В минувшую пятницу, 21 августа, прошло заседание «священного синода» «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Решения его не удивили, хотя и обескуражили.
Отныне в ПЦУ в Димитриевскую субботу будет совершаться поминовение «всех, в Украине заморённых голодом, убитых во время Революции достоинства и погибших в результате агрессии Российской Федерации на Востоке Украины».
Это решение прокомментировал на своей странице в «Живом журнале» известный церковный блогер, запрещённый в служении заштатный протодиакон Андрей Кураев. Отец Андрей, похоже, стал не то штатным, не то нештатным пиарщиком ПЦУ. Вот и тут он уподобляет это решение ПЦУ позиции Русской Православной Церкви. В свойственной ему стёбовой манере он пишет: «Это обычный хэллоуин: в пору осеннего умирания заглянуть по сторону Стикса и помолиться об избавлении. И совсем необязательно при этом выделять группу политически близких покойников. Так что далеко не ясен победитель в соревновании – кто успешнее изгадит христианство путем превращения его в местечковую "гражданскую религию" – РПЦ или ПЦУ».
На том же «синоде» раскольники установили день памяти «святого благоверного» гетмана Петра (Конашевича-Сагайдачного) 7 апреля (20 апреля по новому стилю) и внесли его в свой месяцеслов. В постановлении отмечается, что гетман был «канонизирован» ещё 25 мая 2011 года предшественниками ПЦУ самосвятами из УАПЦ.
На это решение уже отреагировал иерарх УПЦ МП митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука, написавший на своей странице в соцсетях: «Со дня смерти Сагайдачного прошло четыре века, однако ни при жизни, ни после смерти (ни с момента "канонизации") не было зафиксировано ни одного случая благодатной помощи. Не было написано ни одной канонической иконы этого деятеля. Не мы должны просить его молитвенного предстательства, а он просит, чтобы молились за него.
Ни в коем случае не умаляя заслуг перед Церковью и украинским народом этого известнейшего политического деятеля, полководца и гетмана, всё же должны признать, что до святости ему далеко. Канонизация в угоду чьим-то политическим амбициям, в честь какого-либо юбилея или по прочим причинам не должна иметь места в церковной ограде. Сам церковный народ Украины, на протяжении четырёх веков пел Сагайдачному только "вечную память", никогда не называл его святым и не признавал за ним такого достоинства».
Кстати, ещё в 2015 году публицист Владислав Пустовой писал, что «в последнее время участились попытки подвергать ревизии отечественную историю, в угоду современной политической конъюнктуре. Даже гетмана Петра Сагайдачного пытаются протащить в предтечи современных украинских евроатлантистов! Это было бы смешно, если бы отмирание исторической памяти не стало печальной реальностью жизни нашего общества. Всегда могут найтись люди, у которых в школе по истории были плохие отметки: они могут и не в такое поверить. Но забывать историю вредно, так как она имеет свойство повторятся...».
Раскольники дерзнули покуситься и на Вышгородскую (так они называют Владимирскую) икону Божией Матери. Отныне они намерены чествовать эту икону 15 апреля (28 апреля по новому стилю). Утвердившиеся в Церкви дни празднования памяти этого чудотворного образа (3 июня, 6 июля и 8 сентября по новому стилю) они удалили, поскольку, как говорится в постановлении «синода» ПЦУ, «все три празднования связаны с Москвой (встреча иконы и избавление от Тамерлана в 1395 году, освобождение от ордынского хана Ахмата в 1480 году и крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году)». По словам украинских раскольников, возникла «насущная необходимость определения отдельного дня празднования в честь Вышгородской иконы Божией Матери, который бы был связан с историческими событиями украинского православия».
Ну и «вишенкой на тортике» заседания «синода» ПЦУ стало решение разрешить своим «священнослужителям» баллотироваться в органы местного самоуправления. «Учитывая предыдущий, в целом, положительный опыт участия архиереев и духовенства в работе местных советов (сельских, поселковых, городских, районных и областных) благословить по канонической икономии и в дальнейшем архиереям и духовенству, где это представляется целесообразным, баллотироваться в местные советы и участвовать в их работе в качестве депутатов», – говорится в постановлении раскольнического «синода».
Как отмечает телеграм-канал «Лабарум. Сим победиши», некоторые критики полагают, что последнее решение раскольников противоречит словам Господа нашего Иисуса Христа: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24), а также канонам Церкви, запрещающим клирикам иметь мирские попечения.
«Мы же считаем эту критику необоснованной, а применение норм Евангелия и канонов Церкви к "ПЦУ" абсурдным. "ПЦУ" изначально политическая организация, собравшая в себе членов по принципу политических предпочтений. Достаточно наглядны ее "крестные ходы", на которых исполняются политические гимны вместо молитв, а флаги выносятся вместо икон... В своих заявлениях "ПЦУ" и её клирики не раз заявляли, что "Церковь должна служить Украине", а не Христу. Потому в самом факте, что политическая организация будет заниматься прямой политической деятельностью, не видим ничего удивительного или возмутительного. Возмутительным остаётся тот факт, что при этом она продолжает выдавать себя за Церковь», – пишет православный телеграм-канал.
Действительно, этими решениями украинские раскольники в очередной раз засвидетельствовали, что т.н. ПЦУ – прежде всего политический проект, нацеленный не на спасение души, а на продвижение своих политических интересов, главным образом с тем, чтобы всячески уязвить Россию и продемонстрировать «незалежность» Украины.
Редакция Русской народной линии