17 сентября в базилику Святой Софии в столице Болгарии перенесли мощи святых мучеников Климента и Потита, подаренные Болгарской Православной Церкви папой Римским Франциском ещё в феврале 2020 года, сообщает Союз православных журналистов. Перенесение мощей состоялось в рамках празднования памяти святой мученицы Софии и трех ее дочерей Веры, Надежды и Любови.
На торжественной церемонии зачитали послания Франциска и Патриарха Болгарского Неофита.
«Несмотря на минувшие столетия, святые Климент и Потит продолжают оставаться для нас красноречивым примером, – отметил папа Римский. – Они напоминают, что мученики принадлежат ко всем Церквям, и святые страдания, перенесенные ими в мученической смерти, подпитывают экуменизм крови, который преодолевает разделения и призывает всех христиан содействовать зримому единству учеников Христа».
В благодарственном послании Предстоятеля Болгарской Православной Церкви, которое зачитал епископ Белоградчишский Поликарп (Петров), Патриарх Неофит выразил большую духовную радость по поводу «братского жеста», проявленного папой Франциском.
«История свидетельствует об уникальной жизни и делах этих великих мужей, первых христиан и свидетелей веры Христовой, начавших земной путь в древнем городе Сердика (античный и средневековый город в центре столицы Болгарии Софии, – Ред.), – отметил Патриарх Неофит. – Получить частицы святых мощей достопочтенного папы Климента, основателя Церкви Сердики и ее первого епископа, – это великое благословение для нашей Болгарской Православной Церкви, хранительницы и продолжательницы трудов святых Кирилла и Мефодия и их святых учеников. Это духовный мост между Церковью Болгарии и Церковью Рима, чье великое духовное и благодатное действие на протяжении веков согревало сердца болгарского и итальянского народов».
В связи с этим событием в редакцию РНЛ поступило письмо от болгарских верующих, обеспокоенных попыткой Ватикана навязать Болгарской Церкви т.н. «экуменизм крови».
По их мнению, прошедшие 17 сентября мероприятия противоречат канонам Святой Православной Церкви и Уставу Болгарской Церкви и имеют экуменический характер. В частности, на литургии в Святой Софии присутствовали католиками, которых разместили возле алтаря. О том, что паписты молились, а не просто «присутствовали» на православном богослужении, свидетельствуют несколько обстоятельств. Когда епископ Поликарп кадил, римокатолики кланялись ему. На фотографии видна католическая монахиня в молитвенной позе, отмечается в обращении православных болгар.
Событие прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Хорошо, что святые мощи мученика Потита, пострадавшего в 160 году при правлении Императора Марка Аврелия в городе Сердике, современной Софии, и прославленные многочисленными чудесами в Италии, возвращаются на его Родину.
Также хорошо, что мощи священномученика Климента Римского, неразрывно связанные с просвещением славянства, приходят в болгарские земли. Таким образом, незримо связуя Кирилломефодьевскую миссию, начавшуюся с обретения мощей святителя Климента в Херсонесе, с продолжением миссии учениками в Болгарии, кстати, изгнанными немецким католическим духовенством за проповедь Православия и отрицание ереси филиокве.
В данном случае Рим своеобразно возвращает исторические долги, но… Что настораживает в этом даре? Почти все дары Рима во втором тысячелетии после 1054 года – это дары данайцев, дары, связанные с политической выгодой и церковным империализмом Рима. И в этом смысле принесение в Россию мощей святителя Николая Чудотворца в 2017 году являлось актом церковного империализма. К сожалению, многие высокопоставленные лица Русской Православной Церкви, ответственные за международные связи, разражались экуменическими декларациями и несдержанными поклонами в сторону Ватикана, будто бы святитель Николай никогда не принадлежал православному миру, а частицы его мощей никогда не пребывали в России.
К сожалению, нынешний подарок Рима Болгарской Православной Церкви тоже является данайским даром. Почему? Папа Франциск в своём обращении заявил о некоем «экуменизме крови», о том, что будто бы мученики своей кровью соединяют разделённые Церкви. Между тем, из всего согласия святых отцов, ярче всего выраженного святителем Киприаном Карфагенским, мы знаем, что грех ереси и раскола не смывается даже мученической кровью. И в этом смысле совершенно напрасно Ватикан начинает торговлю мученической кровью, пытаясь ею прикрыть свои многочисленные ереси, своё необузданное властолюбие, стремясь прикрыть учение о папе, как о главе Церкви Христовой, о непогрешимости папы и папства.
В Ватикане работают очень тонкие психологи, действует целый институт по изучению сознания православных народов. И католики прекрасно понимают, что значит для православных людей почитание мощей. К сожалению, на Западе после Второго Ватикана почитание мощей и святых пришло в глубокий упадок. На Востоке, слава Богу, оно процветает. В Ватикане решили воспользоваться православным благочестием для целей прозелитизма и не столько преподнесли подарок, сколько попытались подкупить православных.
Мне вспомнилась история, связанная с владыкой Антонием Сурожским. В детстве его семья страшно бедствовала. Из-за нищеты он учился с огромным трудом, претерпевая различные лишения. Но ему пришло приглашение в католический колледж на полное обеспечение с условием сдачи экзаменов. Он блестяще сдал все экзамены, вожделенная цель была близка, но когда директор колледжа с сияющим лицом обратился к его матери: «Мадам, ваш сын должен стать католиком», то будущий митрополит резко повернулся и сказал: «Мама, пойдём отсюда. Я не хочу, чтобы меня продавали».
Надеюсь, что наши дорогие болгарские братья возымеют тот же дух, что и владыка Антоний. И они не будут, подобно простодушным троянцам, которые дали обмануть себя данайским дарам, троянским конём. Будем надеяться, что болгарские братья, с благодарностью восприняв эти святые мощи, ничем не поступятся в отношении святой православной веры и её святых канонов.
1. Един Бог, едина Вера, едино Крещение.