Мы уже не раз обращались к ситуации в Сретенской семинарии, где новое руководство, идущее либерально-модернистским курсом, стремится уничтожить любую оппозицию и разогнать ту профессорско-преподавательскую корпорацию, которую в течение долгих лет бережно собирал и взращивал архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский.
Как известно, решением Священного Синода 9 июля 2019 года новым ректором Сретенской семинарии и настоятелем Сретенского монастыря стал архиепископ Амвросий (Ермаков), до тех пор возглавлявший Московскую духовную академию. Владыка Амвросий пришёл на новое место с проектом «оптимизации» учебного процесса в Сретенке. Правда, некоторые пессимисты сразу заявили, что оптимизация, как и в экономике, будет означать ... ликвидацию. Правда, сам новый ректор семинарии и настоятель монастыря заверял, что ни о какой ликвидации речи быть не может, что он хочет всё сделать только лучше. Все на время успокоились.
Однако в декабре 2019 года общественность была взбудоражена новостью о сомнительных методах работы команды архиепископа Амвросия по пропаганде монастыря в светских СМИ. На телеканале «Культура» показали программу «Пешком», в которой её автор рассказал о Сретенском монастыре. В ходе программы он вдруг стал читать отрывки из антихристианской повести Л.Андреева «Иуда Искариот». Мало сказать, народ смутился. Зрители восприняли эту программу как откровенную издёвку. И мало кто поверил, что программа вышла вопреки мнению руководства монастыря или без его ведома, ведь на сайте эта программа рекламировалась.
Сообщали, что одной из первых мер нового руководства стал фактический разгром крупнейшего в Церкви и весьма прибыльного издательства Сретенского монастыря. В мае 2020 года стало понятно, что это была не просто чистка от неугодных сотрудников. Оказалось, что под руководством проректора Сретенской семинарии протоиерея Павла Великанова было создано принципиально новое издательство «Среда» с принципиально новой издательской программой. Её суть стала понятна из того, какую книгу первой выпустили в новом издательстве. Ею оказалась книга «Сопротивление и покорность» лютеранского пастора Дитриха Бонхёффера, проповедника идеи «христианство без Христа». Иными словами, на базе издательства Сретенского монастыря создано издательство с откровенно модернистской, неообновленческой и экуменистической программой. Полный антипод прежнего издательства.
С осени 2019 года из уст в уста по церковной Москве передавались новости о начавшихся кадровых чистках в стенах семинарии, были уволены несколько преподавателей, в том числе имевшие докторские и кандидатские учёные степени и высокий научный рейтинг, т.е. предположить, что эти меры были направлены на рост профессионализма профессорско-преподавательского состава никак нельзя. Это была именно чистка идеологически чуждых для нового руководства преподавателей.
Впрочем, некоторые говорили, что это, мол, закономерно, что «новая метла по-новому метёт», что не нужно так остро реагировать. Однако то, что произошло на состоявшихся недавно защитах бакалаврских и магистерских работ в Сретенской семинарии «ни в какие ворота не лезет». Новое руководство семинарии решило отыграться на студентах и выпускниках, которые готовили свои сочинения под руководством тех преподавателей, которые оказались в «чёрном списке» для нового руководства.
К нам в редакцию поступило эмоциональное письмо (мы удалили чрезмерно резкие оценки «героев» этого по сути избиения студентов) с рассказом, как происходили защиты сочинений студентов, виновных лишь в том, что они писали свои работы под руководством попавших в немилость к новому руководству преподавателей. Как выразился автор этого письма, который из опасения репрессий со стороны руководства семинарии (небезосновательных опасений, признаем, после того как проходила защита) просил не упоминать его имя, «это просто низко – отыгрываться на студентах». И с этим трудно не согласиться.
Впрочем, послушаем его рассказ.
За отличную бакалаврскую работу студента Ростислава Устименко поставили «три» только потому, что этого потребовал его рецензент новоявленный член корпорации, иерей Антоний Борисов, которому в обход Ученого совета администрация передала лекции профессора протодиакона Владимира Василика по сравнительному богословию и новейшей истории западных исповеданий.
