Наследие и последователи митрополита Иоанна (Снычёва): XXI век

Великое наше счастье, что рядом с нами жил, служил Богу и людям выдающийся богослов современности

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн 
0
1029
Время на чтение 9 минут

Великое наше счастье, что рядом с нами жил, служил Богу и людям выдающийся богослов современности – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), труды которого воспринимаются нами как наша духовная программа. В проповедях, статьях и книгах его мы находим и мудрые советы по духовному самовоспитанию человека, и напутствия для правильной ориентации в обстановке развязанного в мире антирусского информационного террора, и срывание благопристойных масок с ложных лозунгов «демократии», «свободы», «прав человека», «общечеловеческих ценностей» и слащавой «любви» ко всем без разбора.

Все мы явственно ощущаем, как быстро летит и ускоряется время. С некоторым даже ужасом я, например, осознаю, что владыки Иоанна нет с нами уже четверть века! Но сразу же, вместе с такими грустными мыслями, вспоминается его подвижническое служение, и, конечно, живое его общение с нами. Годы разлуки с дорогим человеком играют двоякую роль: с одной стороны – большое видится на расстоянии, а с другой – время всё же неумолимо стирает какие-то подробности, и порой задаёшь себе вопрос: а насколько живёт в нас память о Владыке? Насколько востребованы его труды? И есть ли в наше непростое время светильники, подобные ему?

У меня дома на полке, на видном месте, стоят книги с золотым тиснением: собрание сочинений Владыки Иоанна, издательство «Царское Дело». Почти в каждом томе по нескольку закладок, потому что сама жизнь заставляет постоянно обращаться к мудрым словам пастыря, особенно при подготовке докладов, лекций и статей. И я давно отметил, что многие общественные деятели православно-патриотического направления широко используют его труды. Мне даже кажется, что наиболее часто они цитируют трёх замечательных людей России: Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина и Владыку Иоанна.

Однако такого пламенного восторга, сочувствия и созвучия мыслям Владыки, с одной стороны, и такой бурной ненависти к нему, с другой, – уже нет. Всё как-то сгладилось и притупилось в этом, XXI-м веке, и об этом я скажу чуть позже.

А начало было феерическим! В лице Митрополита Иоанна Церковь давала честную нравственную оценку и политике, и экономике, и идеологии. Слово его было настолько убедительным, что к нему прислушивались все. Не могу забыть одного письма: «Пишет Вам коммунист и атеист. Никогда бы не подумал, что буду писать письма вообще, а тем более — иерарху Церкви. Под сильнейшим впечатлением от Ваших, Владыко, статей, я осознал тот вред, который несет Русской Православной Церкви и всему нашему народу католицизм, протестантизм, различные секты. Они добрались и до нашего лесного поселка. И вот я — коммунист и атеист — совместно с главой поселковой администрации — стал работать над объединением в поселке православных верующих. Теперь регистрируем церковную общину, будем освящать новое кладбище и даже строить храм. Вот так, глубокоуважаемый Владыко Иоанн!».

Также одной из первых откликнулась партийная газета «Советская Россия»: 12 сентября 1992 года появляется статья Владыки «Быть русским!», а 10 октября — «Тайна беззакония». Разрушители России получили в них должную оценку, и в их мутной среде сразу поднялась грязная волна провокационных обвинений: а должен ли иерарх Церкви, кроме молитв, ещё и публиковаться в светской печати? Владыка Иоанн спокойно отвечал на эти нападки: «Будучи вне политики, Церковь не может тем не менее пребывать вне общества, вне жизни, делая вид, что не замечает того шабаша, который устроили на Руси христоненавистники, растлители и сатанисты разных мастей».

Доктор богословия протодиакон В. Василик недавно писал: «В условиях хаоса, распада российской государственности, в условиях безвременья и крушения привычного миропорядка владыка Иоанн являлся подлинным духовным стержнем нашего общества. Он давал систему координат для человека, потерявшегося в стремительно рушащемся мире, и эта система координат была теснейшим образом связана с душою русского человека: она была связана с нашей историей, с нашим наследием».

До сих пор многие, в том числе и в верхах, озабочены отсутствием у нас конструктивной государственной идеологии — той центральной идеи, на которой сплотились бы все здоровые силы страны. «Политики терпят неудачу в выработке единой "идеологии возрождения", потому что подходят к этому вопросу сугубо конъюнктурно, — говорил Владыка, — рассматривая такую идеологию как один из механизмов управления обществом, а не как результат глубоких, осмысленных, обоснованных и выстраданных убеждений. Что же касается наличия идеологической платформы, пригодной для возрождения России, то она, конечно, есть». Это идеология русской империи, русской нации и русского религиозного мессианства, то есть именно то, что в прошлом веке было известно как «Православие. Самодержавие. Народность». В противоположность агрессивному европейскому национализму, на Руси эта идеология всегда носила охранительный и миротворческий характер. И в неявном виде это содержится в предисловии нашей Конституции, хотя, к сожалению, в ней же государственная идеология отрицается.

