В наше непростое, тревожное и лукавое время мы всё чаще и чаще вспоминаем слова приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Его кроткий и тихий голос и ныне продолжает грозно и громко предупреждать нас об опасностях и угрозах мира, всё более отходящего от Христа, и напоминать нам о непреходящих вечных истинах.
Пастырь добрый, обладающий даром старческого рассуждения и провидения; богослов, черпающий мудрость не только в Писаниях, но и в своем личном молитвенном опыте; духовный писатель, раскрывающий с точки зрения Божественной истины суть самых сложных событий многовековой русской истории; общественный деятель, обращавшийся ко всем слоям общества честно и прямо, не взирая на лица; верный сын нашего земного Отечества; мужественный и стойкий воин Христов - Владыка Иоанн сумел глубоко, непредвзято и духовно-зряче освятить многие и многие насущные вопросы нашего противоречивого времени.
Как хотелось бы спросить Владыку, а что он думает и что посоветовал бы делать нам в нынешних наших скорбях и преткновениях, когда телесная хворь невиданным образом изменила жизнь человечества, сокрушив экономики государств, повергнув людей в невиданный доселе страх, и изменив суть и образ человеческих взаимоотношений. Как относиться к болезни, как переносить её, как вести себя с болящими, как жить во время угрозы моровых поветрий? Почему вообще люди болеют и почему Господь, Милосердный и Всемогущий, попускает человеку телесные недуги? Владыка Иоанн, все труды и слова которого обращают нас к духовным первопричинам происходящего в жизни человеческой и в истории, сумел дать ответы и на эти, казалось бы, совсем не духовные вопросы.
«С момента грехопадения первого человека душа его сделалась доступна разрушительным страстям, а тело - многочисленным и тягостным болезням. Милосердствуя о Своем падшем творении, Человеколюбец Бог даровал нам средства врачевания и выздоровления. Врачебницей духовной, больницей для уязвленной грехом, многострастной души человеческой Он соделал Святую Церковь, через Таинства которой, как через некие божественные лекарства, Сам врачует и воссоздает в нас Свой искаженный образ, возводя человека на высоту утраченного богоподобия. "Пришел еси во врачебницу, да неисцелен отъидиши", - ежедневно слышит увещевающий глас Церкви всякий кающийся перед Таинством исповеди», - произнес Владыка Иоанн в своем напутствии петербургской газете «Мединформ». Слово это, прозвучавшее в 1994 году называлось «Врачевание недугов - дело благое и богоугодное». В нём Владыка кратко и ёмко выразил взгляд православного вероучения на причины человеческих болезней, духовные и физические методы их врачевания.
Православные люди знают, что Господь, создавший человека, гармонично уравновесил в нём духовные и физические силы. Отступив от Бога и ослушавшись Его повелений, человек стал подвержен воздействию страстей, стал искушаем плотью и окутан тяжестью земной. Он стал подвержен болезням и смертен.
Образ исцеления неоднократно дал нам Сам Господь наш Иисус Христос во время своего земного Благовестия. Не раз Он, являя пример любви и милосердия, исцелял безнадёжных больных и восстанавливал даже усопших со смертного одра, напоминая им о первопричине телесных болезней. Исцеляя страждущих, Он напутствовал их такими словами: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). Или: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). А кровоточивой женщине, двенадцать лет болевшей и источившей все свои сбережения на врачей, не сумевших ей помочь, прикоснувшейся к Нему с верой в выздоровление, сказал: « Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5: 34). Владыка не раз подчёркивал, что для того, чтобы спастись, нужна не просто вера, но - сила веры в душе человеческой.
Митрополит Иоанн говорит: «Есть в мире и другая форма исцеляющей веры - когда болящий обращается за поддержкой к священнику. В этом случае верующий молится не только сам, но и через пресвитера церковного. А пресвитеры, зная заповедь Христову: "Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте" (Мф. 10: 8) - приходили к больному, неся спасительное слово, молитву и помазание... Но какое же спасительное слово несли ученики Христовы болящим? Это слово о покаянии».
