В то время как, по оценкам православного экспертного сообщества, Украинская Православная Церковь после злосчастного совещания в Феофании в мае 2022 года, именуемого «собором», дрейфует в «серой зоне каноничности», представители параллельной структуры «ПЦУ» в День Святой Троицы в Киеве провели «торжественное богослужение» в Кирилловской церкви – одном из древнейших храмов столицы, находящемся на территории Национального заповедника «София Киевская». Очередной столичный храм, который многие годы принадлежал Украинской Православной Церкви, был «передан» структуре «ПЦУ», что её представители преподносят как «историческое событие», сообщается на сайте «Главком».
Комментируя происходящее, некая пани Лэся Чэрвинська, основательница организации «Институт публичных коммуникаций», открыто заявила: «Недавно в Кирилловской церкви впервые за многие десятилетия состоялось богослужение на украинском языке. Это историческое событие. А на фоне российско-украинской войны – тем более. Религия в этой войне, как и язык, история и культурная идентичность – это оружие. Надо называть вещи своими именами и нечего здесь комплексовать». Экзальтированная, воинственная и «некомлексующая» дамочка пани Лэся, посещая собрания раскольников, где «богослужение» перевели на мову, так и не поняла, что не может человек – творение Божие – «молиться за Богородицу», как это вещают через усилители раскольники во время своих имитаций служб. Но Сама Пресвятая Богородица – Матерь Бога Живаго – молится о православном народе… Человек – тварь Божия – может лишь молить Пречистую молиться о нём.
В преддверии празднования Дня Рождения Церкви Христовой – Святой Пятидесятницы – иерарх Элладской Православной Церкви митрополит Пирейский Серафим призвал к созыву Всеправославного собора для решения украинского церковного кризиса. Иерарх отметил, что из-за церковной ситуации, сложившейся на Украине, серьёзно пошатнулось всеправославное единство, которое необходимо восстановить сообща. Об этом он заявил во время Богословской конференции, проходившей в мае в Пирее, очевидно, созванной в связи с третьей годовщине весьма сомнительного «Феофаниевского собрания Украинской Православной Церкви».
Митрополит Серафим обратил внимание на несколько принципиально важных аспектов, которые, по его мнению, привели к сложившейся в Православии ситуации. Прежде всего, речь шла о том, что Патриарх Варфоломей, хоть и считается первым по чести, однако не имел права принимать самостоятельное решение по поводу предоставления автокефалии «ПЦУ». Владыка убеждён, что такой вопрос должен был быть рассмотрен совместно всеми Поместными Церквями.
Второй момент, на котором греческий архиерей заострил внимание слушателей, это сомнительный канонический статус духовенства «ПЦУ». Митрополит Серафим подчеркнул, что псевдоправославную структуру «ПЦУ» за шесть лет признали лишь четыре Поместные Церкви и то частично. Этот факт свидетельствует о том, что «дарование автокефалии» «ПЦУ» Патриархом Варфоломеем, разделило Православие. Кроме того, греческий архиерей отметил, что «включение в единство и общение Церкви предполагает обязательно глубокое переживание и искреннее выражение покаяния» за предыдущее пребывание в расколе, чего не произошло ни с кем из представителей «ПЦУ». В завершение своего выступления, Владыка Серафим призвал к скорейшему созыву Всеправославного собора, который сможет восстановить пошатнувшееся единство Поместных Православных Церквей и решить украинский церковный вопрос. «Главным образом, чтобы прекратилось разделение церковного общения православных автокефальных Церквей», - сказал митрополит, подчеркнув необходимость решения этого «важнейшего церковного дела» на канонической основе.
Ранее иерарх Сербской Православной Церкви митрополит Бачский Ириней призвал Константинопольского патриарха Варфоломея восстановить «статус-кво» в отношении украинского церковного кризиса. Владыка Ириней убеждён, что глава Фанара должен признать ошибку, которую совершил, легализовав параллельную структуру «ПЦУ», и вернуть ситуацию в состояние, в котором она была до 2019 года, когда украинской схизме был «дарован Томос об автокефалии». Митрополит Ириней считает, что патриарх Варфоломей сможет, таким образом, восстановить свой пошатнувшийся авторитет и предупредить глобальный раскол в мировом Православии.
Греческий богослов Василис Тулумбцис выступил на конференции с резкой критикой предоставления автокефалии «ПЦУ», назвав эту структуру организацией, которая имеет Томос, «но не является Церковью». Во время богословской конференции в Пирее богослов Тулумбцис подчеркнул, что в состав группы, «получившей томос» в январе 2019 года от Константинопольского патриархата, вошли не только бывшие канонические епископы, но и представители раскольнических структур, а также самопровозглашённые «епископы», которые с большой вероятностью не обладают благодатью. По мнению богослова, подобное признание всех этих лиц архиереями прошло по единой процедуре, что противоречит традиционным каноническим нормам. Он отметил принципиальное различие между административным актом - предоставлением автокефалии – и дарованием священства, которое не может быть «магическим» или формальным решением.