Сейчас некоторые мечтают к возврату к древним языческим временам и к ведическому культу верований. По их мнению, именно тогда существовала целостная система знаний о природе и человеке. Однако в таких взглядах преобладает романтическое, неглубокое отношение к язычеству, потому что серьёзные историко-этнографические исследования говорят совсем о другом, это ярко показано в работе Владыки «Славянское язычество». Показательно, что основным в язычестве является признание изначально существующих на равных доброго и злого начал, и такая идеология часто служит оправданию зла, принятию его неизбежности.

Однако стоит вспомнить, что примеры высочайшего благородства, жертвенности, чувства долга и ответственности известны с глубокой древности до наших дней и никак не зависят от социально-экономического строя.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – это сказано ещё в рабовладельческую пору.

Святые Александр Невский, Сергий Радонежский и Дмитрий Донской своими подвигами, мудростью и героизмом украшали и просвещали феодальную Русь.

И в капиталистической России известны случаи массового героизма, хотя бы при обороне Севастополя, Порт-Артура, в Цусимском сражении, при Брусиловском прорыве.

Социалистическая страница истории страны также хранит множество примеров беззаветной любви к Родине, героизма и в бою, и в труде, особенно в тяжелейшем испытании Великой Отечественной войной и восстановлении страны после неё.

Поэтому систему нравственных ценностей нам следует искать не в каком-то определённом социально-экономическом строе, а в национально-духовной традиции России, основа которой, как известно, – Православие, приятно это кому-то или неприятно. Митрополит Иоанн писал, что те патриоты, которые ищут новых путей для России вне Православия, выдумывают для себя какую-то фантастическую, несуществующую Россию, удобную лишь для их спекулятивных идеологических построений.

Разумеется, основы Православия воплощаются в реальной жизни и в конкретных условиях, как и Сам Спаситель пришёл в этот мир в том облике и с теми словами, которые были естественны и понятны окружающим. Так же и те люди, которые берут на себя тяжкий крест современного управления и воспитания, должны православным духом напитать всё то положительное, что дала нам история родной земли, здесь необходим духовный синтез.

Например, из нашей языческой древности можно взять то, что не противоречит христианству, например, общинно-родовую близость, неразрывность с природой, трепетное отношение к среде обитания – земле, воздуху и воде, доверие им и сыновнюю заботу.

Из православной древней Руси необходимо позаимствовать рациональное сочетание государственной и церковной властей, соборность, верность Родине и Вере, хранение святынь и традиций, осознание частной собственности как ответственности и жертвенности имущего перед неимущими.

Из самодержавной страницы России необходимо реанимировать прекрасные качества ответственности миропомазанного властителя – и верноподданничества и благонамеренности народа (какие прекрасные забытые слова!). А имперский характер власти давно пора перестать примитивно считать в духе либерализма «тоталитарным». История говорит о том, что империализм в России на деле был самодостаточным и суверенным чувством старшего брата по отношению к младшим национальностям, хозяйским патронатом, а не угнетением. Весь же гнёт исходил по большей части не из центра, а от зарвавшихся местных богатеев и ростовщиков, особенно ярко это проявлялось на юге России, в западных областях и в Средней Азии.

Точно так же и из недавнего социалистического периода полезно восстановить многое положительное: здравую доминанту коллективизма; обострённое чувство справедливости; равенство перед законом; ответственность и творчество в труде; общинность в решении вопросов самоуправления; заботу государства о благе народа, конкретно выраженную в охране детства и материнства, безплатном здравоохранении и образовании; разумный акцент на производстве, а не потреблении; государственную собственность на все важнейшие добывающие и обрабатывающие производства, на недра, землю и транспорт; уважение к защитникам Отечества и ветеранам и достойное их содержание.

Всё это находим мы в трудах Владыки Иоанна. А в его статье «Творением добра и правды» кратко обобщено: путь возрождения святой Руси есть путь веры и здравого смысла; условие этого – диктатура совести; цель – спасение души в добре и правде; а начало – восстановление соборности и державности русской жизни.

Вообще, не устаешь поражаться мудрости и прозорливости его в вопросах, даже, казалось бы, совсем далеких от религии. Наверно, это оттого, что в лице почившего Митрополита мы непосредственно прикоснулись, сами того вполне не осознавая, к силе молитвы и помощи Божией. Волею Господа нашего мы были удостоены духовного общения с замечательным архипастырем, внешне таким простым и доступным. А сам он в беседах очень часто высоко и уважительно отзывался о других священниках: «Видимо, отцу Василию такая сила дана», или «Ну, если бы все такие, как отец Геннадий!», или «А тут надо к отцу Георгию обратиться».

