Отыгрываться на студентах – низко

Как в Сретенской семинарии происходила защита бакалаврских и магистерских работ

Проблемы церковной жизни 
0
16161
Время на чтение 9 минут

Мы уже не раз обращались к ситуации в Сретенской семинарии, где новое руководство, идущее либерально-модернистским курсом, стремится уничтожить любую оппозицию и разогнать ту профессорско-преподавательскую корпорацию, которую в течение долгих лет бережно собирал и взращивал архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский.

Как известно, решением Священного Синода 9 июля 2019 года новым ректором Сретенской семинарии и настоятелем Сретенского монастыря стал архиепископ Амвросий (Ермаков), до тех пор возглавлявший Московскую духовную академию. Владыка Амвросий пришёл на новое место с проектом «оптимизации» учебного процесса в Сретенке. Правда, некоторые пессимисты сразу заявили, что оптимизация, как и в экономике, будет означать ... ликвидацию. Правда, сам новый ректор семинарии и настоятель монастыря заверял, что ни о какой ликвидации речи быть не может, что он хочет всё сделать только лучше. Все на время успокоились.

Однако в декабре 2019 года общественность была взбудоражена новостью о сомнительных методах работы команды архиепископа Амвросия по пропаганде монастыря в светских СМИ. На телеканале «Культура» показали программу «Пешком», в которой её автор рассказал о Сретенском монастыре. В ходе программы он вдруг стал читать отрывки из антихристианской повести Л.Андреева «Иуда Искариот». Мало сказать, народ смутился. Зрители восприняли эту программу как откровенную издёвку. И мало кто поверил, что программа вышла вопреки мнению руководства монастыря или без его ведома, ведь на сайте эта программа рекламировалась.

Сообщали, что одной из первых мер нового руководства стал фактический разгром крупнейшего в Церкви и весьма прибыльного издательства Сретенского монастыря. В мае 2020 года стало понятно, что это была не просто чистка от неугодных сотрудников. Оказалось, что под руководством проректора Сретенской семинарии протоиерея Павла Великанова было создано принципиально новое издательство «Среда» с принципиально новой издательской программой. Её суть стала понятна из того, какую книгу первой выпустили в новом издательстве. Ею оказалась книга «Сопротивление и покорность» лютеранского пастора Дитриха Бонхёффера, проповедника идеи «христианство без Христа». Иными словами, на базе издательства Сретенского монастыря создано издательство с откровенно модернистской, неообновленческой и экуменистической программой. Полный антипод прежнего издательства.

С осени 2019 года из уст в уста по церковной Москве передавались новости о начавшихся кадровых чистках в стенах семинарии, были уволены несколько преподавателей, в том числе имевшие докторские и кандидатские учёные степени и высокий научный рейтинг, т.е. предположить, что эти меры были направлены на рост профессионализма профессорско-преподавательского состава никак нельзя. Это была именно чистка идеологически чуждых для нового руководства преподавателей.

Впрочем, некоторые говорили, что это, мол, закономерно, что «новая метла по-новому метёт», что не нужно так остро реагировать. Однако то, что произошло на состоявшихся недавно защитах бакалаврских и магистерских работ в Сретенской семинарии «ни в какие ворота не лезет». Новое руководство семинарии решило отыграться на студентах и выпускниках, которые готовили свои сочинения под руководством тех преподавателей, которые оказались в «чёрном списке» для нового руководства.

К нам в редакцию поступило эмоциональное письмо (мы удалили чрезмерно резкие оценки «героев» этого по сути избиения студентов) с рассказом, как происходили защиты сочинений студентов, виновных лишь в том, что они писали свои работы под руководством попавших в немилость к новому руководству преподавателей. Как выразился автор этого письма, который из опасения репрессий со стороны руководства семинарии (небезосновательных опасений, признаем, после того как проходила защита) просил не упоминать его имя, «это просто низко – отыгрываться на студентах». И с этим трудно не согласиться.

Впрочем, послушаем его рассказ.

