В октябре 2012 года на Лаврские курсы церковнославянского языка пришли первые слушатели и приступили к занятиям. С тех пор на курсах прошли обучение несколько сотен человек. Курсы организованы Александро-Невским братством, Церковнославянским семинаром при ОРОиК Санкт-Петербургской епархии и Александро-Невской Лаврой, в библиотеке которой и проходят занятия.
В этом году практически все учебные заведения столкнулись с необходимостью резко усилить дистанционный компонент в структуре образовательного процесса, поскольку очное посещение занятий и противоэпидемические меры зачастую оказывались вещами несовместными.
Что ж, Лаврские курсы тоже адаптировались к новой реальности. Теперь занятия не только будут проходить непосредственно в читальном зале общедоступной библиотеки Лавры, но также и будут транслироваться в режиме видеоконференции для тех, кто не может присутствовать лично. Если карантинные меры усилятся настолько, что библиотека снова перейдет в закрытый режим работы, то учебный процесс на курсах уже не остановится – просто в онлайн-формат перейдут не отдельные слушатели, а все.
Конечно, для тех, кто привык заниматься очно, видеоконференция – это как Второй Иерусалимский храм для тех, кто помнил первый (1 Ездр.3:12): вроде конструктивно всё похоже, но великолепие уже не то. Очный формат, безусловно, лучший для обучения, и выбор между «учиться очно» и «учиться онлайн» очевиден. Но есть и более фундаментальный выбор – выбор между «учиться» и «не учиться». И в этом смысле лучше учиться онлайн, чем не учиться очно.
Кстати, в онлайн формате есть и еще один плюс: теперь на Лаврских курсах смогут заниматься и те, кто находится не в Санкт-Петербурге, кто очно не мог присутствовать в принципе.
Структура курсов прежняя, трехуровневая:
1. Первый уровень – история языка и графика (20 академических часов, занимаемся по субботам с 9 до 12 по московскому времени, начинаем 3-го октября 2020 г.). Составим представление о том, откуда что берется в церковнославянском языке, чтоб понимать, чего можно ожидать в церковных текстах, а чего ожидать не стоит. И разберем все графическое значки: буквы (где какая пишется и почему), строчные и надстрочные знаки, словосокращения и буквенную цифирь.
2. Второй уровень – грамматика (40 академических часов, занимаемся раз в две недели по субботам с 13 до 16 по московскому времени, начинаем 10-го октября 2020 г.). С овладением буквами многие трудности церковнославянского языка снимаются, но оказывается, что озвучивать-то мы можем, но не все формы нам понятны. Бых, быхом, бяше, бысте, бе – что это вообще такое? Вот это и многое другое мы узнаем на самом сложном – втором уровне.
3. Третий уровень – комментированное чтение текстов (60 академических часов, занимаемся раз в две недели по субботам с 13 до 16 по московскому времени, начинаем 3-го октября 2020 г.). Вспоминаем (да мы особенно и не забывали), что в овладении церковнославянским языком главное не грамматика, а тексты, ибо цель изучения церковнославянского языка лежит не в области лингвистической, а в области литургической, лингвистическая же – приложится. Разбираем устройство церковнославянских текстов – канона, акафиста, молитв, их поэтику и герменевтику. Учимся пересказывать по-церковнославянски и перелагать на церковнославянский язык тексты, написанные на русском литературном языке.
И по-прежнему нам помогает дублирующий видеокурс: paerok.ru/gramota.
Так что добро пожаловать! Хотите заниматься – ловите момент, ибо этот год показал, что всё может поменяться быстро и непредсказуемо.
Записаться можно по электронной почте paerok@narod.ru, в группе Лаврских курсов церковнославянского языка вконтакте: vk.com/lavrskie или по телефону +7(921)938-37-75.
Сергей Анатольевич Наумов, руководитель курсов, кандидат филологических наук
1. Что нужно людям?
Вообще, интересно... Во-первых, появляется возможность уточнить, сколько мирян занимается изучением ЦСЯ. И сравнить их количество с количеством остальных... Во-вторых, можно впараллель дать курсы храмовых богослужений на адаптированном к современным нуждам РЦЯ, и опять же сравнить количество интересующих РЦЯ, количество скачиваний... одних и тех же текстов за один и тот же период период... Да и людей спросить можно... Я не сомневаюсь, что желающих изучать ЦСЯ, как рекомендует священство, будет в 1000 раз больше, чем стремящихся прослушивать службы, молитвы... на адаптированном РЦЯ. * Но для чистоты и правильности принятия последующих решений, такое сравнение было бы крайне желательно... Нет?