В редакцию «Русской народной линии» поступило письмо от публициста Ильшата хазрат Фасхутдинова, сообщившего, что «от имени заместителя руководителя аппарата ДУМРФ И. А. Нуриманова, по мусульманским религиозным организациям, в том числе и не имеющим отношения к их структуре, интенсивно распространяется информация с приглашением для участия в их ряде мероприятий, в числе которых, как говорится, «мелким шрифтом» заявлено проведение Пленума ДУМРФ».
«Несомненно, что все перечисляемые в письмах мероприятия, как курсы повышения квалификации или "чтения имени Галимджана Баруди", могут служить всего лишь для привлечения большего количества представителей регионов для их последующего задействования в планируемом Пленуме ДУМРФ. Может возникнуть вопрос, для чего это задумано? Ответ, как всегда, пришел от людей из недр самого ДУМРФ, рискующих потерять свой статус в аппарате ликвидируемого СМР. В ряде этих упомянутых мероприятий, конечно же, главным является именно планируемый Пленум ДУМРФ!» - отмечает эксперт.
«Эта операция, как предполагают ряд имамов, получивших такое приглашение, ставит своей целью пополнить ряды ДУМРФ за счет других организации, которые даже своим пассивным участием могут дать повод для пропагандистов ДУМРФ подтверждение этого. А, создание «Совета муфтиев ДУМРФ», по их замыслу, позволит сохранить для муфтия Равиля Гайнутдина пусть ни имеющего никакого смысла в качестве совета, но презентабельное название "Совет муфтиев", хотя бы при его ДУМРФ. Как говорится, "не мытьем, так катанием", делается очередная попытка хоть чем-то заполнить самозваную пустышку, под названием - "духовный лидер мусульман России"», - считает Ильшат хазрат Фасхутдинов.
Ситуацию прокомментировал по просьбе РНЛ известный исламовед, эксперт Института национальной стратегии, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раис Равкатович Сулейманов:
Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин в 2014 году по совету своего первого заместителя Дамира Мухетдинова создал новую централизованную религиозную организацию — Духовное управление мусульман Российской Федерации. Сделал он это не случайно. Дело в том, что возглавляемый им Совет муфтиев России, созданный в 1996 году, был построен по принципу ассоциации региональных муфтиятов, где все равны, а Гайнутдин был просто первым из равных. Это даже подчеркивалось в названиях должностей: Гайнутдин — председатель, а остальные пятеро было сопредседателями: муфтий Татарстана Гусман Исхаков, муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов, муфтий Башкортостана Нурмухаммед Нигматуллин, муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов и муфтий Азиатской части России Нафигулла Аширов.
Поначалу все было нормально, и всех все устраивало: Гайнутдин не лез во внутренние дела региональных муфтиятов, большую часть времени находился в Москве, те его признали за «старшего», что было важно московскому шейху в конкуренции со своим бывшим учителем Талгатом Таджутдином, которого в 1994 году Гайнутдин предал, выйдя из состава Центрального духовного управления мусульман, где продолжительное время работал секретарем. В 1994 году Гайнутдин создает ДУМ Центрально-Европейской части России (ДУМЦЕР), а через 2 года созывает таких же «раскольников» и формирует Совет муфтиев России. Таджутдина, под началом которого все эти татарские муфтии (кроме осетинского) работали, всячески обливали грязью своего бывшего шефа, критикуя последнего за всё. Гайнутдина и его команду это устраивало.
Но в 2011 году в Татарстане поменялся муфтий: вместо ваххабита Гусмана Исхакова пришел убежденный традиционалист Ильдус Файзов, который объявил о выходе ДУМ Татарстана из состава Совета муфтиев России. Самостоятельный ДУМ Татарстана — это 1,5 тыс. мечети. Если до этого Совет муфтиев России считался вторым, после Координационного центра мусульман Северного Кавказа (входит около 3 тыс. мечетей), федеральным муфтиятом, то теперь он сильно потерял, уйдя на четвертое место:
1 место — Координационный центр мусульман Северного Кавказа: около 3 тыс. мечетей
2 место — ДУМ Татарстана: 1,5 тыс. мечетей
3 место — ЦДУМ: 1,2 мечетей
4 место — СМР: 800 мечетей
Поняв, что если СМР точно также начнут покидать другие крупные региональные муфтияты (например, такие настроения к самостоятельности есть у ДУМ Башкортостана — 450 мечетей), то тогда Гайнутдин вообще останется аутсайдером. А в России значимость любого из муфтиев определяется тем количеством мечетей, что находятся в его подчинении. Поняв, что центробежные тенденции стали теперь одолевать не только ЦДУМ, но и СМР, Гайнутдин по совету своего заместителя Дамира Мухетдинова решил создать новый федеральный муфтият — ДУМ РФ, в котором уже будет не ассоциативный принцип членства, а унитарный, с вертикалью власти, отсутствием вообще какой-либо автономии у региональных муфтиятов, никаких выборов муфтиев или имамов проводится не будет никогда, они все будут назначаться лично Гайнутдин. Фактически Равиль хазрат скопировал даже не модель ЦДУМ Таджутдина, которого он до этого 15 лет подряд критиковал именно за такое внутреннее устройство, а ДУМЕС (ДУМ Европейской части СССР и Сибири), где был только один муфтий. Все-таки Таджутдин допускает автономию региональных муфтиятов во внутренних вопросах, он не претендует на их недвижимость, хотя кадровые вопросы оставляет за собой. Но главное — он не умаляет значимость своих региональных муфтиев. А Гайнутдин решил, что больше не будет в ДУМ РФ никаких муфтиев, кроме него, а все региональные муфтии СМР отныне будут переходить в юрисдикцию ДУМ РФ и именоваться мухтасибами (так в системе ЦДУМ и ДУМ Татарстана именуют главного имама города или сельского района), т.е. значительно их принижая. Более того, в ДУМ РФ региональные ДУМ лишаются возможности самим распряжаться своей недвижимостью, которая должна перейти в собственность ДУМ РФ (это здания мечетей, медресе, магазинов, земельных участков и т.п., что есть на балансе региональных ДУМ).
Естественно, это вызвало волну возмущения. И некоторые региональные муфтияты предпочли просто уйти в самостоятельное плавание. Так, например, поступил ДУМ Ивановской области, объявив о своей независимости.
Кого-то Гайнутдину удалось заставить поменять юрисдикцию, принять типовой устав для региональных ДУМ в составе ДУМ РФ, но есть сильные фигуры: например, муфтии Северной Осетии, Башкортостана, Саратовской области и Азиатской части России. Им проще уйти от Гайнутдина, последовав примеру ДУМ Ивановской области. Ничего они от этого не теряют.
Видя, что появились такие настроения, Гайнутдин решил создать некую компромиссную форму в виде «Совета муфтиев ДУМ РФ», чтобы уж не унижать так тех, кто был с ним когда-то сопредседателями Совета муфтиев России.
Вопрос в другом: согласятся ли на такие условия пока еще муфтии региональных духовных управлений мусульман?