Однако, это были еще цветочки. Ягодки пошли при защите магистерских работ. В качестве работодателя работу экзаменационной комиссии возглавил епископ Савва (Тутунов), известный своими экуменическими взглядами, собинный друг ректора Сретенской семинарии архиепископа Амвросия и проректора протоиерея Павла Великанова. На защите работы «Модели пастырского образования в духовных школах Русской Православной Церкви ХХ – начала ХХI вв. (По результатам обучения и отзывам современников)» Дмитрия Щурова, ученика протоиерея Вадима Леонова, известного богослова, автора фундаментальной монографии по святоотеческой антропологии, епископ Савва буквально вцепился в несчастного студента, обвиняя его во всех смертных грехах, едва ли не в подлоге статистических данных. Между тем, Д.Щуров написал прекрасную социологическую работу, которую рецензент оценил на «отлично».
Однако, епископу Савве, видимо, важно было дискредитировать не автора, а руководителя работы протоиерея Вадима Леонова, известного своими консервативными взглядами, поскольку его невзлюбило новое руководство Семинарии и отстранило от руководства созданного им магистерского профиля по пастырскому богословию. На его место был назначен человек, не имевший к созданию этой программы никакого отношения, иерей Стефан Домусчи, чей научный и педагогический опыт не входит ни в какое сравнение с опытом о. Вадима. Отцу Стефану всего 35 лет, какой пастырский опыт он может передать студентам семинарии?! Откуда он у него?! У него и житейского опыта не так много.
На голосовании епископ Савва требовал поставить за отличную и качественную социологическую работу Дмитрия Щурова … неудовлетворительно. К счастью, у членов комиссии хватило совести и здравого смысла не поддержать подобный произвол и всё же была поставлена оценка «хорошо». Можно представить, что чувствовал при этом сам автор работы.
Ещё более рьяно епископ Савва стал «заваливать» о. Бориса Яковенко, чью работу относительно числа таинств в Православной Церкви достаточно компетентный рецензент кандидат богословия, кандидат исторических наук о. Павел Ермилов оценил на «хорошо». На бедного студента посыпался град вопросов и обвинений – в компилятивности, неправильном цитировании источников и т.д. По большому счёту, это были мелкие придирки, которые, однако были представлены как основание для того, чтобы вынести оценку «неудовлетворительно». К счастью, и здесь комиссия не поддержала «творческих инициатив» епископа Саввы, поставив оценку «удовлетворительно». Такой раж владыки Саввы в заваливании несчастного магистранта можно объяснить просто: о. Борис Яковенко – ученик протодиакона профессора Владимира Василика, которого архиепископ Амвросий лишил всех лекций и методически травил весь учебный 2019-2020 г., требуя от сотрудников Сретенской духовной семинарии найти поводы к его увольнению.
Еще более интересная ситуация сложилась с учеником доцента Павла Кирилловича Доброцветова Арсением Ручкиным, который написал прекрасную работу «Принципы пастырского душепопечения по трактату «Пастырское правило» свт. Григория Двоеслова» с использованием практически всей доступной литературы, в т.ч. иностранной. Ему не задали ни одного вопроса, однако, по настоянию епископа Саввы поставили «удовлетворительно». Причина и здесь достаточно проста: П.К. Доброцветов вызвал неудовольствие ректора Семинарии архиепископа Амвросия и проректора протоиерея Павла Великанова своей принципиальностью и разоблачением целого ряда подлогов. Руководство неоднократно пыталось уволить известного церковного ученого, придумывая для этого различные надуманные поводы и объявляя несправедливые выговоры. И вот теперь «удовлетворительно» ученику Доброцветова должно, видимо, дискредитировать его и стать основанием для его увольнения.
Причем, на глазах потрясённых преподавателей и студентов происходило невиданное попрание епископского достоинства. Епископ Савва, откровенно заваливая студентов, по сути дела выполнял работу «палача». Зачем? Какую пользу он стремился получить?
