Мы живём, мягко говоря, в странное время и в странном обществе. Иногда слышишь по радио или телевидению такое, что и ушам своим не веришь. Поэтому мне вполне понятны тревога и беспокойство профессора Валентина Евгеньевича Семёнова («Неужели наш народ так поглупел?», РНЛ,29.10. 2020) в связи с исследованием агентства «Ромир».
Речь шла о том, кому люди больше всего доверяют. Автора удивило и огорчило то, что среди «кумиров» населения много сомнительных личностей вроде Ксении Собчак, Михаила Ходорковского или доктора А.Мясникова.
Сразу возник вопрос: насколько можно доверять «опросу» агентства?
На сей счет приведу реальную историю. Некий губернатор (не важно – во Владимире, Владивостоке или Вологде) решил поднять «свой рейтинг». А как? Нужны конкретные дела для людей, а их кот наплакал. Тогда советники придумали «простой ход». Организовали в Москве рекламную контору («Агентство по изучению общественного мнения»), попросили губернатора «закинуть» туда десятки миллионов рублей из бюджета.
И работа закипела.
То и дело по областному радио и в областных газетах стали появляться «яркие сообщения». Губернатор такой-то «был признан лучшим губернатором в РФ по работе с людьми». Губернаторов такой-то назвал по данным «Агентства по изучению общественного мнения» «самым успешным в России по привлечению иностранных инвестиций в экономику области».
Ну, и так далее, и в том же роде.
А что жители? Они только радовались «большими успехами» губернатора. Так бы он, любезный, дошёл бы и до Нобелевской премии, но неожиданно Агентство… лопнуло. Очевидно, как чаще всего бывает, не поделили «заработанную прибыль».
Собственно, по подобной схеме действуют, пожалуй, все агентства в РФ и на Западе. Если им заплатят много, будет «положительный опрос», если мало – «проблемный опрос».
Так что, уважаемый Валентин Евгеньевич, думаю, что народ наш не имеет никакого отношения к «выводам» агентства «РОМИР».
Ну, а теперь самое главное.
В Императорской России конца 19 века, а также в Советском Союзе существовали учреждения, которые занимались СОЦИОЛОГИЕЙ, СТАТИСТИКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ.
С научной точки зрения, а не в качестве любителей «рейтингов» и «опросов». Неслучайно, именно Петербургский Университет дал миру величайшего социолога Питирима Александровича Сорокина, для которого у большевиков «не нашлось место».
Казалось бы, с утратой «административно-командной системы» откроется простор для социологов и социальных психологов по изучению проблем общества на Родине Питирима Сорокина. Не тут-то было! Вместо изучения специалистами процессов, происходящих в обществе, в том числе и в сфере демографии, явились многочисленные «агентства» со своими рейтингами и опросами.
Увы, к реальности их выводы чаще всего не имеют отношения. И это будет продолжаться до тех пор, пока за дело не возьмутся специалисты, а не любители-самоучки.
Геннадий Алексеевич Сазонов, член Союза писателей России, Вологда