За отличную бакалаврскую работу студента Ростислава Устименко поставили «три» только потому, что этого потребовал его рецензент новоявленный член корпорации, иерей Антоний Борисов, которому в обход Ученого совета администрация передала лекции профессора протодиакона Владимира Василика по сравнительному богословию и новейшей истории западных исповеданий.

Однако, это были еще цветочки. Ягодки пошли при защите магистерских работ. В качестве работодателя работу экзаменационной комиссии возглавил епископ Савва (Тутунов), известный своими экуменическими взглядами, собинный друг ректора Сретенской семинарии архиепископа Амвросия и проректора протоиерея Павла Великанова. На защите работы «Модели пастырского образования в духовных школах Русской Православной Церкви ХХ – начала ХХI вв. (По результатам обучения и отзывам современников)» Дмитрия Щурова, ученика протоиерея Вадима Леонова, известного богослова, автора фундаментальной монографии по святоотеческой антропологии, епископ Савва буквально вцепился в несчастного студента, обвиняя его во всех смертных грехах, едва ли не в подлоге статистических данных. Между тем, Д.Щуров написал прекрасную социологическую работу, которую рецензент оценил на «отлично».

Однако, епископу Савве, видимо, важно было дискредитировать не автора, а руководителя работы протоиерея Вадима Леонова, известного своими консервативными взглядами, поскольку его невзлюбило новое руководство Семинарии и отстранило от руководства созданного им магистерского профиля по пастырскому богословию. На его место был назначен человек, не имевший к созданию этой программы никакого отношения, иерей Стефан Домусчи, чей научный и педагогический опыт не входит ни в какое сравнение с опытом о. Вадима. Отцу Стефану всего 35 лет, какой пастырский опыт он может передать студентам семинарии?! Откуда он у него?! У него и житейского опыта не так много.

На голосовании епископ Савва требовал поставить за отличную и качественную социологическую работу Дмитрия Щурова … неудовлетворительно. К счастью, у членов комиссии хватило совести и здравого смысла не поддержать подобный произвол и всё же была поставлена оценка «хорошо». Можно представить, что чувствовал при этом сам автор работы.

Ещё более рьяно епископ Савва стал «заваливать» о. Бориса Яковенко, чью работу относительно числа таинств в Православной Церкви достаточно компетентный рецензент кандидат богословия, кандидат исторических наук о. Павел Ермилов оценил на «хорошо». На бедного студента посыпался град вопросов и обвинений – в компилятивности, неправильном цитировании источников и т.д. По большому счёту, это были мелкие придирки, которые, однако были представлены как основание для того, чтобы вынести оценку «неудовлетворительно». К счастью, и здесь комиссия не поддержала «творческих инициатив» епископа Саввы, поставив оценку «удовлетворительно». Такой раж владыки Саввы в заваливании несчастного магистранта можно объяснить просто: о. Борис Яковенко – ученик протодиакона профессора Владимира Василика, которого архиепископ Амвросий лишил всех лекций и методически травил весь учебный 2019-2020 г., требуя от сотрудников Сретенской духовной семинарии найти поводы к его увольнению.

Еще более интересная ситуация сложилась с учеником доцента Павла Кирилловича Доброцветова Арсением Ручкиным, который написал прекрасную работу «Принципы пастырского душепопечения по трактату «Пастырское правило» свт. Григория Двоеслова» с использованием практически всей доступной литературы, в т.ч. иностранной. Ему не задали ни одного вопроса, однако, по настоянию епископа Саввы поставили «удовлетворительно». Причина и здесь достаточно проста: П.К. Доброцветов вызвал неудовольствие ректора Семинарии архиепископа Амвросия и проректора протоиерея Павла Великанова своей принципиальностью и разоблачением целого ряда подлогов. Руководство неоднократно пыталось уволить известного церковного ученого, придумывая для этого различные надуманные поводы и объявляя несправедливые выговоры. И вот теперь «удовлетворительно» ученику Доброцветова должно, видимо, дискредитировать его и стать основанием для его увольнения.