Владыка Иоанн напоминает, что история Церкви являет удивительные страницы щедрой милости Божией не только в преображении души человеческой, но и в исцелении от телесных, порою тяжких и как будто неизлечимых болезней, благодаря молитвам ко Господу, Его святым угодникам и к Пресвятой Богородице. Церковь обладает огромным арсеналом духовных средств для исцеления души, и тела: чудотворные иконы, святая вода, миропомазание, соборование, святые источники и святые места, святые мощи, крестные ходы. Но главное - вера, молитва, покаяние и приобщение Святых и Животворящих Таин Христовых.
В другой своей статье «Милосердие и исцеляющая сила веры», обращённой ко врачам в дни празднования 50-летия снятия блокады Ленинграда, Владыка сказал: «Вера - начало и средство исцеления. Для того, чтобы вернуть здоровье, необходимо соединиться с Источником жизни, со Вседержителем и душ, и телес наших. Без этого, даже если тело и исцелится с помощью известных медицине средств, - душе мало пользы».
Но как же это возможно сегодня, когда враг спасения человеческого внушает людям, что всё вокруг может стать источником болезни, и даже храмы и святыни веры он преподносит как возможный источник заражения? Ответы на многие и духовные, и житейские вопросы можно найти в письмах Владыки Иоанна (Снычева) к духовным чадам в книге «И жива будет душа твоя...», изданной в 2019 году издательством «Царское дело». Наставления Владыки Иоанна духовным чадам касаются и монахов, и мирян.
Из писем рабе Божией Антонине, в монашестве Артемии: «Брезгливость свою удаляй от себя. Знай, что Христос исцелял и прокаженных. Причащаясь, смотри на Христа и Его всецело воспринимай в свое сердце».
Из писем рабе Божией Елизавете: «Когда выносят чашу со Святыми Дарами, диакон или священник возглашает: “Со страхом Божиим и верою приступите”. Страх какой? Благоговейный. С таким страхом и ты приступай к Святым Таинам».
Как относиться к больным также указывает Владыка: «Болящих навещать бояться не надо». (Из писем инокине Артемии).
А в упомянутой статье ко врачам Владыка Иоанн рассказывает, как издревле вели себя христиане во времена моровых поветрий. Он вспоминает случай с первыми христианами: «В середине третьего века в карфагенских землях вспыхнула эпидемия моровой язвы. Люди умирали на улицах и в домах, и никто не брался хоронить их, боясь заразиться смертельной болезнью. Тогда епископ Киприан обратился к верующим, призывая их очистить город от трупов, очистить совершенно. И христиане отозвались на этот призыв. Многие от прикосновения к умершим заболевали и предавали Богу душу, но другие продолжали очищать город, являя пример настоящей христианской любви и милосердия».
Из русской истории мы знаем множество примеров, когда люди, жертвуя собой или не задумываясь о своем здоровье, ухаживали за больными. Так на Руси Православной было всегда, ибо главная заповедь Христова - любовь и милосердие. Невольно вспоминается здесь случай со Святейшим Патриархом Тихоном, первым Русским Патриархом после восстановления патриаршества в России. Будущий Патриарх Московский и всея России в бытность своего служения на Аляске застал летом и осенью 1900 года сильное поветрие гриппа, кори и воспаления легких, унесшее в мир иной весьма многих. В книге о служении святителя Тихона в США и Канаде «Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского 1898-1907 гг.», изданной в 2013 году издательством «Сатисъ», мы читаем о том, как епископ Алеутский и Северо-Американский Тихон, нисколько не смущаясь заразительностью болезни и антисанитарными условиями, ходил по палаткам, переполненным больными. Каждого, пораженного болезнью, Владыка благословил, утешил, раздал иконки и обещал молиться за болящих. Затем на Богослужении он благословил священство и всех православных христиан оказывать милость физически и духовно тяжело болящим.
