В понедельник, 26 октября, Президент России Владимир Путин провёл рабочую встречу с председателем Государственной Думы Вячеславом Володиным, сообщает пресс-служба Кремля.
Вячеслав Володин признался Президенту, что «основные проблемы, которые поднимаются депутатами, это, конечно, вопрос, связанный с поддержкой населения в ситуации, связанной с коронавирусной инфекцией. Но несмотря на то, что бюджет сегодня будет дефицитный и происходит падение темпов роста экономики – ни для кого не секрет, что у нас эта проблема, так же как и в других странах, существует, – важно, и все это понимают, что ситуация в корне отличается от предыдущих годов, особенно 90-х. Хотя сейчас не любят уже вспоминать те страшно тяжёлые годы, но нужно признать, что, несмотря на кризис, несмотря на вызовы, все социальные статьи, все вопросы, связанные с поддержкой граждан, в бюджете представлены, и люди не будут брошены».
О поддержке населения на фоне пандемии рассуждает в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:
Ныне не 90-ые годы. Мы живём в совершенно иной стране, где другие возможности и другие люди. Вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина из романа «Евгений Онегин»:
«Иных уж нет; а те далече».
Но вспоминаем и сравниваемся с 1990-ми чаще, чем необходимо, чем есть в этом потребность.
Выросло целое поколение, родившееся в начале 90-ых годов. Сейчас им по тридцать лет. В ту пора Россия была ввергнута в пропасть в угоду борьбы за власть и с целью разворовывания. Конечно, ныне мы не наблюдаем тех явлений - масштабного обвала и обнищания, политической дестабилизации и расстрела парламента, как в 1993 году, и многих иных вещей.
Однако уже пора перестать всё сравнивать с тем периодом. Можно попасть в ловушку неверных сравнений и параллелей и оправдывать политику, которая могла быть сегодня совершенно иной. Двадцать лет отделяют нас от окончания того периода. А от начала той эпохи – тридцать лет. Нужно смотреть на то, что мы теперь не выполняем, каковы пробелы, какую помощь могли бы оказать, но не оказываем? Было бы полезнее ставить по-другому вопросы: Конечно, сейчас не 90-ые годы, но нынешняя ситуация – не из лёгких, перед нами новый вызов для России и её народа, и его масштаб отнюдь не меньше – и советского запаса почти нет, включая территорию.
Налицо сегодня ухудшение морально-психологической обстановки, потеря доходов, работы, изменение образа жизни в сторону ухудшения. Помощь – помощью и бюджет – бюджетом. В такой ситуации он и не может не быть дефицитным. Экономика, видимо, упадёт по году на 4-5%, а во втором квартале – уже упала на 8%. Имеем серьёзный кризис. И надо вспоминать не о том, когда было ещё хуже, как в 90-ые годы, а жёстко ставить вопрос: что мы можем сделать для улучшения жизни людей, максимальной компенсации сегодняшних потерь – работы, доходов? Что мы можем сделать для экономического роста? Что мы можем сделать для минимизации смертей в период пандемии?
Эти вопросы более актуальны и насущны, чем сравнение с 90-ми годами и прошлыми кризисами.
Понятно, что нынешний кризис – это не кризис 2009 года или кризис 2015-16 гг., а кризис самоограничений, приведший к резкому сокращению спроса, мирового и внутреннего, спровоцировавшего ухудшение социальных индикаторов жизни и экономических показателей.
Кризис обусловлен не валютно-финансовыми махинациями и обвалами, как в предыдущие годы. Однако совершенно не следует проводить параллели. Нужно говорить о том, что мы можем предпринять, какие есть резервы? Это не только Фонд национального благосостояния и золотовалютные резервы Центробанка, но и ресурсы банковской системы, которые в значительном объёме не задействованы. Есть ресурсы, не задействованные в секторах, о чём никто даже и не говорит. За счёт управляемого перераспределения ресурсов можно не только вытащить, но и успешно запустить экономику, борясь с «ковидным кризисом».
Конечно, нужно помнить 90-ые годы. Это годы предательства, которого не видела мировая история никогда! Кто жил тогда – тот не забудет! Но всё-таки прошло время: мы имеем другой спектр задач и целей. Роберт Грейвз в книге «Я, Клавдий» отмечал: «Прислушивайся к шуму времён, но не оборачивайся – ничто не изменит их. Так пусть же они не изменят тебя».
У России есть серьёзная болезнь: мы позволяем прошлому влиять на настоящее и менять нынешних людей, часто расправляющихся с этим прошлым, позволяющих изменить ныне живущих. В итоге мы теряем будущее и постоянно живём прошлыми воспоминаниями. Растранжирили научный потенциал и промышленность, а теперь ноем, вытирая сопли, как же допустили, что произошло, извлекаем уроки – и так постоянно по многим вопросам.
Россия соткана из подобных противоречий. Эти противоречия не дают нам по-настоящему развиваться и занять соответствующее место в мире и получить рельефные и честные представления о самих себе.