Наше поколение, родившееся в СССР и живущее в России, я считаю счастливым поколением. Помню, как моя мама, выйдя на пенсию в восьмидесятые годы, шутила в адрес своего поколения (видимо, это в те времена было расхожее выражение): «Самые счастливые люди сейчас – пенсионеры: отпили до указа (антиалкогольного), отработали до перестройки и отлюбили до СПИДа». Но сейчас я не о том. Не по тому считаю моё поколение счастливым, что мы не знали войны, не пережили суровых испытаний, что мы познали «прелести жизни». Нас коснулся не только Афганистан, но и Чечню и Донбасс мы застали. И Югославию, и Ливию, и Сирию. Применить воинскую доблесть можно было в любой точке. Нас коснулись девяностые годы со своими испытаниями. Почему я так говорю? Да потому что само слово «счастье» этимологически понимается как соучастье. Соучастье в жизни страны. Мы имеем возможность выбора точки приложения наших сил. На что их направить.
Девяностые годы каждому вспоминаются по-своему. Многие остались без работы, вынуждены были заняться коммерцией, порой не имея к этому предрасположения. Кто-то не терялся, брал всё, что плохо охраняется. Власти в те годы часто закрывали глаза на воровство. Могли посадить в тюрьму за ведро яблок из ничейного сада, а украденные драгметаллы могли пропустить мимо глаз. В то время, когда работникам по нескольку месяцев не платили зарплату, людей перевели на «самообеспечение». Это были испытания, которые во многом показали, кто есть кто. И ко мне подходили знакомые с просьбой помочь украсть на заводе катализатор, содержащий драгметаллы. В тех условиях это и преступлением считать трудно было: когда детям твоим нечего есть, негде жить, вдруг появляется возможность не только на еду, но и на квартиру «заработать». Дикие были времена, но как осуждать людей, когда смешались в сознание людей понятия «Добро» и «Зло»? Однако мне пришлось ответить, что я нахожусь по другую сторону баррикады.
Нет, не каждый человек мог определить ход истории, стратегию развития Государства, но каждый мог для себя определить, на какой стороне баррикады находится он: разбрасывать камни, или, если не собирать, то хотя бы сохранять имеющееся.
Не выдержала «классовая идеология» Владимира Ильича, как не выдержало созданное им Государство рабочих и крестьян. Не ставлю здесь своей задачей выяснять причину, почему не выдержало. Причины, на мой взгляд, – в загнивании «элиты», чему способствовало неверие и отсутствие необходимости и возможности истинного покаяния. Страны не стало. Но что-то должно было остаться? Есть всё-таки корни исторические у нашего народа! А именно корнями дерево питается. К корням своим и должна приникнуть Россия. Всегда в трудное и смутное время обращались люди русские к Православию. Нет, не в том дело, что храмы строиться и открываться начали. Куда важнее те истины Православия, которые доходят до души человека и перерождают её.
А та борьба, которая происходила в девяностые в нашей стране, – она не кончилась и не кончится, пока живёт человек. Только сейчас вести эту борьбу ещё сложнее. Линии фронта не видно. Добро и зло как бы смешались. Мы – в так называемом постиндустриальном обществе, обществе потребления. Где же та линия баррикады?
А вот она. Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла. Эти строки из 117 Псалма царя Давида Христос напомнил ученикам. Эти строки каждый из нас ежедневно должен напоминать себе. Ибо Камень этот – Христос. И не о нас ли говорил Он ученикам в продолжение: Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. (Мф. 21:41-43).
Так, о каких плодах говорил Господь в этих словах? Отвергли камень носители иудейской веры. Почему? Не получили они от Него желаемого, мирового господства. Кроме того, Он совершил, с их точки зрения, самое безумное деяние – изгнал торговцев из храма. Что нужно было не принявшим Христа? Того же, что имели их поработители, римляне: хлеба и зрелищ. Разве могли они понять Его слова: «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18:36)? А мы можем слова эти хоть насколько-то понять? Для этого к корням нашим, да к языку нашему обратиться следует. Кто такие русские богатыри? Да это те, кто Бога тырил, то есть нёс в себе, Божью волю творить мог. Себе ли брал такой человек награбленное, или о Державе радел? Русский человек – тот, кто последним куском хлеба поделится. Тот, у кого слова евангельские «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13) на скрижалях сердца написаны. Иначе не смогли бы мы победить в самой страшной войне. Не были бы люди способны на подвиги, на смерть ради того, чтобы спасти жизни друзей. Русский человек Богом движим. «Не я живу, во мне Христос живёт». От того-то и силы в душе русской богатырские имеются. И, если есть у нас материальные блага, готовы поделиться ими с ближним, да что тут ближний, с любым, кто рядом. Помните Владимира Семёновича: «Кто водку в одиночку пьёт и коллектив не признаёт, тот страшный вред наносит организму». Россия многонациональна и русский готов делиться с каждым. Вот они, плоды веры. Нет, конечно, не в потреблении водки, а в готовности помочь, поделиться. Меня жизнь научила тому, что не на чужую помощь надо рассчитывать, а быть готовым в любую минуту оказать помощь другому.
Помогать русский человек рад. Только всегда ли помощь эта человеку во благо будет? Вот вам одна притча: Некий человек узнал слова Христа «Если хочешь быть совершенным – продай своё имение и раздай всё нищим», так буквально понял эти слова, что поступил в точном соответствии с ними. И что произошло потом? Нищие полгода питались за счёт того, что получили от этого «праведника», а потом вновь к нему пришли и просят: «Дай нам ещё», а он гордо отвечает: «У меня больше ничего нет, я такой же нищий, как и вы». Те не поверили, стали его бить. Бьют по одной щеке, он другую подставляет, всё по букве Евангелия, при этом считая себя праведником. Убили его. Прилетает душа его к воротам рая, стучится: открывайте, «праведник» прилетел. Вышел апостол Пётр на стук, тот ему всё про себя и рассказал, дескать по слову Божьему жил, а потом ещё и пострадал за веру, святой я, выходит. А Пётр только спросил его: «А разве не говорили тебе: "Не давайте свиньям жемчугов"?» И закрыл ворота рая. Нет, не в раю мы живём. Ох, как хотелось нам с тобою// Жить, как в раю здесь, и порою// Мы зря судьбу свою ругали:// Ведь мы того не понимали, // Что здесь – больница, а не рай// Так что, сестрица, выбирай: Иль от грехов своих лечиться, // Иль в бездну к дьяволу скатиться.
Нет, не хлеба и зрелищ прежде всего чают русские сердца. Не хлебом единым жив человек, но словом, исходящим из уст Божьих (Мф. 4:4). Всегда перед каждым из нас стоит выбор: хлеб или Крест. Если ты – христианин, то идёшь за Христом. А куда шёл Христос, Которого не принял этот мир? Он шёл на Крест. С любовью к тем, кто кричал «Распни Его». Вот и у России – знак Креста. А что нам даёт Его Крест? Силы богатырские даёт, Истину даёт, да и всё, что для жизни надо, всё даёт нам отец небесный, Которого просим мы в молитве и о хлебе насущном и о изобилии плодов земных. Главное – жить с Богом, жить по-Божески, и тогда можем сказать: «Пусть в роскоши весь мир зачахнет, в нас русский дух, в нас Русью пахнет».
Владимир Николаевич Соколов, поэт, публицист, Вятка