилизации, в сторону развития технологий в ущерб духовности. Ставка была сделана на материальное. Именно тогда была допущена ошибка, а сейчас мы расхлёбываем последствия этой ошибки. Мы живём в технократическом мире, где суверенитет может иметь только у того, у кого есть современные технологии. Конечно, мы можем пойти по другому пути, отказавшись от создания цифровых денег, продолжим печатать бумажные деньги и в целом будет жить по старинке, как веками жили наши отцы и деды. Всё это кончится для нас очень плохо и очень быстро. Россия на сегодняшний день не является самодостаточной экономикой, как СССР. Если бы нам удалось создать собственную валютно-экономическую зону, мы могли бы отказаться от одних денег и перейти к другим, и играть не по тем правилам, которые нам предлагают извне, а устанавливать собственные правила, как в своё время делал Советский Союз.
А поскольку у нас пока нет собственной полноценной валютно-экономической зоны, а ВВП России составляет меньше 2% от мировой экономики, то, к сожалению, мы вынуждены играть по чужим правилам. В противном случае страна распадётся на части, а народ будет голодать…
2. Ответ на 1, Андрей Карпов:Но проблема в том, что цифровой денежный оборот во многом удобнее бумажного.
1. Альтернатива маловероятна