Тулумбцис подчеркнул, что Церковь должна иметь подлинное таинственное священство и благодать, чтобы быть признанной автокефальной. Поэтому наличие томоса не гарантирует реального церковного статуса. Особенно критично богослов высказался о попытках оправдать признание параллельной структуры «ПЦУ» ссылками на VII Вселенский собор. Богослов отметил, что этот собор рассматривал лишь случаи повторного рукоположения епископов, которые изначально были канонически рукоположены и впали в ересь, тогда как ситуация с украинскими раскольниками принципиально иная.
Греческий богослов также охарактеризовал подход к украинскому вопросу как «экклезиологию ветвей» – теорию, распространённую в католицизме после II Ватиканского собора, где признаётся действительность таинств вне единой Церкви. В православии же подобное неприемлемо, поскольку это стирает различие между истинной церковью и расколом. В завершение Тулумбцис подчеркнул, что украинский церковный кризис останется нерешённым, пока православная экклезиология уступает место политическим интересам, а решения принимаются не на духовном, а на геополитическом уровне, где не происходит настоящего рукоположения и восстановления, а лишь издаются приказы.
Во время богословской конференции в митрополии Пирея, в Греции, митрополит Пирейский Серафим раскритиковал решение Константинополя о реабилитации лидеров УПЦ КП и УАПЦ – Филарета Денисенко и Макария Малетича. Он заявил, что эти решения приняты с нарушением канонов и без обязательного покаяния со стороны фигурантов.
Дурной пример, как говорится, заразителен. Путем, ведущим в раскол, как оказалось, последовала бывшая инокиня Васса, небезызвестная «кофейная блогерша» (подробнее здесь). Православным непонятно, почему мисс Ларина скрывала, что уже инокиней не является, до обнародования указа РПЦЗ о лишении её иноческого чина. И почему, будучи инокиней, целых три года не покидала свою, как она написала в соцсети, «позорную и еретическую» Церковь. Вместо христианского иноческого смирения и принесения покаяния? «Кому интересно, я в порядке. Я сестра Васса, рясофорная монахиня в юрисдикции Православной Церкви Украины (структуры «ПЦУ» – прим. авт).
Последние два года иерархия РПЦЗ пытается замолчать мои высказывания по вопросам, связанным с осуждением поддержки Патриархом Кириллом преступной российской агрессии против украинцев. А также неканоническое лишение священнослужителей Московского патриархата сана за "непослушание" его антихристианской повестке дня и учению о "Священной Войне". Теперь РПЦЗ издала указ (присланный мне на русском языке с использованием старой, дореволюционной русской орфографии, которая является единственным несоветским аспектом указа) чтобы снять с меня монашеский чин и рассказать мне, как одеваться. Почему-то указ размещен на сайте РПЦЗ, возможно, чтобы заверить Кремль, что РПЦЗ уже не имеет ко мне никакого отношения.
Мисс Ларина, бывшая инокиня Васса, взято из ее публикации в фейсбуке (социальная сеть, запрещена в России)
Ниже выкладываю несколько моих фото, одно по привычке сегодня и другое не по привычке (на автобусе по дороге в Киев на прошлой неделе). Это я, сестра Васса, на обоих фото. Никто этого не меняет, ни одежда, ни указ, – и уж точно неканоничная, позорная, недавно сбившаяся с пути иерархия РПЦЗ. Христос Воскресе, дорогие друзья!»
Еще один «бывший» – запрещенный в служении Украинской Православной Церковью митрополит Александр Драбынко в одном из своих интервью «пролил слезу»: «Что касается вопроса, не привнесет ли реализация закона о запрете Украинской Православной Церкви разделение в украинское общество – да, конечно, в определенной степени привнесет». По мнению сытно устроившегося в раскольнической «ПЦУ» Драбынко, судебные разбирательства против приходов Украинской Православной Церкви могут затянуться на годы, а их количество достигнет 12-15 тысяч вместо заявленных 6 тысяч, а на местах будет оказываться «подпольное сопротивление» принятию положительных решений по запрету религиозных организаций Украинской Православной Церкви.
Бывший самый молодой митрополит-карьерист УПЦ Драбынко сделал вид, что, де, не понимает практического применения закона: «Я не понимаю, это будет снятие с регистрации юридического лица? Это закрытие храма? Или запрет собираться приходу для исполнения своих религиозных потребностей?». Александр Драбынко дал иудин совет, впрочем, Церкви Христовой не касающийся, мол, государству следовало бы «налаживать конструктивный диалог в поисках единства и решения этого вопроса с двух сторон», а не принимать категоричные меры. «Мы будем иметь скрытый очаг недовольных политикой государства, поскольку они будут считать себя гонимыми. И это ни в коем случае к конструктивному диалогу в дальнейшем не приведет», – якобы сокрушается Драбынко.
В ответ крокодиловым слезам Драбынки Глава Госслужбы по этнополитике и свободе совести пан Елэнськый заявил, что уже началась проверка Киевской митрополии УПЦ на предмет связей с запрещённой в Украине Русской Православной Церковью, являющейся Кириархальной для Украинской Православной Церкви. По словам пана Елэнського, если связь с Русской Православной Церковью не будет разорвана в течение месяца, Киевскую митрополию Украинской Православной Церкви ликвидируют через суд.
Маргарита Витштейн, публицистка, Одесса
Верхнее фото: фреска «Сошествие Святого Духа на апостолов» написана Михаилом Врубелем в Кирилловской церкви на месте утраченной старинной росписи