Скандал на защите выпускных квалификационных работ в Сретенской духовной семинарии, вызванный откровенной травлей семинаристов, у которых оказались «неправильные» научные руководители, с точки зрения нынешних руководителей семинарии, вызвал серьёзную дискуссию в церковных СМИ и пабликах, в ходе которой всё больше выявляется плачевное положение этого некогда прославленного учебного заведения.
К примеру, православный публицист Сергей Николаевич Батогов отмечает, «нынешнее руководство семинарии – "тандем", состоящий из архиепископа Амвросия (Ермакова) и протоиерея Павла Великанова, вкупе с назначенными ими преподавателями-единомышленниками из Московской духовной академии (кстати, и соавторами кощунственных "мультиков" "Академия веры") иереями Стефаном Домусчи и Антонием Борисовым взяло курс на дискредитацию и изгнание преподавателей "тихоновского" набора, чтобы заменить их на своих и подобных им – с либерально-кочетковскими и экуменистскими взглядами».
Любопытную и весьма нелицеприятную характеристику одному из нынешних руководителей Сретенской семинарии первому проректору протоиерею Павлу Великанову дал один из столпов Московской духовной академии недавно скончавшийся профессор Алексей Иванович Сидоров. Видеозапись недавно выложил один из telegram-каналов, посвященный церковной тематике.
Однако примечательны и другие «герои» этих скандалов. На форуме РНЛ и на странице в ВК наши читатели обратили внимание на одного из них. Это – кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент, и.о. руководителя магистерской программы «Пастырское богословие» Сретенской духовной семинарии иерей Стефан Домусчи.
Он был упомянут в первой публикации РНЛ. Именно отец Стефан возглавил магистерский профиль по пастырскому богословию вместо изгнанного из Сретенской семинарии архиепископом Амвросием протоиерея Вадима Леонова, известного богослова, автора фундаментальной монографии по святоотеческой антропологии, известного своими консервативными взглядами. Притом, что иерею Стефану Домусчи всего 35 лет, у него мало не то чтобы пастырского, но и просто житейского опыта.
Это назначение представлялось загадкой. Ключ к разгадке как раз и предложили наши читатели.
Видимо, молодость и отсутствие научных заслуг с лихвой окупаются его принадлежностью к кочетковской группировке. Мы видим, что он постоянный участник мероприятий, проводимых «Преображенским братством», ведущей организацией неообновленцев в России. Так его доклад «О возможных формах деятельности катехизатора на приходе», зачитанный на одной кочетковской сходке, вызвал у неообновленцев прямо-таки восторг. «В завершении выступления о.Стефан поделился опытом проведения огласительного цикла из восьми бесед в Воронеже. Его выступление вызвало живой интерес со стороны присутствующих, наглядным свидетельством чему было большое количество заданных вопросов», – говорится в отчёте, размещённом на сайте «Преображенского братства».
«Пока все озабочены коронавирусом, в Русской Православной Церкви у нас расцветает не менее опасный вирус. Это ж надо, руководить пастырским отделением в Сретенской духовной академии теперь будет священник Стефан Домусчи. Что такое пастырское отделение? Это доступ к подготовке священников, их воспитанию, их образу мысли. А теперь главное: соль в том, что Стефан Домусчи, которому 35 лет – ярый кочетковец. Вот уж воистину все встаёт с ног на голову. Кочетковец у руля в "Сретенке"! Звучит как бред, но это происходит на наших глазах. Интересно, что этот батюшка засветился на кочетковских мероприятиях в Твери. В той самой Твери, где из-за нашествия кочетковцев православных и приходы лихорадит уже несколько месяцев. Что происходит? Что будет со Сретенкой?» – с тревогой пишет в нашей группе в ВК житель Твери Евгений Павлов.
А в Твери, действительно, сильно кочетковство, о чём неоднократно писала «Русская народная линия». Неообновленцам даже удалось втянуть митрополита Тверского и Кашинского Савву в сомнительную дискуссию о ненужности и неактуальности церковнославянского языка.
Еще один любопытный штрих. В интервью редактору сайта Российского Православного Университета Наталии Федотовой о. Стефан восторгается тем, что ныне у отечественных богословов есть «замечательная» возможность ездить на Запад и знакомиться там с западным «богословием»:
«Я думаю, что у русской богословской науки большие перспективы. Сложные, но в тоже время очень интересные, потому что российское общество отличается от европейского или американского. Оно довольно специфическое, не только потому что было атеистическим, а с конца 1990-х стало религиозным… Появляется трезвый взгляд друг на друга у философов и богословов. Дело еще и в том, что мы теперь имеем возможность выходить в общее мировое богословское пространство [?! – странные представления о у священника РПЦ о богословии. – РНЛ], европейское, американское. Наши богословы ездят на Запад и представляют русское богословие на самом высоком уровне. Можно посмотреть на современные западные конференции, там всегда присутствуют богословы из России. Кроме того, мы совмещаем уникальный опыт совершенно атеистической аудитории и отечественной богословской традиции XIX-XX века. К перспективам русского богословия в России присоединяются перспективы русского богословия за рубежом. Примечательно, что для многих в мире протоиерей Георгий Флоровский, протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Иоанн Мейендорф – это русские богословы. Многие западные православные богословы в своем становлении испытали влияние богословов русского зарубежья: священника Сергия Булгакова, В.Н. Лосского и других».
Уже из этой цитаты видно, что священник Стефан Домусчи откровенный экуменист и модернист. Разумеется, для него авторитетами в богословии не будут ни святители Игнатий (Брянчанинов) или Феофан Затворник, ни прав. Иоанн Кронштадтский, ни сщмч. Иларион (Троицкий).
Это подтверждает свидетельство на форуме религиоведа диакона Ильи Маслова, старшего аналитика Аналитического центра святителя Василия Великого: «Сретенскую семинарию почти уничтожили. Этого Домусчи я знаю – помню, как его пропихнули преподавать в РПИ. Был на некоторых его лекциях, модернист убеждённый».
Один из участников дискуссии под ником «Церковник» написал: «"А раньше было так... А в древней Церкви причащали так... А облачением было... А во времена Иоанна Златоуста..." На мой взгляд – эти люди играют в реконструкцию. Играют! Реальной жизнью Церкви они жить не хотят или не умеют... Общинной жизни даже нет, есть муждусобойчик, а жизни общинной нет. Один знакомый священник без благословения епископа и настоятеля стал причащать мирян раздельно. Когда ему сделали замечание, ответил: "А раньше так причащали"!».
Очень верное замечание, кочетковщина – это не церковная общинность, а самый настоящий междусобойчик в Церкви. И есть опасность, что новое руководство Сретенки, привлекающее в качестве преподавателей кочетковцев, намерено превратить и Сретенскую семинарию в такой междусобойчик.
Редакция «Русской народной линии»
28. Католики восточного обряда, модернисты, кочетковцы - откуда растут ноги...
27. о. Стефан восторгается тем, что ныне у отечественных богословов есть «замечательная» возможность ездить на Запад и знакомиться там с западным «богословием»:
26. Ответ на 26, Сергей_С:
25. Модернизмы
24. Ответ на 30, София7:
23. Ответ на 28, София7:
22. Ответ на 23, София7:
21. Ответ на 22, Олег В.:
20. Ответ на 18, София7:
19. Ответ на 14, Сергей_С: