Богословское заключение Духовного управления мусульман России (ДУМ), согласно которому мусульманам не следует жениться на представительницах других религий, ожидаемо оказалось резонансным.
Ожидаемо это заявление разозлило феминисток.
Известная поборница узаконения содомии заместительница председателя комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина в интервью радиостанции «Говорит Москва» прямо заявила, что такое заключение разъединяет народы, сеет раздор и создаёт религиозные противоречия.
«Не прошло и недели после Дня народного единства, как появились инициативы, которые этому единству, мягко скажем, не способствуют. Российские власти прилагают огромные усилия, чтобы обеспечить равноправие и мирную жизнь представителям всех религий на территории страны — на программы выделяются колоссальные бюджетные средства. Я считаю, что заключение Духовного управления мусульман России во многом перечёркивает эту работу. Более того, оно противоречит нашей Конституции, в пункте 2 статьи 19 которой говорится, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от его отношения к религии», - полагает известная феминистка.
Она убеждена, что «любовь не знает ни расы, ни национальности, ни религии. Она может возникнуть между очень разными по происхождению людьми. Но именно любовь лежит в основе любого крепкого брака, только в любви растут счастливые дети, способные в будущем к полноценной самореализации. Поэтому браки между представителями разных религий укрепляют межконфессиональный мир в стране, запрещать их — значит разделять любящие сердца, семьи и социум».
Пушкину поддержала еще одна известная российская феминистка, председательница Союза женщин России Екатерина Лахова, которая вообще считает решение ДУМ глупостью. По её мнению, если люди любят друг друга — не стоит их обременять какими-либо запретами на почве религии: «Как можно остановить людей, если татарин полюбил русскую, а русская татарина? Если они любят друг друга — в первую очередь у них должно быть уважение и терпение».
«Глупость какая-то. Господи, Россия — многонациональное такое государство. И сколько, извиняюсь, случаев, когда еврей на русской женился или русский на чувашке. Вообще смешаны многие браки! О чем мы говорим?! Те, кто придумал запрет, — тоже люди. И они, к сожалению, тоже ошибаются», — заявила Daily Storm Лахова.
Впрочем, мнение феминисток Пушкиной и Лаховой, много сделавших для разрушения духовно-нравственных ценностей России, для людей верующих, независимо от конфессии, совершенно ничтожно. Они люди, хоть и русские, но внешние для Церкви. По всему видно, что для них религиозность — лишь внешний, незначительный атрибут, которым можно пренебречь. А для верующего человека вера — самое ценное его приобретение в жизни.
Однако о проблеме много писали СМИ, поэтому высказались не только феминистки, но и священники. Так клирик храма во имя святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы протоиерей Александр Березовский считает, что «в вопросах веры — люди должны быть одной веры в браке, иначе будет конфликт семейного масштаба на межконфессиональной основе». «Если люди по-настоящему верующие, не формально принадлежащие к той или иной религии, то как им решать вопросы воспитания детей, соблюдение тех или иных правил, которые им предписывает их религия? Это будет достаточно серьезным конфликтом», — отметил священник в интервью Daily Storm.
Священник добавил, что в межконфессиональном браке могут возникнуть серьезные проблемы при воспитании детей. «Даже если взрослые люди могут обходить эти вопросы, то при воспитании детей как быть? Христианин захочет крестить ребенка в церкви, а мусульманин будет этому противиться. В воскресенье один супруг захочет отвести детей в православный храм, другой — в мечеть. Это очень серьезный вопрос и решается он очень непросто», — подчеркнул батюшка.
Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного Совета, Межсоборного присутствия, Синодальной библейско-богословской комиссии, Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах, ректор Сретенской духовной семинарии протоиерей Максим Козлов назвал понятной идею ДУМ. «С религиозной точки зрения призыв понятен. Межрелигиозные браки, безусловно, не приветствуются, ибо создание семьи между людьми, придерживающимися нетождественных мировоззрений, чревато кризисами, — сказал Daily Storm священник. — Прежде всего, в вопросах воспитания детей. Поэтому это, как минимум, трезвое предупреждение, которое ставит человека перед важным выбором. Его религия говорит, что межрелигиозный брак рискованный с точки зрения прочности и последствий».
