Какой календарь правильный: юлианский или григорианский?

Пора нам преодолевать интеллектуальную зависимость от Запада

Александр Сергеевич Пушкин 
0
4818
Время на чтение 6 минут

В канун дня рождения Государя Николая Александровича у меня возникла полемика с представителями общества «Двуглавый Орёл». Признаюсь, неожиданная для меня. Ведь организация называется «общество исторического просвещения», и вдруг...

Речь зашла о дате празднования дня рождения Царя - 19 или 18 мая. Последнюю дату предлагает Википедия и прочие электронные и бумажные словари. Однако дата 19 мая как день рождения Царя казалась мне настолько очевидной, что я не ожидал непонимания со стороны православных, тем паче православных монархистов. Известно ведь, что Государь с горечью говорил П.А. Столыпину, что ему ничего не удаётся осуществить, видимо, неслучайно он родился в день Иова Многострадального. Просто заглядываем в церковный календарь и видим, что память ветхозаветного Иова Церковь празднует 6 мая, то есть по григорианскому календарю 19 мая. И не должно вроде возникать вопросов...

Оказывается, эта логика не для всех православных очевидна. Над многими умами довлеет европоцентризм, сразу звучат слова о том, григорианский календарь более точный, что, мол, «так говорят учёные, так говорит наука». В нашем споре дело дошло со стороны моих оппонентов до предложения отмечать день рождения Царя два раза - 18 и 19 мая...

Увы, увы, даже православным людям приходится долго объяснять очевидные вещи, чего же ожидать от людей неверующих?! Казалось бы, какая нам разница, какое было число в Европе 6 мая 1868 года, когда явился на свет Божий Николай Александрович? Ведь мы же не пытаемся выяснить, какое было число по мусульманскому календарю или по синтоистскому.

И если мы не в последние времена живём, то с 1 марта 2100 году разница между юлианским и григорианским календарями будет 14 дней. А это значит, что наши потомки будут отмечать день рождения Царя-Мученика 20 мая, поскольку именно в этот день будет праздновать Церковь день Иова Многострадального. Или и тогда найдутся те, кто будет предлагать праздновать два дня и 18 мая и 20 мая? Пора бы монархистам уже разобраться в календарном вопросе. Пора изживать зависимость от Запада, хотя бы нам - православным. Пора взять себе за правило ориентироваться на церковный (юлианский) календарь в вычислении даты годовщины того или иного исторического события.

И это отнюдь не досужий вопрос, совсем даже не интеллектуальные упражнения в полемике. Для нас - это в полном смысле вопрос национального самосознания и правильного понимания истории и предназначения России.

Например, 6 июня мы празднуем День русского языка, который учреждён в память дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Но Пушкин родился 26 мая по юлианскому календарю в день памяти Апостолов от 70-ти Карпа и Алфея и прп. Макария Калязинского. В Европе в 1799 году это было 6 июня, но сейчас по григорианскому календарю это 8 июня. Но мы следуем в хвосте европейской традиции и празднуем день рождения Пушкина 6 июня, а это другой день в церковном календаре - день прп. Симеона Столпника.

Но куда более яркий пример - память дня Бородинской битвы, которая состоялась 26 августа 1812 года, ныне это государственный праздник - День воинской славы России. Праздновать эту дату нам предлагают, пользуясь таким вот ущербным псевдонаучным подходом, не в самую годовщину битвы, а накануне, 7 сентября, прибавляя 12 дней, как было в 19-м веке в Европе, а не 13-ть. Но тут проблема усугубляется тем, что Бородинская битва происходила в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, когда мы вспоминаем чудесную помощь Божией Матери в изгнании из пределов Руси Тамерлана. И все русские воины, умиравшие на Бородинском поле, это знали. Таким образом искажается историческая достоверность события.

Более того, теряется сам глубочайший смысл русской истории. Искажая нашу историю в угоду принятому Западом григорианскому календарю, мы лишаемся величайшего духовного богатства. Мы лишаемся понимания фундаментальной истины: РУССКАЯ ИСТОРИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДОЛЖЕНИМ СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ! Мы уже не увидим, как Господь, Божия Матерь, великие Святые Молитвенники, в день памяти которых происходили все великие русские победы, помогали русским побеждать! Я уже не раз говорил и писал об этом, например в докладе, читанном в Киево-Печерской Лавре на чтениях, посвящённых 900-летию «Повести временных лет», «Священная русская история: об одном важном принципе методологии изучения отечественной истории».

Как известно, григорианский календарь был введён в католической Европе волевым указом Римского папы Григория 13-го 4 октября 1582 года. До того времени Европа жила по юлианскому календарю. Папа Григорий решил пойти навстречу «передовой науке» того времени, доказавшей, что новый календарь более точен, соответствует движению Земли вокруг Солнца.

Россия до 1 февраля 1918 года жила по юлианскому календарю. Даже великий реформатор Царь Пётр не посчитал необходимым вводить «научный» григорианский календарь, поскольку был верующим, церковным человеком и понимал ущербность григорианского календаря.

С этого времени европейский календарь, названный в честь папы Григория григорианским, и русский календарь стал различаться на 10 дней, с 1 марта 1700 года - на 11 дней, с 1 марта 1800 года - на 12 дней, с 1 марта 1900 года - на 13 дней, с 1 марта 2100 года разница составит 14 дней.

1 февраля 1918 года население России проснулось 14 февраля. Захватившие власть социал-демократы, большинство из которых большую часть жизни прожили в эмиграции в Европе, волевым декретом, как и 300 с лишним лет до них папа Римский Григорий, ввели в России григорианский календарь. Шесть лет продержалась Греция, но в 1924 году и она перешла на григорианский календарь.

