Личность бывшего схиигумена Сергия (Романова) сегодня скандально известна. Действительно, с одной стороны, он был известным духовником, построившим в Екатеринбургской области несколько монастырей и скитов. С другой стороны, деятельность его все больше приобретает сектантский характер. Он сегодня противопоставляет себя церковному священноначалию, не говоря уже о светских властях. А в созданном им монастыре происходят порой довольно странные перфомансы.
С того момента, как схиигумен отстранил от управления монастырем игуменью Варвару и завел в обитель преданных ему казаков «для охраны обители», то все вышло из-под контроля, и началась маргинализация трезвой богословской позиции и общественной жизни. «Медийщики» активно подливали масла в огонь, и ситуация постепенно становилась неуправляемой. Отец Сергий не выдержал экзамена на популизм – той обременительной ноши человеческой славы, которая «как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1Пет. 1: 24). Проповеди его зазвучали в иной тональности: дерзко, горделиво, вызывающе. Поводом послужила короновирусная истерия, но обличительными метастазами она обрушилась на все социальные институты, электронные средства коммуникации, и далее уже на конкретных политических и религиозных деятелей. Светские СМИ, чувствуя «жареную» тему, стали активно раскручивать в медиа-пространстве скандальную фигуру. В монастырь устремился творческий «бомонд» из столицы, депутаты, чиновники, военные, преданные новому гуру, сказавшему «правду-матку» с церковной кафедры, а также откровенные авантюристы, пожелавшие приобрести политические дивиденды на неординарной ситуации. А новый «гуру» уже закусил удила, и ни на какие разумные призывы епархиального екатеринбургского начальства к диалогу не отвечал, постепенно возводя себя в ареал «бескровного мученика» за правду сермяжную…
Но кричащие противоречия видны даже невооруженному глазу. Например, критика бывшего отца обрушивается на электронные средства информации, но сам он же активно использует их для своего пиара. Утверждает, что становится добровольно для смирения простым монахом, но на очередной организованный им крестный ход надевает священнические ризы и крест. Градус критиканства бывшего игумена возрастает день ото дня: он не только обличает высшую церковную иерархию, которая даровала ему и священный сан, и духовное окормление в женской монастырской обители, но поднимает политические вопросы, что не должно вообще иметь место у схимника, ибо не только Церковь отделена от государства, но и образ жизни постриженного в великую схиму не предполагает подобного.
Когда он дерзновенно, как «власть имеющий» зачитывает с листа написанные ему кем-то проповеди-призывы, то обыкновенно путается, проглатывает слова, претыкается на непонятных ему терминах и оборотах, неверно делает ударения, зажевывает фразы. Содержание уже откровенно политических опусов он облекает тонкой вуалью религиозности, но слишком «торчат уши» подобной дерзости, которые выдают скрытый комплекс неудовлетворенных амбиций.
Удивляет другое: как столичная интеллигенция в лице известных актеров, журналистов, спортсменов, чиновников и проч. слушает эти совсем нецерковные и не звучащие к примирению слова? Он открыто призывает к неподчинению не только своему правящему архиерею, но и Патриарху, дерзко предлагая последнему сложить свои полномочия и предоставить ему, Сергию, возглавить РПЦ! Увещевания на него не действуют, поэтому Указом митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного) он был отстранён от богослужений и публичных выступлений, а поскольку отец Сергий это проигнорировал, то решением епархиального суда он был лишен сана.
Приведём здесь небольшой фрагмент из открытого письма митрополита Кирилла: «Отец Сергий! Я не высказывался открыто и подробно относительно Вашего поведения, поскольку надеялся сохранить Вас для Церкви, а саму Церковь уберечь от излишнего внимания тех, кто кормится на внутрицерковных конфликтах и нестроениях. Думал, что разговор с Вами должен вестись внутри Церкви, а не перед лицом всех, кто имеет доступ к сети интернета. Вы избрали странный для монаха способ общения – выкладывания в интернете видеороликов, словно Вы не схимник, а медийный блогер. И это при том, что немногим ранее Вы обличали интернет как духовно вредную территорию и у Вас даже был знакомый бес по имени Интернет. Сейчас Вы ушли из реального церковного личного общения в еще совсем недавно критикуемое Вами виртуальное пространство… Я уже не умоляю Вас, как раньше, покаяться и сохранить хотя бы монашество, но готов проявить снисхождение и найти Вам место для покаяния, если Вы еще помните, что это такое…».
Ему было предложено покинуть монастырь и перебраться в скит, на что был получен ответ, что монастырь он не покинет ради своих духовных чад. Чада же буквально набиваются сегодня в монастырь, туда же стягиваются и паломники с любопытствующими… Таким образом, проблема до сих пор не исчерпана, и к чему все это далее приведёт, сказать трудно – но расколо-сектоведческий аналог такому событию имеется. И не один.
