Государственный секретарь США Майк Помпео встретился с главой Американской архиепископии Константинопольского патриархата архиепископом Элпидофором, сообщает Союз православных журналистов.
Помпео заявил о «неизменной поддержке» Константинопольского патриархата. Об этом глава Госдепа написал в своем аккаунте в Twitter. Представитель США сообщил, что «с большим удовольствием встретился с архиепископом Элпидофором, чтобы обсудить нашу неизменную поддержку во Вселенском патриархате».
По его словам, «православная община – жизненно-важный друг и партнер для Соединенных Штатов».
В свою очередь, архиепископ Элпидофор выразил благодарность главе Государственного департамента США Майку Помпео за поддержку Фанара в разногласиях с властями Турции в вопросе Собора Святой Софии. «США должны поддерживать верховенство закона и обеспечить права меньшинств в Турции, Греции и на Кипре ради сохранения мира», – написал он в своем твиттере.
Встреча Майка Помпео с архиепископом Элпидофором неосведомлённому читателю может показаться неожиданной с учётом предыдущих действий фанарского иерарха.
Напомним, в начале июня 2020 года архиепископ Элпидофор принял участие в «цветном Майдане» в США, фактически приобретшем антитрамповскую направленность.
20 августа фанарский иерарх выступил с видеообращением к участникам съезда Демократического Национального Собрания. Архиерей призвал поддержать кандидата от Демократической партии Джо Байдена на предстоящих выборах президента страны.
И вот теперь Майк Помпео встречается с человеком, поддержавшим Байдена, который является противником президента США Дональда Трампа, шефа Помпео. Может сложиться впечатление, что Помпео ведёт двойную игру.
Суть дела однако в другом. Глава американской дипломатии женат на православной гречанке. Греки пользуются этим, оказывая влияние на Помпео через его жену. Именно поэтому несчастный супруг вынужден откликаться на чаяния православных греков, и именно этим обстоятельством объясняются частые встречи Помпео с архиепископом Элпидофором.
Помпео в данном случае стал заложником двоедушия греков.
Ранее, 22 сентября, архиепископ Элпидофор выступил с лекцией «Будущее православно-католических отношений в США» в Фордэмском университете Нью-Йорка. Текст этой лекции опубликовало агентство Panorthodox SYNOD.
Сначала архиепископ Элпидофор рассказал о том, какое событие явилось катализатором для возобновления активной экуменической деятельности. Это оказалось … превращение Святой Софии в мечеть.
Христианские деноминации выражали солидарность с Константинопольским патриархатом, который в этой ситуации является пострадавшей стороной. Архиепископ Элпидофор рассказал, как он позвонил католическому кардиналу и тот не задумываясь согласился подписать совместное заявление об осуждении решения турецких властей.
«Мы стоим вместе как братья по вере и солидарны со всеми людьми доброй воли и совести в том, чтобы Святая София оставалась тем, чем она является, – символом встречи, истории, духовного стремления и человеческих достижений высочайшего уровня, прославляющего Единого Бога, Который сделал всех нас сестрами и братьями одной общечеловеческой семьи», – сказал архиепископ Элпидофор.
«Экуменическая солидарность последних нескольких месяцев была невероятной», – восхищён фанарский иерарх.
«Экуменический диалог и экуменическое движение переживают кризис, я бы сказал, кризис идентичности. Некоторые предпочитают говорить об "экуменической зиме"», – сокрушается архиепископ Элпидофор.
«Стремление к единству, – продолжил он, – постепенно отодвигается на второй план. <…> Изменения и реформы в некоторых Церквях и общинах создали новое ощущение отчужденности. Другие Церкви приняли более националистический и/или фундаменталистский подход».
По мнению архиепископа Элпидофора, соединение с католиками и экуменические усилия должны совершаться всей полнотой Православной Церкви, а не отдельными Поместными Церквями: «В ХХ веке Константинопольский Патриархат постоянно увязывал процесс экуменического диалога с соборным движением всей Православной Церкви».
По его словам, «будущее православно-католических отношений зависит от состояния межправославных отношений».
Архиепископ Элпидофор с упоением вспоминал встречу Константинопольского патриарха Афинагора и римского Папы Павла VI в 1965 году: «Подлинно экуменические сердца Патриарха Афинагора (1886-1972) и Папы Павла VI бились в унисон. 5 января Павел VI пересек Галилейское море и отслужив мессу в Назарете, вошел в состав Апостольской делегации в Иерусалиме. Там к нему присоединился патриарх в сопровождении десяти митрополитов и архиепископов. На пороге дома двое мужчин обнялись. Их разговор был наполнен истиной, доверием, верой и пророчеством. В словах и объятиях нужно искать основы обновленного братства. Вселенский патриарх Афинагор позже скажет православному богослову Оливье Клеману: "Мы облобызались один раз, два раза, а потом еще и еще раз. Как два брата, которые снова встречаются после очень долгой разлуки"».
Ситуацию прокомментировал для РНЛ Кирилл Александрович Фролов, глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ:
Госсекретарь США Майкл Помпео заявил на днях о создании Международной коалиции против «Северного потока – 2», в которую вошли Украина, Польша и государства Прибалтики. Сразу после этого заявления Помпео встретился с официально поддержавшим на предстоящих президентских выборах «архонта Константинопольского патриархата» Джо Байдена главой Греческой архиепископии в США Константинопольского Патриархата архиепископом Элпидофором. Основной темой переговоров была поддержка раскола «ПЦУ».
Когда я говорю о связи религиозной и энергетической политики США, многие российские эксперты смотрят на меня не то с улыбкой, не то с усмешкой по причине «секуляризации головного мозга». Но факт остается фактом: костяк стран-учредителей «коалиции против Северного потока–2» и стран учредителей «Альянса за религиозные свободы» – один и тот же!
В январе 2020 года США был создан «Альянс за религиозную свободу», непосредственным организатором которого стал госсекретарь США Майкл Помпео. О присоединении к «Альянсу» заявили 27 стран. Целями «Альянса» заявлены поддержка религиозной свободы во всем мире. Мы задались целью проанализировать заявленные «Альянсом» цели и реальную ситуацию с религиозной свободой в вошедших в «Альянс» государствах. Месяцы, прошедшие со времени создания «Альянса», позволяют сделать определенныевыводы о соответствии декларированных «Альянсом» задач реальной ситуации с религиозной свободой в мире, действительно ли речь идето появленииобъективно необходимой новой влиятельной международной организации, отстаивающей принципы религиозной свободы или о создании некоего «религиозного НАТО», занимающегося созданием и продвижением квазирелигиозного приложения геополитической экспансии США?
Давайте ознакомимся с документами «Альянса религиозных свобод»:
«IRFA также не ограничила нарушения религиозной свободы действиями правительства. Она признала, что нарушения свободы вероисповедания также могут иметь место в результате бездействия правительства в отношении злоупотреблений со стороны частных субъектов. Однако в статуте 1998 года не содержится адекватного ответа на один из главных вызовов XXI века свободе религии или убеждений: действия негосударственных субъектов в несостоявшихся или несостоятельных государствах»…
Один этот абзац свидетельствует о том, что Альянс не скрывает того, что его деятельность не сводится к проблематике религиозных свобод. Альянс берет на себя право оценивать государства как состоявшиеся или нет, то есть вмешиваться в их дела. Он становится инструментом интервенции под предлогом произвольно толкуемых нарушений религиозных свобод, даже не государством, а «частными субъектами». Именно произвольно трактуемыми, так как Альянс не видит нарушений принципов религиозной свободы в гонениях на УПЦ МП и Черногорскую митрополию Сербской Церкви.