Причем, на глазах потрясённых преподавателей и студентов происходило невиданное попрание епископского достоинства. Епископ Савва, откровенно заваливая студентов, по сути дела выполнял работу «палача». Зачем? Какую пользу он стремился получить?

Однако, весь этот спектакль померк по сравнению с тем, что делалось на защите магистерских работ по общегуманитарным дисциплинам, где под удар попали ученики замечательного филолога Ларисы Ивановны Маршевой, известной своими трудами в области церковнославянской и древнерусской филологии. В последние годы она разрабатывала весьма ценный и востребованный для Церкви проект – прояснения церковнославянских текстов богослужения на основе старославянских и древнерусских литургических источников. Большинство её учеников занимались данным проектом и шли на красный диплом. В результате защиты только один получил четверку, остальные – тройки. Председатель комиссии, д.ф.н. Роман Кривко вообще предложил поставить всем студентам двойки, как будто бы его пригласили на защиту докторских, а не магистерских диссертаций. При этом, сам Кривко в основном занимался научной, а не преподавательской деятельностью. Достойно внимания и то, что он в настоящее время является профессором Высшей школы экономики, ассоциированным профессором Венского университета, а также завсегдатаем радиостанции «Эхо Москвы».

Заметим также, что перед защитой было допущено грубое нарушение, граничащее с подлостью: прежние отзывы оппонентов, достаточно благоприятные для магистрантов, были отменены за два дня до защиты, причём, в обход Ученого совета и кафедры. На их место были заказаны и получены разгромные отзывы от друзей и сторонников архиепископа Амвросия и протоиерея Павла Великанова. Занижение оценок, очевидно, преследует цель дискредитировать Л.И. Маршеву и её проект, чтобы добиться или её изгнания, или добровольного ухода из Сретенской духовной семинарии.

Особенно неприлично, что подобными низкими интригами занимаются люди, облечённые высоким духовным саном и без конца говорящие о любви к Богу и людям.

Так заканчивает свой рассказ наш корреспондент.

Кстати о любви. Насколько нам известно, архиепископ Амвросий 9 октября прошлого года прибыл в Санкт-Петербург на праздник апостола любви св. Иоанна Богослова (храмовый праздник Санкт-Петербургских духовных школ, которые долго возглавлял владыка Амвросий). После литургии он провёл переговоры с епархиальным начальством на предмет того, чтобы не давать протодиакону Владимиру Василику благословения на преподавание в Сретенской семинарии, а потом не допустил его до занятий под предлогом отсутствия данного благословения, хотя по правилам документооборота Учебного комитета Московской Патриархии, а также Сретенской семинарии оно совсем не требовалось. На это архиепископу Амвросию было указано в соответствующем обращении Учебного комитета, а равно было предложено урегулировать отношения с протодиаконом Владимиром Василиком в духе христианской любви. Как же отреагировал на этот призыв к любви архиепископ Амвросий? Отнял последнюю лекцию по Новому Завету у протодиакона Владимира Василика, доктора исторических наук, кандидата филологических наук, кандидата богословия, отца шестерых детей. В ноябре 2019 года архиепископ Амвросий лишил работы фотографа и кинооператора Сретенского монастыря Дмитрия Гливинского, отца шестерых детей, который снимал лекции в Сретенском монастыре. На недоуменный вопрос Дмитрия «на что нам жить и где Ваша христианская любовь?», он получил следующий холодный ответ: «Вы нам слишком дорого обходитесь».

То, что происходит сейчас в Сретенской семинарии, весьма прискорбно. Фактически, под руководством архиепископа Амвросия (Ермакова) убивается духовное учебное заведение, которое имело высокую репутацию даже в светских научных кругах. При этом, преподаватели и студенты получают наглядные уроки лицедейства и лицемерия. И, самое главное, на ключевые должности приходят люди с отчетливо либеральными, нетрадиционными взглядами, типа протоиерея Павла Великанова, уже прославившегося своими псевдо-православными мультиками и «богословием после короновируса», иерея Антония Борисова и Стефана Домусчи, известных своими экуменическими и либеральными убеждениями.

Ну а то, как они обходятся со своими оппонентами, отчетливо показывает безнравственность и бесчеловечность любого либерализма, в том числе и церковного.

Редакция Русской народной линии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

40. Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас!

Святой священномученик Иларион (Троицкий) был назначен настоятелем в Сретенский монастырь ровно сто лет назад - в мае 1920 г. Прошло сто лет и монастырь снова занят обновленцами. Господи Боже, молитвами и крепостью духа святого священномученика Илариона изгони снова из обители Пречистой Матери Твоей обновленцев и модернистов, расхищающих паству, яко волки овец! Молитесь братья и сестры и просите Пречистую Богородицу и священномученика Илариона об изгнании обновленцев из монастыря!!!
Петр Аввакумов / 03.06.2020, 15:05

39. Ответ на 45 София7

Уважаемая София 7, вряд ли этому волку удастся расхитить стадо... Да и стадо то давно волка узнало и отошло подальше... Если бы Вы действительно были прихожанкой, то знали бы об этом. Да и не прихожане не могли не заметить на трансляциях полупустого храма. Было бы желание видеть и слышать, а не перебрехиваться попусту в сети..Извините, с уважением Uylia_S.
Uylia_S / 02.06.2020, 12:11

38. К размышлению

Когда же семь дней оканчивались тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, 28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. 29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм. 30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери. 31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. 32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.

37. «По отдельности, но в исправности - все будет в цельности и…сохранности»? Высоцкий

Петр Аввакумов / «А при чем здесь сравнение с МДАиС, а потом переход на личность преп. Серафима Саровского и его образование?» ///////////////////////////////////////////////////////////// А при том, что - как там, у Владимира Высоцкого: - «кандидатам в доктора» богословия вовсе не повредило бы вспомнить про «обратнопропорциональность» из школьного курса математики в приложении к тому чем ныне занимаются - неужель всерьез полагаете, что «остепененность» святости и есть российский путь? Если Сретенка действительно является «оплотом» традиционализма, то разве это не наизаглавно-веское на сегодня основание не подпускать к подобного рода учебным заведениям никого кто хоть как-то «коррелируется» с «учеными» «парижанами» и теми же «птенцами» «гнезда» Иларионова, «занятыми» в числе прочего «изучением» меню Христа, «наличием» юмора у Господа и… «низведением» апостола Павла в разряд «замечательных» людей в надежде сыскать «золотой ключик» открывающий заветную дверь? Но не является ли то заведомо бесперспективным направлением, работающим на самом деле на деградацию человека? Довод последнего утверждения тривиален – может ли «ключик» по «весу» быть многотомным для широкого пользования? Но тогда получается, «человеки», в лучшем случае, занимаются сверлением воды попутно «руша» традиционализм? Вот то же «привитие» «болонки» в отечественном духовном образовании – что как не работа именно по разрушению Православие отличающегося тем, что только в нем человеку может приоткрыться полнота Истины? Значит и стремиться в обучении необходимо к получению «за раз» максимально возможной вмещаемой цельности, а не «бакалаврам-магистрам-академикам» в отдельности? «Представить», но зато какая «иному» «честь» - исповедовался у самого «академика» «богословия», а не какого-нибудь там….? К этому и идем?

36. Ответ на 46, София7:

Не надо путаться в показаниях, уважаемая София - то Вы раскрываете биографию архиепископа Амвросия и порядок внутренней коньюктуры неосретенского обновленчества, а то, Вы вдруг простая потомственная прихожанка... Как-то по Станиславскому - не верю. Плохо играете. Ах да, что там про сор из избы и обличения которые лично, а потом последовательность по Св. Писанию? Предложите этот алгоритм свящ. Павлу Великанову, которого Вы, как потомственная прихожанка Сретенского монастыря тоже давно знаете. И архиеп. Амвросию тоже объясните, поскольку пример сего дня относительно проф. Маршевой, Р. М. Конём и, в особенности, ВКР, оказавшимися у Дунаева - это очень показательный случай насчёт отношения владыки и помощников его к тем идеалам вразумления, что предлагает Св. Писание. Прислали студентам за пару часов до защиты рецензии на их работы и рады, что завалили... София, совесть включите, если она у Вас имеется!
Петр Аввакумов / 01.06.2020, 20:19