И в продолжение этих слов можно сегодня назвать немало имён духоносных архиереев, священников и мирян – последователей церковного делания и просветительства владыки Иоанна: это митрополит Владивостокский Вениамин, митрополит Волгоградский Герман, митрополит Псковский Тихон, архимандрит Николай (Парамонов), пламенно защищающий чистоту русского языка Василий Ирзабеков, профессор А.И. Осипов и недавно почивший протоиерей Димитрий Смирнов. Может быть, их имена звучат сейчас не так громко, как имя владыки Иоанна в лихие 90-е, потому что обстановка в стране в целом стала более мирной и устойчивой, но всё же можно смело назвать их его продолжателями.

Однако мы чувствуем, что надвинулась иная опасность – теплохладность и псевдоцерковность. В 90-е годы общество резко размежевалось на сторонников митрополита Иоанна и непримиримых его оппонентов. И многие из сторонников пришли в храм, обрели Бога. А к настоящему времени обстановка в стране стабилизировалась, противоречия вроде бы сгладились, но новые опасности вышли на первый план: это повсеместное стремление к удобствам, комфорту, упование на технический прогресс, это потребительство, лицемерие и продажность, особенно в чиновных кругах. Российское общество всё более и более расслаивается на богатых и бедных, следовательно, социальное напряжение растёт. И видимое, материальное строительство храмов в стране, к сожалению, явно идёт впереди воцерковления народа, впереди возрождения духовного храма в сердце человека. Стало, например, просто модой освящать автомобили – а потом в них нередко звучит мат, сквернословие, творится всякое непотребство. Часть молодёжи, вступая в брак, стремится обвенчаться только лишь потому, что «это красиво», не вдаваясь в глубокий смысл таинства, не приходя в лоно церкви всей душой. Отсюда, в частности, масса разводов и абортов.

Есть и другие формы псевдоцерковности, например, пожертвования тех же богатых. Хорошо известно, что неправедно разбогатевшие олигархи часто прикрываются и благотворительностью, и меценатством. Некоторые из них открывают клиники, жертвуют на приюты, строят церкви. Казалось бы, здорово. Но припомним «две лепты бедной вдовы»: ведь «церковь не в брёвнах, а в рёбрах», и никакие «отмывания» нечистых денег не покроют страшный глубинный вред неправедной наживы и духовного убожества. Помогая другим, надо прежде всего помочь самому себе – в плане нравственном. Почему была отвергнута жертва Каина? Потому что не от любви к Богу была она, а принесена как бы формально. Макарий Египетский пояснял: «Иное и хорошее можно сделать не хорошо, как то: или нерадиво, или небрежно, или для чего-нибудь иного, а не для Бога; и от сего-то происходит, что и хорошее дело бывает неприятно Богу».

Возможно, что от такой вот теплохладности и поуменьшились ряды духоносных старцев на нашей Руси. Но боюсь осуждать: возможно, их и немало, но не явлены они до поры – ведь никогда не стояла Русь без праведника.

А владыка Иоанн был и остаётся нашим светильником веры, духовным просветителем. В его проповедях, статьях и книгах содержатся мудрые ответы на самые жгучие проблемы российской современности, и нисколько не устарели они за четверть века.

Верю: настанет время, когда будет поставлен справедливый вопрос о его канонизации.

Упокой, Господи, душу нашего молитвенника митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна и святыми его молитвами спаси души наши!

Никита Иванович Поздняков, православный публицист, капитан 1 ранга в отставке

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Никита Поздняков
Великие примеры смирения, веры, надежды и любви!
В Евангелии есть два уникальных случая, когда Спасителю возражали люди, движимые глубочайшей верой в Него
06.03.2024
Заметки о структуре власти
Полезно читать и перечитывать Библию
16.12.2023
Отрицание государственной идеологии нас морально разоружает
Размышления о завершившемся Всемирном Русском Народном Соборе
02.12.2023
К вопросу о лицемерии
Вся западная хвалёная «демократия» прочно стоит на обмане, двойных стандартах, но и у нас, к сожалению, лжи хватает
11.11.2023
«Пиндосовский Юкрейн»
Теплится ещё надежда, что украинцы найдут силы свергнуть фашистский режим
04.09.2023
Все статьи Никита Поздняков
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
Непримиримый боец с врагами Руси Святой
40 дней со дня смерти Константина Душенова
23.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
Дорога к возрождению
Вспоминая встречу с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном…
21.01.2024
«Сегодня мы всецело ощущаем радость трезвенного бытия»
В Александро-Невской Лавре в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся 24-й крестный ход православных трезвенников
02.01.2024
В преддверии Рождества Христова
В Санкт-Петербурге откроется Зимняя православная выставка
19.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35