Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков уверен, что одной из предвыборных задач, стоящих перед правящей партией «Единая Россия» на предстоящих думских выборах, является получение максимально возможного результата, сообщает ТАСС.
«Вы знаете, партия крупнейшая, это то, что называется "партией власти", потому что всё-таки это доминирующая партия. Я госчиновник, я не занимаюсь партийной работой, но могу вам сказать, что, наверное, вряд ли можно сомневаться в том, что партия не претендует на максимально возможный результат», - сказал Песков, отвечая на вопрос, ставил ли Президент перед партийным руководством какие-либо задачи по количеству мандатов и т. д.
Песков выразил уверенность, что такой настрой подтвердят и в самой «Единой России». «Уверен, что она [партия] это подтвердит», - сказал он.
При этом представитель Кремля не стал конкретизировать, какие количественные показатели он имеет в виду под словами «максимально возможный результат». «Это максимально возможный [результат], цифры никакие я не говорю», - заключил Песков.
О грядущих парламентских выборах и судьбе «Единой России» размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» д.ф.н., профессор Сергей Викторович Лебедев:
Партия — это организация единомышленников, которые решают политические задачи политическими средствами. Когда речь идёт о победе на выборах, то любая партия собирается получить максимальное количество голосов. Абсолютного большинства «Единая Россия» может и не достичь, хотя получит большинство голосов. Эта оговорка Дмитрия Пескова на тот случай, если результаты будут не очень хорошие.
«Единая Россия» ещё будет оставаться крупнейшей партией в силу одного обстоятельства: её поддерживает Президент. Популярность Путина автоматически влияет на положение «единороссов». Здесь не надо путать такие понятия, как «президентская партия» и «партия вождя», когда есть харизматический лидер и народ проявляет верность ему. На этот счет есть партия Жириновского. «Единая Россия» имеет такую специфику, что это действительно партия власти.
Партия власти — не только наше явление. В своё время, когда формировали первую, оказавшуюся неудачной, партию власти — «Наш дом - Россия» во главе с нашим златоустом Виктором Черномырдиным, то политтехнологи использовали успех партии под названием UNR «Союзная новая республика», которую создал Шарль де Голль. Сам де Голль не хотел связывать себя с какой-то партией и формально в ней не состоял; даже демонстративно отсутствовал на учредительном съезде, когда эта партия объявила себя партией президента.
Как бы то ни было, но партия власти — это влиятельные люди, карьера которых связана с сохранением существующего порядка вещей, что делает партию власти очень стабильной, если порядок вещей устраивает большинство населения. Печальной памяти пример - партия «Наш дом - Россия» не пользовалась никакой популярностью. Тогда ей не помогли ни громадные средства, ни красивые лозунги, ни политтехнологи. Путин всё-таки сохраняет популярность в народе. Может быть, кто-то и ворчит, но это ворчливое удовлетворение.
На фоне того, что пандемия делает в Европе, мы можем с гордостью сказать, что Россия — молодец, достаточно быстро изолировалась. Действительно, у нас существует определённая эффективность работы государственного аппарата. Хотя что-что, а в России больше всего любят ругать работу чиновников. Но, тем не менее, надо отметить, что всё-таки работа движется.
Неизменное существование бюрократизма и коррупции при всякой иерархической структуре — эти явления всегда были, с ними надо бороться и никогда их полностью не победить, но борьба идёт. Время от времени кого-то сажают, но здесь я не хочу опускаться до сплетен. Тем не менее, в Кремле понимают, что негативная репутация партии портит имидж лидера, как бы высоко он ни стоял.
«Единая Россия», как положено партии власти, будет популярна до тех пор, пока её поддерживает Путин или, (надеюсь этого не будет) вдруг первое лицо партии, символизирующее власть, моментально потеряет свой авторитет.
Таким образом, партия власти — особая структура. Это не идеологическая партия, которая собирается построить социалистическое, демократическое или еще какое-нибудь общество; это не партия какой-то одной проблемы, когда она создаётся с целью запретить что-то или наоборот легализовать что-то. Это партия, которая обеспечивает нормальное функционирование государственного аппарата, когда во главе государства стоит достаточно авторитетный, харизматичный и пользующийся популярностью в народе лидер.
Какие могут быть результаты у «Единой России» на следующих выборах в Государственную Думу? Улучшит ли она или ухудшит свои позиции? Пандемия может всё очень стремительно изменить. Одни считают, что пандемия не очень виновата, а виновата местная власть, т.е. единороссы — «Долой такую власть!». Другие, наоборот, считают, что за границей все болеют, а у нас всё хорошо, значит — «Будем голосовать за партию власти!».
Делать политические прогнозы всегда рискованно. В ситуации, вызванной пандемией, все наши социологические исследования, экономические показатели, исследования по поводу эффективности или неэффективности в тех или иных областях не являются показательными.
Радикальных изменений в нашей партийной системе не произойдёт. У КПРФ и ЛДПР есть свой твёрдый электорат. Он может немного увеличиться или сократиться, но, в основном останется в современных пределах.
«Единая Россия» может сильно погореть в отдельных регионах России, но в целом сохранит свои качества как партия власти и как самая крупная в России политическая партия. Если Путину не понравится «Единая Россия», если он сочтёт, что она слишком засиделась, то эта партия сразу уйдёт на свалку истории. А у Путина есть запасные варианты, вроде «Народного фронта» или молодежных организаций. Он специально их использует, чтобы понимали, что в России нет незаменимых людей, но есть незаменённые.
Как только Путин решит, что отпала необходимость в существовании партии «Единая Россия», то она тут же прекратит своё существование. Пока Путин особо не критикует «Единую Россию», поэтому у партии есть шанс сохранить существующее положение.
Путина устраивает «Единая Россия» в том виде, в котором она есть, иначе он предпринял бы какие-нибудь меры, высказал бы своё «фи», инициировал бы проведение партийного съезда, на котором кто-то вдруг высказал бы суждение, что партийцы засиделись и пора дать дорогу молодым. На сегодняшний день такого нет, и это свидетельствует о том, что Путина пока устраивает «Единая Россия».