Однако, весь этот спектакль померк по сравнению с тем, что делалось на защите магистерских работ по общегуманитарным дисциплинам, где под удар попали ученики замечательного филолога Ларисы Ивановны Маршевой, известной своими трудами в области церковнославянской и древнерусской филологии. В последние годы она разрабатывала весьма ценный и востребованный для Церкви проект – прояснения церковнославянских текстов богослужения на основе старославянских и древнерусских литургических источников. Большинство её учеников занимались данным проектом и шли на красный диплом. В результате защиты только один получил четверку, остальные – тройки. Председатель комиссии, д.ф.н. Роман Кривко вообще предложил поставить всем студентам двойки, как будто бы его пригласили на защиту докторских, а не магистерских диссертаций. При этом, сам Кривко в основном занимался научной, а не преподавательской деятельностью. Достойно внимания и то, что он в настоящее время является профессором Высшей школы экономики, ассоциированным профессором Венского университета, а также завсегдатаем радиостанции «Эхо Москвы».
Заметим также, что перед защитой было допущено грубое нарушение, граничащее с подлостью: прежние отзывы оппонентов, достаточно благоприятные для магистрантов, были отменены за два дня до защиты, причём, в обход Ученого совета и кафедры. На их место были заказаны и получены разгромные отзывы от друзей и сторонников архиепископа Амвросия и протоиерея Павла Великанова. Занижение оценок, очевидно, преследует цель дискредитировать Л.И. Маршеву и её проект, чтобы добиться или её изгнания, или добровольного ухода из Сретенской духовной семинарии.
Особенно неприлично, что подобными низкими интригами занимаются люди, облечённые высоким духовным саном и без конца говорящие о любви к Богу и людям.
Так заканчивает свой рассказ наш корреспондент.
Кстати о любви. Насколько нам известно, архиепископ Амвросий 9 октября прошлого года прибыл в Санкт-Петербург на праздник апостола любви св. Иоанна Богослова (храмовый праздник Санкт-Петербургских духовных школ, которые долго возглавлял владыка Амвросий). После литургии он провёл переговоры с епархиальным начальством на предмет того, чтобы не давать протодиакону Владимиру Василику благословения на преподавание в Сретенской семинарии, а потом не допустил его до занятий под предлогом отсутствия данного благословения, хотя по правилам документооборота Учебного комитета Московской Патриархии, а также Сретенской семинарии оно совсем не требовалось. На это архиепископу Амвросию было указано в соответствующем обращении Учебного комитета, а равно было предложено урегулировать отношения с протодиаконом Владимиром Василиком в духе христианской любви. Как же отреагировал на этот призыв к любви архиепископ Амвросий? Отнял последнюю лекцию по Новому Завету у протодиакона Владимира Василика, доктора исторических наук, кандидата филологических наук, кандидата богословия, отца шестерых детей. В ноябре 2019 года архиепископ Амвросий лишил работы фотографа и кинооператора Сретенского монастыря Дмитрия Гливинского, отца шестерых детей, который снимал лекции в Сретенском монастыре. На недоуменный вопрос Дмитрия «на что нам жить и где Ваша христианская любовь?», он получил следующий холодный ответ: «Вы нам слишком дорого обходитесь».
То, что происходит сейчас в Сретенской семинарии, весьма прискорбно. Фактически, под руководством архиепископа Амвросия (Ермакова) убивается духовное учебное заведение, которое имело высокую репутацию даже в светских научных кругах. При этом, преподаватели и студенты получают наглядные уроки лицедейства и лицемерия. И, самое главное, на ключевые должности приходят люди с отчетливо либеральными, нетрадиционными взглядами, типа протоиерея Павла Великанова, уже прославившегося своими псевдо-православными мультиками и «богословием после короновируса», иерея Антония Борисова и Стефана Домусчи, известных своими экуменическими и либеральными убеждениями.
Ну а то, как они обходятся со своими оппонентами, отчетливо показывает безнравственность и бесчеловечность любого либерализма, в том числе и церковного.
Редакция Русской народной линии
40. Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас!
39. Ответ на 45 София7
38. К размышлению
37. «По отдельности, но в исправности - все будет в цельности и…сохранности»? Высоцкий
36. Ответ на 46, София7:
35. Ответ на 48, Александр Волков:
34. "До чего дошёл прогресс- до невиданных чудес..." ("Приключения Электроника")
33. Уровень образования в Сретенской духовной семинарии
32. Ответ на 37, поп Андрей:
31. Размышление прихожанина