На последнем своем собрании «синод сцу» (читай — политбюро «сцу») принял решение установить день «общецерковного» почитания гетмана Сагайдачного. В связи с этим не могу промолчать и остановиться на трех основных критериях канонизации (причисления к лику святых).
Святость жизни
«УАПЦ» в 2011 году канонизировала Сагайдачного в чине «благоверных гетманов», однако Церковь такого лика не знает. Сравнение жизни и трудов Сагайдачного с подвигами благоверных князей не выдерживает критики. Чего стоит только поход на Москву летом 1618 года, когда «20 тысяч запорожцев во главе с Сагайдачным двинулись через Ливны на Москву, захватив по пути Путивль, Рыльск, Курск, Валуйки, Елец, Лебедосновмыянь, Данков, Скопин, Ряжск». Что значит «захватил» в данном конкретном случае? Процитируем по этому поводу Бельского летописца: «А пришол он, пан Саадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жен и детей в плен поимал». В каждом из поименованных городов почти век вспоминали как страшный сон нашествие запорожцев. Осквернение храмов и монастырей, убийства единоверных православных не воинов, но беззащитных женщин, стариков и детей, не ради Украины, а для выгоды польского короля. Могут возразить, что он в этом покаялся. Но что значит это покаяние? Лишь то, что ему можно было причаститься и его не должны были лишить христианского погребения. Однако, где же здесь святость? Существовала традиция, согласно которой солдаты, возвращавшиеся с войны, несли 3-летнюю эпитимию и каялись в грехе убийства, не дерзая приступать ко Причастию. То есть каялись в убийстве противника на поле боя, а здесь речь идёт о поголовном истреблении мирного, единоверного населения, не исключая духовенства и монашества.
Велика личная заслуга Сагайдачного в деле восстановления иерархии в Киевской митрополии, однако никто до сих пор не ведёт речи о канонизации самого иерусалимского патриарха Феофана, восстановившего иерархию.
Благотворение монастырям и школам в той или иной мере были присущи практически всем гетманам.
Эпитеты «блестящий полководец, стратег и воин» не являются синонимами святости и подвижничества.
Народное почитание
Про Сагайдачного сложены песни, бытуют легенды и предания, в которых он предстаёт как воин, рубака, находчивый политик и дипломат. Государственный и политический деятель Речи Посполитой, современник Сагайдачного, Яков Собеский, так вспоминал о нём: «Був це чоловік великого духу, що сам шукав небезпеки, легковажив життям, у битві був проворний, діяльний, у таборі сторожкий, мало спав і не пиячив… на нарадах був обережний і в усяких розмовах неговіркий». Однако ни в народной памяти, ни в литературе, за все четыре века, прошедшие со дня его смерти, Сагайдачный не назван ни святым, ни благоверным, ни блаженным, ни праведным. Народ помнит его только как воина и полководца, без какого–то ни было налёта святости.
Даже искусственная, притянутая за уши т. н. «канонизация уапц» не добавила давно почившему гетману ни известности, ни популярности, а носит лишь политический и популистский характер, эксплуатируя патриотические чувства и любовь к истории. Наверное, сам Сагайдачный, рассмеялся бы, увидев нимб вокруг своей головы на портрете, написанном в стиле иконы.
Сагайдачного «канонизировали» только в лике местночтимых около десяти лет тому назад, в маргинальной «уапц», тогда как «Киевский патриархат» на это деяние не отважился. За прошедшее время новосфабрикованный культ нового «святого» так и остался на местечковом уровне, и только сейчас новая «сцу», раздираемая противоречиями, находящаяся в поисках своей новой идентичности («аби не як у москалiв»), грубо нарушая «справку о жизнеспособности» — «томос», без согласования со Стамбулом, решила автоматически перенести имя Сагайдачного из календаря «уапц» в свой календарь.
Чудотворения
Со дня смерти Сагайдачного прошло четыре века, однако ни при жизни, ни после смерти (ни с момента «канонизации») не было зафиксировано ни одного случая благодатной помощи. Не было написано ни одной канонической иконы этого деятеля. Не мы должны просить его молитвенного предстательства, а он просит, чтобы молились за него.
Ни в коем случае не умаляя заслуг перед Церковью и украинским народом этого известнейшего политического деятеля, полководца и гетмана, всё же должны признать, что до святости ему далеко. Канонизация в угоду чьим–то политическим амбициям, в честь какого–либо юбилея или по прочим причинам не должна иметь места в церковной ограде. Сам церковный народ Украины, на протяжении четырёх веков пел Сагайдачному только «вечную память», никогда не называл его святым и не признавал за ним такого достоинства.
Источник: Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
1. Отношение к УАПЦ