На волне веры не в Бога, а в науку и прогресс считалось очевидным, что григорианский календарь более точный. В исторической науке повелось и исторические даты давать по григорианскому календарю, плоды чего мы ныне и пожинаем. Более того, некоторые ретивые «учёные» пытаются вычислять по григорианскому календарю и те исторические события, когда григорианского календаря не было. Например, звучали предложения память Куликовской битвы отмечать не 21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю), в день Рождества Пресвятой Богородицы, когда она реально произошла, а либо 8 сентября по григорианскому календарю, либо 16 сентября).

Под массированным идеологическим давлением Запада дрогнули некоторые православные Церкви и после православного совещания 1923 года начали переходить на новоюлианский календарь. Грубо говоря, суть его заключается в том, что все непереходящие праздники отмечаются по григорианскому календарю, а Пасхалия всё-таки рассчитывается по юлианскому календарю, поскольку иначе Пасха может быть раньше иудейской. Но все равно это приводит к серьезным нарушениям в жизни Церквей, перешедших на новоюлианский календарь, в частности, при поздней Пасхе у них практически исчезает Петров пост. Сейчас по юлианскому календарю живут только Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская Церкви и Афон. Недавно вернулась на юлианский Польская Церковь. Полностью на григорианский календарь перешла только Финляндская автономная церковь в составе Константинопольского патриархата. Кому доводилось бывать в Греции, Сирии, Египте или на Кипре в непереходящие церковные праздники (Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, день Первоверховных Апостолов Петра и Павла и др.), желая попасть на праздничное богослужение, сталкивались с тем, что там уже всё отпраздновали 13-тью днями раньше.

Кстати, переход на новоюлианский календарь стал причиной серьезных, до сих пор не уврачёванных, расколов в Болгарской и Элладской Церквях. В раскол тогда ушли именно консервативно настроенные архиереи, священники и миряне, т.е. наши союзники по образу мысли. Однако Русская Церковь из ложно понятых дипломатических соображений не поддержала тогда и позднее старостильников и даже не попыталась выступить в роли третейского судьи в этих конфликтах. Вот сейчас мы пожинаем плоды, когда число наших сторонников в противостоянии бандитским действиям Константинопольского патриархата в тех же Болгарской и Элладской Церквях оказалось небольшим.

Календарный вопрос в практической жизни имеет для нас важное значение в канун Нового года и Рождества, когда у православных наступает «когнитивный диссонанс»: поститься и праздновать. Ну или когда мы пытаемся разобраться, в какой же день нам надо отмечать юбилей или годовщину какого-то события.

Почему нельзя доверять григорианскому календарю, по которому с 1 февраля 1918 года со времени большевистского декрета живет наша страна? Потому что он не правильный и не научный, как бы его ни выдавали за плод науки и прогресса. И это как раз доказывает тот факт, что по григорианскому календарю невозможно правильно рассчитать Пасхалию. Католическая пасха очень часто оказывается раньше иудейской, что является вопиющим противоречием Евангелию!

Может быть, поэтому, в глубине души понимая свою ущербность, католики и не любят особо Пасху, отдавая предпочтение Рождеству Христову, дату которого они якобы правильно рассчитали. Поэтому католики не любят и Великую Субботу, когда сходит Благодатный Огонь. Ведь он сходит не в католическую субботу. Какое еще нужно нам, православным, доказательство ущербности григорианского календаря и правильности юлианского?!

Поэтому, обращаюсь к православным монархистам из общества исторического просвещения «Двуглавый Орёл» и ко всем прочим: не доверяйте Википедии, как, впрочем, и всем другим энциклопедиям, даты там неправильные. Лучше пользуйтесь рубрикой «Этот день в русской истории», которая ежедневно появляется в ленте новостей РНЛ. У нас всё рассчитано правильно.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Научность календаря

Юлианский более точный, если учитывать вращение Солнца вокруг Галактики... И астрономы пользуются юлианский календарем, он более точен с точки астрономических наблюдений.
Евгений Х. / 30.05.2020, 17:45

4. Наука скандала

Если следовать по Папе Григорию.То следовало уже сегодня прибавить к григорианскому календарю,как минимум семь дней.С того григорианского времени минуло лет так четыреста с гаком.А от Гая Юлия прошло лет семьсот до Папы Григория..Так чего чваниться?Нужно добавлять.Скоро Новый год будем праздновать григорианской весной.
Русский Иван / 27.05.2020, 19:17

3. Ответ на 2, рБ.Дмитрий:

Спасибо за статью. Отношение к календарной проблеме - одна из лакмусовых бумажек.

Никто пока ничего не будет исправлять. А жаль... Пора... Самое время.
Андрей Козлов / 24.05.2020, 15:07

2. ... Потому что он не правильный и не научный

Потому что он не правильный и не научный

Разве Земля прекратила вращаться вокруг Солнца? Хотя да, конечно, Священный Синод еще в 1825 г. издавал брошюру "Разрушение Коперниковской системы", в которой на основе цитат из Библии и комментариев к ней утверждалось, что всё совсем наоборот, это Солнце вокруг Земли вращается... пытаются вычислять по григорианскому календарю и те исторические события, когда григорианского календаря не было

ну так ровно также, как вычисляются и даты событий, произошедших тогда, когда и юлианского календаря не было. Например, дата рождения Гая Юлия Цезаря, дата казни Спартака (был распят со товарища на крестах вдоль Апиевой дороги, via Apia), дата смерти Сократа или дата битвы при Марафоне, так что не вижу никаких ни препятствий, ни логических противоречий.

1. Спасибо

Спасибо за статью. Отношение к календарной проблеме - одна из лакмусовых бумажек.
рБ.Дмитрий / 24.05.2020, 10:10
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Россия – идейный центр незападного мира
Новый манифест Владимира Путина
08.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.11.2024 10:19
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48