Ломоносов не только сам стал университетской персоной нового российского времени – просвещенческого, исследовательского, научно-творческого, литературного, не только первым плодотворно заговорил на обновленном, им же реформированном, великоросском языке, не только сам стал первым послепетровским историческим летописцем, вытащившим из небытия историческое предшествование Руси – России, но и выступил, о том совсем не думая, фактическим интеллектуально – мировоззренческим отцом новой русской – великоросской – нации, даровавшим ей в лице нарождавшейся умственной элиты новое национальное самосознание.
Ю.М. Осипов
I. Мыслители ХVIII, ХIХ, ХХ, ХХI вв. о Ломоносове. В наше время апокалиптического кризиса, обращение к интеллектуально-мировоззренческому отцу новой русской – великоросской нации архиважно. Вооружаясь ломоносовским мировоззрением, его русской софийной философией, мы имеем шанс целостно осмыслить целое: Русь – Россию, русскую науку, мир.
Феномен Ломоносова как интеллектуально-мировоззренческого отца великороссов открыт лишь в XXI в. президентом Академии философии хозяйства Ю.М. Осиповым. Как позиционировался Михаил Васильевич Ломоносов в XVIII, XIX, XX, XXI вв., какие грани ломоносовского гения открывались в веках? Так, в XVIII в. Н-Г. Леклерк в 1766 г. писал, что «нет больше человека, имя которого составит эпоху в анналах человеческого разума, обширного и ясного гения, осветившего многие факты одновременно».
В XIX в. А.С. Пушкин писал о Ломоносове следующие слова: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшую страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и во всё проник».
Уже в XX в., по словам С.И. Вавилова, интеллектуально-мировоззренческий отец российского народа предстаёт как «великий русский энциклопедист». Вавилов пишет, что Ломоносов «был в действительности очень целой и монолитной натурой… часто встречающееся сопоставление Ломоносова с Леонардо да Винчи и Гёте правильно и оправдывается не механическим многообразием культурной работы Ломоносова, а глубоким слиянием в одной личности художественно-исторических и научных интересов и задатков» [1,23].
В 2011 г. Ю.М. Осипов позиционирует Ломоносова как великого русского мыслителя «вся Россия» и «весь в Россию», учёного-энциклопедиста, соглашаясь с Вавиловым; философа, исследователя, просветителя, созидателя; естественника и гуманитария; физика, химика, географа; теоретика экспериментатора; лингвиста, историка, социолога, экономиста, философа хозяйства; проектанта, модернизатора, осмыслителя России и её будущего [2, 313].
Новыми гранями заиграл Ломоносов «наш первый университет». В целом мыслители XVIII–XXI вв. представляют Ломоносова как явление российскому народу и миру.
Ю.М. Осипов подчёркивает: «Ломоносов оказался со всем своим богатейшим личностным ресурсом в очень нужное время и в очень нужном месте, как раз тогда и там, где зарождалось новое российское сознание и активно обновлялась под него российская ноосфера (и пневматосфера – добавлено автором – Т.Ю.). То ли Ломоносову тут очень повезло, то ли сам Ломоносов нечаянно попался в обстоятельные сети, но переломной России явно сильно подфартило по причине такого вот реально-трансцендентного схождения – сочетания Ломоносова с Россией, а России – с Ломоносовым!» [3, 6]. Без метафизики Российской империи тут не обойтись. Ломоносов - не только вершина русской культуры и науки XVIII в. – века российского Просвещения. Он явился российскому народу со своей миссией его просвещения.
II. Оригинальное мировоззрение М.В. Ломоносова: русская софийная философия. Это не лейбницианство и не вольфианство… Можно согласиться с В.А. Кувакиным, что Ломоносов – «мыслитель, для которого философия, естественные науки, история, литература и поэзия сочленялись и проникали друг в друга легко и естественно, не теряя при этом своей специфики и отрефлексированности относительно своего предмета и области применения … русский мыслитель был носителем яркого и четкого структурированного мировоззрения. Реконструкция этого мировоззрения позволяет нам выделить определенные онтологические, гносеологические, этические, философско-исторические его компоненты и получить тем самым собственно философское содержание воззрений Ломоносова» [4, 19]. Ломоносов лишь условно может быть позиционирован «систематическим философом». Самое главное в ломоносовском мировоззрении – русская софийная философия.
III. Русский крест Ломоносова: самодержавие и домостроительство в контексте русской софийной философии. Русский имперский ученый-энциклопедист, великий мыслитель «вся Россия» и «весь в Россию», дитя и отец русского Просвещения, Михаил Васильевич Ломоносов любую науку предварял философским софийным началом. По Ломоносову, есть философия физики, философия химии, философия геологии, социальная философия, философия истории, философия хозяйства [5, 4]. Ведь прежде всего Ломоносов связывал науку (поиск Истины и истины) со всеми сферами человеческой деятельности, не растворяя её в чем-то ином, не подменяя ею вненаучные сферы жизнедеятельности человека, не утверждая приоритета науки. Он считал Творцом мира Бога, был убежден в том, что чем далее науки идут вперед, тем они все больше открывают Божие величие о творении. В познании величия творения Божия Ломоносову помогала появившаяся в русский век Просвещения русская софийная философия …
Предвосхищая воззрения многих учёных наших дней, Ломоносов отмечал: «Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собой» [5, 335]. Ломоносов излагал суть русской софийной философии следующим образом: «Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал своё Величество, в другой свою Волю. Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии» [5, 336]. Ломоносов иронизировал: «...легко быть философами, выучив наизусть три слова: «Бог так сотворил» - сие дая в ответ вместо всех причин» [5, 394]. Вот ещё пример русской софийной философии Ломоносова. Он писал: «У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождения вещей, либо, поскольку может, отвергать Бога-Творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя» [5, 32].
Ломоносов одновременно защищает русскую науку и православную веру. Для него наука и религии (Православие) – две разные и одинаково законные области человеческой деятельности. Они могут пересекать друг друга, но не могут противоречить друг другу.
Ломоносов сокрушался: «Если Россия не будет идти собственным путём, то не выберемся из насмешек иностранцев». О русской софийной философии Ломоносова говорят и строки в переложении 26-го псалма:
Услыши, Господи, мой глас,
Когда к Тебе взываю,
И сохрани на всякий час:
К Тебе я прибегаю.
Ко свету Твоего лица
Вперяю взор душевный,
И от Всещедрого Творца
Приемлю луч вседневный...
Настави, Господи, на путь
Святым Твоим Законом,
Чтоб враг не мог поколебнуть
Крепящегося в оном.
Меня в сей жизни не отдай
Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывает
От клеветаний ложных [6, 131].
Русская софийная философия Ломоносова со своей трансцендентностью, сакральностью, метафизикой Российской Империи открыла «русский крест»:
Самодержавие и Домостроительство [7, 139]. Миссия России нести этот крест.
Наследик Петра I, Северный Леонардо да Винчи – Ломоносов совершил революцию в русском Просвещении ,одушевив, одухотворив русскую науку (и физику, и химию, и минералогию, и историю, и геологию, и экономику - «домохозяйство») русской софийной философией посредством великоросского языка. Благодаря исторической поступи великоросса Ломоносова свет Христов (Софийный) просвещает интеллектуальную, учёную, умную Россию с ломоносовской эпохи Просвещения и до наших дней. История Руси – России открывается не столько благодаря историографии, а сколько – историософии.
IV. Ломоносовская модернизация России Российской Империи - воистину инновационный проект. Ломоносов «зрил – сквозь целые столетья». Его «государственный ум большой широты» делал Ломоносова государственным деятелем, организатором русской науки и образования.
Тамара Николаевна Юдина, доктор экономических наук
Литература
- Вавилов С.И. Ломоносов и русская история // Ломоносов М.В. Соч. Т. V. М.,1961.
- Осипов Ю.М. Историческая поступь великоросса – М.В. Ломоносов // Философия хозяйства. 2011 № 4.
- Осипов Ю.М. Историческая поступь великоросса – М.В. Ломоносов. М., 2011.
- Кувакин В.А. Мыслители России: Избранные лекции по истории русской философии. М., 2006.
- Юдина Т.Н. Ломоносовская модернизация Российской империи// Вестник Московского университета. Сер.21. Управление. 2011. № 3.
- Ломоносов М.В. Избр. Соч. Т. 1.
- Ломоносов М.В. Сочинения. М-Л, 1961.
- Юдина Т.Н. Домостроительство как экономическая система. М., 2010.