Приблизительно так же начинал бывший милиционер-участковый Сергей Тороп. Кстати, светские профессии у них схожи, поскольку уральский схимонах Сергий (Романов) тоже служил в патрульной милиции до своей первой судимости. Но это к слову. Тороп организовал в «лихих 90-х» секту под названием «Церковь Последнего Завета» на основании пришедшего к нему «откровения» в 1990 г., что он является «новым мессией, проводником Духа Святого – Виссарионом». Если бывший схиигумен Сергий любит окружать себя казаками, офицерами ВС, внутренних войск, то ровно так и Виссарион поставил старостой вновь образованной им общины полковника ракетных войск, кандидата военных наук, Сергея Чевалкова, бывшего преподавателя Академии им.Ф.Дзержинского.
Сегодня в Сибири (в Курагинском районе Красноярского края) члены секты построили город Слово, который насчитывает несколько тысяч последователей Виссариона. Для «внешних» город называется «Экспериментальное экологическое поселение» экополис «Тиберкуль», который должен послужить для «избранных» убежищем на случай неминуемой экологической катастрофы. Все близлежащие деревни: Гуляевка, Петропаловка, Черемшанка – заселены адептами, для которых предусмотрено строго вегетарианское питание: из их рациона исключены дрожжевые продукты, сахар, мёд, соль, перец, грибы; вода признана вредоносной, и чтобы нейтрализовать её отрицательное воздействие, следует выпить с утра стакан мочи, и потом уже весь день можно воду пить безбоязненно. Несмотря на экологическую направленность жизни секты, лидер и его ближайшее окружение свободно пользуются Интернетом, сотовыми телефонами, солнечными батареями и другими запрещёнными предметами, разрушительно влияющими на экологию. В селе Петропаловское расположен трехэтажный дворец «учителя», рядом с которым построены дома «апостолов», куда пускают только паломников. Охраной Виссариона занимаются «ангелы Господни» – его личная гвардия.
По рассказам бывших членов «церкви последнего завета», в организации практикуется так называемое «собирание по второму разу». Первый раз это происходит, когда человек приезжает на жительство в строящийся город и приобретает себе дом в одной из близлежащих деревень, причём новичка уговаривают выбирать жилище подешевле (чтобы остались деньги на «второй круг»).
Вскоре человеку предлагают перебраться «ближе к Богу», т.е. к той горе, на которой расположен дом Виссариона, а поскольку там другого жилья нет, адепт живёт в палатке и становится членом элиты секты-«семьи». Чем ближе место жительства сектанта к дому «учителя», тем оно престижнее, поэтому люди с удовольствием платят за право поселиться в палатке поближе к «мессии» и считают это завидной привилегией, буквально мечтая отдать последнее за такую возможность. Кроме того, адепты передают всё своё имущество в дар секте. Дом, приобретённый в «первом круге», опять возвращается в собственность организации и ждёт нового хозяина. Виссарион учит: «Деньги не нужны. Их не стоит копить. Отдай всё, что имеешь. Многие сейчас говорят – верни, а я говорю – забудь».
Каждый день адепты «последнезаветчиков» молятся на портрет Виссариона по нескольку часов. Эта медитация называется слиянием с душой учителя. Конечно же, Сергей Тороп не имеет никакого систематического богословского образования (как и бывший схиигумен Сергий (Романов) из уральского монастыря). Поэтому сам себе и «чтец, и жнец, и на дуде игрец»: что в голову взбредёт, то и будет правдой. Каждый виссарионовец обязан подробно рассказывать о своих мыслях, чувствах, должен вслух зачитывать полученные от родных письма. По сведениям родственников сектантов, в результате таких процедур адепты в один голос заявляют: «Мы исполним всё, что нам скажет Учитель. Мы готовы ради него даже на смерть».
В секте «последнезаветчиков» уже своё, новое летоисчисление, которое ведется от 1961 года – года рождения Виссариона, а новый год отмечается 14 января – в день рождения «мессии».
Сектантам не разрешается пользоваться средствами традиционной медицины, вместо этого существует т.н. эстетотерапия от всех болезней: полюбовался на окружающую природу, восхитился закатом, вдохнул смолистый сосновый дух в лесу или запах свежескошенного сена в поле – вот и исцелился.
В результате подобных действий были зафиксированы случаи смерти сектантов, в том числе и детей, от истощения и неоказания медицинской помощи.
С целью легализации своей деятельности сектанты вошли в московский Социально-экологический союз на правах проблемного отделения Тиберкуля.
Несмотря на активную деятельность, секта переживает кризис, и виссарионовцы всё более удаляются вглубь тайги, полностью разрывая контакты с внешним миром. К этому их поощряет Виссарион. Сам «учитель» и «мессия» Сергей Тороп в разрыве отношений с миром пошёл ещё дальше и выступил с таким вероучительным тезисом: «Не осуждай самовольно ушедшего из жизни». И кто знает, что под этим надо понимать…
Виктор Михайлович Чернышев, профессор богословия Киевской Духовной академии и семинарии
8. Ответ на 8, Андрей Козлов:
7. Проблемы с чем..?
6. Секта ?
5. Ответ на 2, Сант:
4. про цифровые технологии
3. Ответ на 1, Владимир_Урусов:
2. Право на ошибку...
1. интересное сравнение