Прошло несколько дней после публикации статьи, в которой я поделился читателями своими впечатлениями от поездки в село Хорошево, где состоялось торжественная церемония открытия Ржевского мемориала Советскому солдату,- а чувство какой-то недосказанности в душе осталось.
Увы, как это часто бывает, не всё увиденное и записанное в блокнот вошло в статью. Но это – журналистский принцип: автор не все факты выкладывает читателю, он предлагает лишь, так сказать, козырные или, по его мнению, на тот момент, главные. Но проходит совсем немного времени и начинает тревожить сознание мысль: «Напрасно я умолчал об этом… А следующий факт явно подчеркивает эмоциональность события…» Так случилось с зафиксированными в моём блокноте откровениями молодого белгородского скульптора Андрея Коробцова, автора главной монументальной фигуры Мемориала. Когда мы, журналисты, поднялись на смотровую площадку памятника, Андрей тихо произнес:
«Самым сложным для меня было работать над лицом воина. Когда мы с коллегой скульптором Фоминым изучали тысячи фронтовых фотографий, которые нам присылали родственники погибших со всех уголков России, пришло, теперь я понимаю, единственно верное решение – образ ржевского солдата не должен быть гротесковым, монументальным или былинным. Здесь абсолютно неуместна плакатность! Взглядом воин смотрит не на пришедших к монументу людей, а как бы в себя, передавая людям весь трагизм войны перед тем, как его душа займет место в журавлиной стае…Сколько было вариантов! Но когда закончил один из них, посмотрел на него оценивающе и …даже заплакал от удовлетворения – работа завершена!».
Уверен, журавлиная стая народной памяти о бессмертном солдатском подвиге будет ещё долго парить не только над многострадальным Ржевом и его окрестностями, она будет откликаться благодарностью миллионов потомков России. Вы можете полагать, что так думают все? Хотелось бы… Но в России, если внимательно посмотреть на её историю, всегда найдётся горстка «патриотов», которая никогда не дремлет и выжидает момент, чтобы гораздо эффективнее кинуть нечто на вентилятор… Эта вонь выдается за заботу об отечестве. Всё правильно вы поняли – это так называемая либеральная оппозиция. По этому поводу часто слышу праведное возмущение: ну не нравится тебе Россия, душно и нестерпимо жить в ней – шарик земной огромен, выбирай любой континент, остров, архипелаг. Но – не уезжают! А все потому, что вопли об ужасной России хорошо монетизируются (оплачиваются любой валютой), когда они посылаются в западную цивилизацию с территории России, от имени, так сказать, «соотечественников», прости Господи… Если же пересечь российскую границу, то за подобные «рулады» никто в шапку и ломанного гроша не кинет. Так и осуществляется это бесстыдное циничное действо, которое неуклюже прикрывается такими понятиями, как демократические преобразования, свобода слова, российский либеральный патриотизм…
Подобное случилось и со Ржевским мемориалом. Особенно в «вентиляторстве», как всегда, преуспело «Эхо Москвы». Вот, к примеру, как отозвалась о торжественном открытии постоянный автор радиостанции Татьяна (знаю фамилию, но нет желания её тиражировать). На самой церемонии во Ржеве она не была (к чему унижаться?), но оценку даёт такую: «Я даже затрудняюсь, как-то назвать этот стиль, в котором выполнен памятник, скорее всего, это фантасмагория. Впрочем, какая разница! Как ни назови, лучше не станет. Сказанное не идёт в сравнение с тем, что может испытать человек, смотрящий на этот монумент. На мой взгляд, этот памятник вызывает настоящее чувство страха. Даже, скорее, ужаса. Помните, раньше в советские времена на телевидении, перед показом чего-то неприятного, жуткого просили отойти от экрана слабонервных, дабы не подвергать их психику испытаниям».
Вот так Танюша-либералка блеснула остроумием, попутно оскорбив и советское прошлое, где по телевидению показывали «что-то неприятное и жуткое», да и Ржевский мемориал поспешила обгадить.
Прочитаешь пару-тройку таких либеральных оценочных суждений и невольно задаёшься вопросом: а цинизм, вообще, имеет границы? Попытайтесь ответить на него, когда ознакомитесь с ещё одной «ценнейшей» мыслью. Её автор – журналист, коневед, петербуржец, считающий себя эпатажным, Александр Невзоров. В отличие от предыдущей Татьяны, его фамилию скрывать нет смысла – 61-летний Александр давно известен своей …известностью. На собственном интернет-канале вышло видео, где Невзоров делится своим пониманием сути памятника Ржевского мемориала Советскому солдату.
«Монумент изображает сталинского солдата мужского пола, но почему-то в рваной юбке из перьев,- глубокомысленно произнёс Александр и вновь "заблистал" эрудицией. - Такие одежды носили шотландцы, а в России Киркоров с Моисеевым". Но собеседница попыталась поправить «мессию»: «Это же журавли… Помните песню Расула Гамзатова – «Мне кажется, порою, что солдаты…».
Невзоров, покуривая, невозмутимо ответил, что он совершенно не обязан знать этих строк. И привёл другой, более чем странный «аргумент»: «К тому же, пойди докажи, кто там – журавли или гуси. Потому что возможна вторая трактовка. Это может быть вариант «Новые приключения Нильса с дикими гусями».
Соглашусь с вами, что после ознакомления с подобными мозговыми выкрутасами, основанными на цинизме и вседозволенности (не путать со свободой слова!), сразу приходит мысль: а может их просто не замечать? Пройти мимо с гордо поднятой головой и надменной улыбкой? Увы, всё не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. Ведь неспроста большинство россиян поддержали поправки в Конституцию, где предусматривается юридическая ответственность за оскорбление исторической памяти отечества, очернение или фальсификацию его героического прошлого.
И еще об одной недосказанности, которая станет не только достойным ответом либеральным коневедам и кульбитным лингвистам, но и вполне может быть основанием для нового нравственного патриотического движения. Во время праздника в Хорошево познакомился с семьей из Твери. Отец, Николай Гриценко, предприниматель, мама, Галина, медсестра в стоматологической поликлинике, и два их сынишки-погодки - восьмилетний Иван и семилетний Денис.
Николай постоянно фотографировал, не только свою семью, а и памятник с разных ракурсов. Такую заинтересованность к фигуре советского солдата он пояснил: «У Гали, получается, прадедушка погиб где-то в этих местах. К сожалению, все его фотографии не сохранились, не дошли до нашего поколения. Чудом сохранилась похоронка. На марше "Бессмертного полка" мы участвуем ежегодно – начинали, когда пацаны были ещё в колясках. Все несли фотографии своих погибших родственников, мы не имели такой возможности, потому я увеличил текст похоронного извещения и наклеил на место фото. Но если образ ржевского солдата собирательный из тысяч фронтовых снимков, значит, в нём что-то обязательно есть и от нашего прадедушки-солдата. Конечно, классную фотку можно скачать и из интернета, но нам важно сделать именно самим фотографию. Если "Бессмертный полк" состоится в сентябре, то рядом с текстом фронтовой похоронки мы пронесем образ солдата, в котором, мы верим, есть и частичка нашего родственника».
А ведь у многих потомков, по разным причинам, не сохранились фронтовые снимки своих героических предков. Какой тут может быть выход? По моему убеждению, тверская семья Гриценко успешно его нашла.
Борис Алов, журналист, Тверская область