Сегодня истина человеческих отношений замутнилась, исказилась до неузнаваемости. Каждый новый день приносит сообщения либо о ничем неоправданной суровости и жестокости многочисленных нынешних надзорных учреждений, собирающих штрафы и составляющих протоколы за нарушение невиданного «масочного режима», либо о грубости и немилосердности самих людей по отношению друг к другу. К тому же, куда-то исчезло понятие врачебной тайны и сведения о каждом заболевшем или подозреваемом в болезни лице громогласно разглашаются в СМИ, как будто это преступники, требующие изоляции от общества, наказания и презрения. Люди боятся и чураются друг друга. А не верой ли православной и соборностью, братским единением в радости и в горе держалась всегда Русская Земля!?
По поводу разобщения и оскудения любви в людях Владыка восклицает: «Горько видеть эту братскую вражду...» и приводит слова святого апостола Павла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13: 2).
И вспоминаются тут слова Господа нашего Иисуса Христа, повторённые у трех евангелистов: у Матфея, Марка и Луки. Среди прочих признаков последних времен, как то: глады - истощение запасов, моры - эпидемические болезни; трусы - землетрясения по местам; войны или приготовления к войне, - Господь называет и признаки морального, нравственного порядка. Это обольщение масс новыми идолами, оскудение веры и любви. Вот как говорит об этом Сам Господь: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: "Я Христос" и многих прельстят. Так же услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец, ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это - начало болезней...» (Мф. 24: 4-8). Господь предупреждает, что иссякнет любовь в людях - будет ненависть, злоба, предательство: «И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга... и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь... и тогда придет конец» (Мф. 24: 10,12,14).
И мы понимаем, что не столько физические бедствия, сколько нравственное и духовное вырождение человека - отсутствие веры, даже предательство в делах веры, немилосердие и нелюбовь - вот главные признаки, которые приведут мир к своему вырождению.
Владыка Иоанн неоднократно предупреждал об угрозах построения на Земле «царства» антихриста, о богоборческих планах «мировой закулисы», о непрекращающейся борьбе сил добра и зла. «Сегодня нам, как никогда, важно понять, что всё происходящее ныне со страной есть лишь эпизод в ... многовековой битве за Россию как за духовный организм, хранящий в своих недрах живительную тайну религиозно осмысленного, просветленного верой жития... Не зря на протяжении веков именно Церковь являлась первой мишенью губителей России...»
Сегодня земная Церковь страждет, как никогда ранее. Помимо набирающего обороты обмирщения, модернизма, экуменизма внутри самой Церкви, на церковный корабль ныне обрушились, под предлогом пандемии, тяжкие гонения. Закрытие храмов уже было в истории Русской Православной Церкви. А вот грубое и незаконное вмешательство (по словам уполномоченного по правам человека при Президенте РФ) светских чиновников в каноническую и литургическую жизнь Церкви было ли когда ранее в церковной истории?
Сокрушался Владыка Иоанн и потерей духа в народе. «Глубина нашего падения такова, - говорил он, - что мы чуть ли не полностью утратили “образ здравых словес”, то есть само понимание, какова должна быть здоровая, неискаженная жизнь души человеческой».
В то же время он предупреждал, что не нужно оправдывать себя неудержимым напором зла или бездействием власти и напоминал, что все зависит от духовного расположения и волеизъявления самого человека: «Кто не чувствует за собой греха - заблуждается безмерно и пагубно. Виноваты все... Не обманывайтесь, соотечественники: пока мы отвергаем целительное "иго и бремя" евангельских заповедей, оскорбляя святыню ложью и пренебрежением - далеко отстоит от нас Господь, предавая в руки скорбей и бед, чтобы хоть как-то вразумить тех, кто ещё способен ко вразумлению».
Митрополит Иоанн говорил: «Церковь учит, что болезнь тела есть лишь следствие болезни души, поэтому главное лекарство для больного - это "дух сокрушен", это искреннее раскаяние в совершённых грехах и намерение исправиться... Но бывает, - продолжает Владыка, что от опасности «Господь ограждает с помощью немощи и праведников Своих. Впрочем, бывают болезни, которые попускаются человеку и не за грехи, и не во ограждение от больших бед, но лишь во славу Божию», - напоминает Владыка и приводит пример со слепорожденным, о котором повествуется в Евангелии.