35. Ответ на 48, Александр Волков:

А при чем здесь сравнение с МДАиС, а потом переход на личность преп. Серафима Саровского и его образование? Сретенку не надо ни сравнивать с другими духовными школами, ни принижать. Надо было хранить то, что было и ещё немного остаётся, а не ломать и делать вид, что "сделаем ещё лучше". Уже сейчас, казалось бы, трудами Ермакова и Великанова - хуже некуда, но, видимо, нет предела деградации...
Петр Аввакумов / 01.06.2020, 20:09

34. "До чего дошёл прогресс- до невиданных чудес..." ("Приключения Электроника")

Алексей Мигальников: «…Уверенно могу сказать: в целом уровень образования в Сретенке не ниже, чем в ведущих вузах страны».//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// Это вопрос критерия-оценки…. Здесь такая «закономерность» - чем ближе он к «абсолютному», тем… Получается, в этом смысле Московская Духовная Академия в сравнении со Сретенской духовной семинарией – самые что ни на есть «дошколята»? Выходит, это «Сретенке» их надо брать в «оборот»? В духовной области ведь как – чем более человек устремлен в ученость-остепененность - тем более у него проблем со вмещением Слова Божьего – разве не факт? Представить, например, Серафима Саровского доктором богословия – куда же это мы движемся?

33. Уровень образования в Сретенской духовной семинарии

Мне есть с чем сравнивать уровень образования в Сретенской семинарии. Я учусь в аспирантуре МГУ, до этого закончил Высшую школу экономики, ФДО ПСТГУ и затем СДС. Уверенно могу сказать: в целом уровень образования в Сретенке не ниже, чем в ведущих вузах страны. Это проверено на опыте. По крайней мере, так было при владыке Тихоне. Имена преподавателей уже много говорят о первоклассном — не побоюсь этого слова — педагогическом и научном уровне Сретенской семинарии: отец Вадим Леонов, отец Владислав Цыпин, отец Олег Стеняев, крупнейший специалист в литургике отец Михаил Желтов, отец Алексей Круглик, отец Владимир Василик, уже почивший Алексей Иванович Сидоров, у которого мне довелось учиться, Алексей Михайлович Белов (МГУ), Павел Кириллович Доброцветов, Павел Владимирович Кузенков (МГУ), Григорий Иванович Копейко, Александр Николаевич Ужанков, Лариса Ивановна Маршева, Анна Николаевна Грешных (ВШЭ, РГГУ), Наталья Николавна Трухина (МГУ)... можно было бы перечислять и дальше. Многие из них преподают и руководят научными работами в МГУ, Вышке, МДА. Но у Сретенской семинарии есть преимущество перед любыми вузами. Монастырь и семинария — это семья. Я нигде и никогда не жил в атмосфере такой братской любви, как в годы учебы в Сретенке. Да, случались и непонимания, как всегда бывает между братьями. Но любовь, взаимопомощь, внимание к каждому студенту — это то, что меня поразило и навсегда останется в душе. По Сретенке я частенько скучаю. И тем больнее, когда слышишь, что атмосфера в Сретенском монастыре и семинарии меняется. Это одна из главных проблем русского народа — невнимание и неуважение к традициям. Мы живем так, будто до нас никто не жил, и после нас никого не будет. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Я бы отнес эти слова не только к предкам, но и предшественникам в каком-либо деле. Перемены бывают нужны, но перед тем, как что-то менять — мне кажется важным чутко прислушаться к тому, что было до тебя. Понимаю, что не мое дело давать советы, тем более владыкам, и меня об этом никто не просил. Поэтому мне хочется искренне, по-сыновьи, пожелать владыке Амвросию и всем, кого он привлекает к работе в Сретенском монастыре и семинарии, такой чуткости к традиции. Сретенка — это уже (и надеюсь, еще) один из лучших вузов в стране. Господи, прости, помилуй и направь всех нас.