Священник убеждён, что подобное решение не вызовет роста напряженности между представителями разных религий. «Межрелигиозные браки массово не распространены в России. Можно говорить о браках людей из разной культурно-религиозной среды, но не практически религиозных. К ним эти предупреждения (призыв ДУМ) не относятся. Речь идет о людях сознательно религиозных. Потому разговор ведется скорее о констатации более-менее понятного факта, чем о росте какой-либо напряженности в этой сфере», — полагает отец Максим Козлов.
А известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев вообще призвал православных по примеру мусульман вернуться к строгости в брачном вопросе. «Если человек религиозен, то самое идеальное — это заключение брака между людьми одной религии. Тут двух мнений быть не может. Мусульмане поступили по-простому, в духе своего верования. У нас раньше такая строгость тоже была. Православный человек должен был заключать брак только с православным. Сейчас мы стали мягковатыми, как растаявшее мороженое. Есть ситуации — их тысячи, когда нужно быть толерантными к другим. Но есть и такие ситуации, когда нужно быть тверже и принципиальнее. Возможно, нам тоже с брачным вопросом следует так же поступить, вернуться к строгости и твердости. Почему бы нет? По крайней мере, над этим стоит подумать», — сказал священнослужитель.
Православный правовед Константин Ерофеев напомнил положение п. Х.2 Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». «Речь идет о венчании, т.е. церковном браке, являющимся таинством и внутренним установлением РПЦ. При этом Основы признают браки, заключенные в органах ЗАГС (в том числе и с нехристианами), в качестве законных», — отмечает юрист в комментарии, опубликованном РНЛ.
В действительности, проблема межконфессиональных браков сильно преувеличена. Православный мужчина, который воцерковлён, старается сочетаться браком с единоверной женщиной, ибо безупречным и в полной мере спасительным является лишь венчанный брак. Межконфессиональных браков в России ничтожно малое количество.
А вот реальная проблема возникает, когда один из супругов приходит к вере, уже будучи в браке. Однако в Православной Церкви на сей счёт есть четкое предписание от самого Апостола Павла. В Первом послании к Коринфянам Апостол пишет, если не удаётся обратить супруга(у) в свою веру, то нужно руководствоваться правилом: «…неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7: 14).
Что же касается заявления ДУМ, то известный исламовед, эксперт Института национальной стратегии, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов в интервью РНЛ заметил, что это заключение «в корне противоречит религиозно-правовой школе, к которой относится само Духовное управление мусульман России».
Для исламоведов, знакомых с нынешним состоянием мусульманской общины России, богословское заключение ДУМ не стало неожиданностью и сенсацией.
Дело в том, что в последнее время заметно усилилась борьба внутри очень пёстрой и весьма разрозненной мусульманской общины России. И спровоцирован новый виток противостояния был именно Духовным управлением мусульман России, председатель которого Равиль Гайнутдин решил создать «Совет муфтиев ДУМ РФ», в который вошли бы региональные муфтии. Однако последние восприняли инициативу Гайнутдина как попытку их подчинить. Неудивительно, что проект главы ДУМ так и не был реализован.
Как известно, в России со времён еще Екатерины Великой существует Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России, которое возглавляет муфтий Талгат Таджуддин. Структура Гайнутдина является новообразованием и была создана при поддержке московских властей для влияния на гастарбайтеров, наводнивших Москву в демократические времена. Создавалась она при поддержке монархий Персидского залива и одно время симпатизировала идеям ваххабизма, пока они не стали носить в России откровенно деструктивный характер.
Не исключено, что богословское заключение ДУМ России, которое, как сообщается, было принято ещё год назад, а опубликовано именно сейчас, направлено на то, чтобы привлечь в свои ряды радикально настроенных мусульман. Иными словами, нашумевшее решение ДУМ вполне может оказаться пиар-ходом. Но будет ли оно эффективным для усиления влияния муфтия Гайнутдина в исламской умме России? Вряд ли. Похоже, мусульманам намерения руководства ДУМ РФ хорошо понятны…
Редакция Русской народной линии