Говоря о духовных средствах к исцелению, митрополит Иоанн не отвергал и средства медицины для врачевания людских хворей. «В то же время, - писал он, - для исцеления телесных недугов щедро разлил Господь в окружающем мире целебные средства, предоставив самому человеку познавать их и пользоваться ими по мере разумения для облегчения своих многочисленных немощей. Так родилась медицина - наука и искусство врачевания - дело весьма необходимое, благое и богоугодное. “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22: 39), - поучает нас заповедь Христова, и ярким проявлением такой любви, сострадательной и милосердной, всегда служило стремление врача облегчить страдания и скорби больного, а если можно - то и вовсе избавить человека от них».
Владыка, неприхотливый в еде, одежде и материальных благах, мало думал о своем физическом здоровье, но, заботясь о своей пастве, всегда советовал не пренебрегать своими физическими силами. По письмам к духовным чадам видно, как глубоко и тонко знал он свойства их характеров и привычек, круг их общения, род деятельности, их проблемы и искушения. Знал и состояние их здоровья. Кому-то Владыка советовал не ограничивать себя чрезмерно в питании, кому-то благословлял обратиться к медикам, или же корректировал их молитвенное правило в зависимости от их духовных и физических сил и возможностей.
Медикам же напоминал: «Дай Бог, чтобы врачи... смотрели на больного, как целители первых веков христианства, заботясь не только о его теле, но и о душе. Помните: дела милосердия включают в себя силу от источника Милосердия, Которым является Господь наш Иисус Христос». В другом своём напутствии врачам, сказанном еще в начале 90-х, он произнес: «В тяжелое, смутное время нынешнего всероссийского хаоса и разорения ваш нелегкий труд как никогда нужен и важен для страны и народа. Помните о высоте и святости своего предназначения, трудитесь в соответствии с велениями совести и христианской нравственности - и Господь Всемогущий подаст вам силы, знания, умение, а в блаженной вечности вознаградит паче, нежели способно представить себе жалкое человеческое воображение. Сие и буди, буди! Аминь».
В то же время приснопамятный митрополит Иоанн предупреждал и о тех угрозах, искушениях и опасностях, которым подвергается и в дальнейшем ещё более может подвергнуться область здравоохранения и медицинской научной мысли. «Всё, сотворенное Богом "добро зело". Господь есть Творец добра и правды, но не гибели и зла... Грех растлил нашу природу, научив человека даже благие дарования Божии обращать на службу своим беззаконным страстям. Знания, обретенные для спасения человека, используются ныне во всём мире для легализованного детоубийства (аборты), для попыток научиться контролировать поведение человека, сделав из него послушного робота (“военная психиатрия”), для создания страшных, смертоносных видов оружия».
И мы видим, насколько далеко продвинулась сегодня во всем мире тенденция использовать медицину, новые медицинские технологии и научные открытия отнюдь не в медицинских целях, но для управления человеком и человеческим обществом, а ныне - экономикой, социальными сферами общества, этикой человеческих отношений и даже - духовной жизнью. Сегодня мы ощущаем это воочию. И какая душа не содрогнется от происходящего!
Но вспомним слова нашего любимого Владыки Иоанна, жившего и служившего Богу, Отечеству и людям во времена тяжкие, тревожные и противоречивые: «Но разумно и благотворно... не впадать в уныние и безотрадное отчаяние, что без сомнения есть смертный грех!.. Ободритесь - Бог правит миром! Неисповедимыми путями всемогущий Промысел Его устрояет спасение человеческое, проводя нас через беды и скорби, попуская падения и немощи - дабы мы осознали глубину своего растления, возжаждали спасения и выздоровления духовного и добровольно устремились к Нему».
Владыко отче Иоанне, моли Бога о нас!
Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский православный поэт и публицист