32. Ответ на 37, поп Андрей:

В Сибири владыко прославился непримиримой борьбой с " советскими попами заражёнными сребролюбием", с теми, которые служили у престола Господня когда сам архипастырь ещё не родился..Вразуми его Господи.

Вы что, батенька? Это сейчас в моде по всем епархиям и областям, во всех местах и даже вот София защищает возможность поглумиться над теми, кто не угоден их преосвященству, будь он хотя бы и старше. А, если те "советские попы" ещё и не жаловались особо никому, то архиепископ Амвросий с Софьей праздничным дуэтом споют о смирении, о необходимости нераспространения сора из избы и о послушании. Можно ещё и свящ. П. Великанова послушать о богословском минимализме заповедей Христа. Сейчас же это в тренде - "вы все не так поняли в Св. Писании, сейчас мы вам все объясним и без вашего святоотеческого максимализма".
Петр Аввакумов / 31.05.2020, 21:33

31. Размышление прихожанина

Если бы все архиереи были бы такими как Владыка Амвросий, от нашей Церкви Христовой давно бы уже ничего не осталось. Чуть больше чем за полгода этому удивительному архиерею почти удалось разрушить то, что создавалось 20 лет!!! Стены он пока еще не унес, но монастырь разносит с маниакальной одержимостью. Еще до пандемии был разогнан 5-ти тысячный приход. Присутствовать на службах Владыки Амвросия прихожанам было очень сложно. Литургии больше напоминали театральное шоу. Как не кощунственно это звучит, но назвать по другому службу, которая все время прерывается то на фотографирование Владыки на солее с знакомыми и родственниками посвященных в чтецы, то на высокопарные лирические отступления (2-3 за одну службу) Владыки на тему,как правило любви,очень сложно. На все сетования по поводу новых порядков прихожане слышали один ответ- если вам не нравится, не ходите больше сюда. Это к вопросу о любви реальной... Зато с молодежью Владыка всячески пытается заигрывать. Детям, на манер Сеятеля, после службы раздавал конфеты из корзины. Исправно опекает работу юношеского и молодежного клуба. Сегодня например, дети юношеского клуба 14-18 лет приглашались на онлайн встречу с протестантом из Мариуполя, журналистом, певцом и спортсменом. Очень этот протестант заинтересовался православием, потому и захотел побеседовать об этом с детьми 14-18 лет( другой то возможности осведомиться нет)... Сайт Сретенского монастыря превратился в портфолио Владыки Амвросия, все публикации на полосе исключительно с его фото... Про разогнанное издательство, издаваемую опять же протестантскую литературу, многочисленных уволенных сотрудников, конфликт с братией уже всем известно.. Теперь сводят счеты с преподавателями семинарии и студентами, которые взращивались еще Владыкой Тихоном. Даже не вдаваясь в суть написанных работ,понятно что выполняется определенный заказ. Делается это подлыми и низкими способами.. Архиерей борется с членами Церкви Христовой. Что может быть страшнее? Волк в овечьей шкуре...
Uylia_S / 31.05.2020, 21:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Редакция РНЛ
На Страстной седмице приостанавливает свою работу форум РНЛ
Вниманию читателей Русской народной линии
27.04.2024
В будущее с надеждой
Анатолий Степанов встретился с лидером движения «Русофилы» Николаем Малиновым
26.04.2024
Не пойти по пути Украины
О способах противостояния гонениям на Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата
25.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
«Зеленский и его банда решили, что теперь у них развязаны руки»
Киевский режим арестовал наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Арсения
25.04.2024
Все статьи Редакция РНЛ
Проблемы церковной жизни
Притча о вратах, путях и слугах
Не ошиблись ли мы вратами?
27.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.04.2024 14:11
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 14:02
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:53
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.04.2024 13:48
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:33
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от АБС
28.04.2024 12:30