Китайский эксперимент системы социального рейтинга сегодня часто рассматривают и обсуждают в свете апокалипсиса и печати антихриста. Такие дискуссии, конечно, допустимы, но давайте посмотрим на модель эксперимента и религиозно-философские и нравственные причины введения его с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Обратимся к религиозной культуре Китая и некоторых восточноазиатских народов и сравним с религиозно-философским базисом христианских народов. Буду писать кратко, без богословских тонкостей, простите. Позже при необходимости можно будет в отдельных статьях осветить возникшие вопросы.
Китайская религиозная жизнь базируется на нескольких религиозно-философских системах: конфуцианство (наивысшее в нравственном плане учение), даосизм, буддизм, индуизм, магизм и различные ответвления и сочетания этих учений.
Из христианского учения о спасении вышло фундаментальное понятие для христианской цивилизации – понятие личности – уникального неповторимого вечного существа (все мы имеем бессмертную душу) и будем жить вечно, какой-то период живём с материальным телом, потом до Второго пришествия Христа без тела. Из понятия личности вышли вся современная западная и православная антропология (разница между ними обусловлена духовными отношениями и разделение началось с X века – «филиокве» и окончательным водоразделом явились исихастские споры XIV века).
В китайской системе отсутствует понятие личности как таковое. И восточный человек (китаец, индус, японец и др.) – не имеющий специального образования или знаний о христианской культуре не сможет понять, что подразумевается под личностью. Отсюда в китайской системе нет понятия вечной жизни в нашем понимании.
Рассмотрим бытовые представления, которые имеет большинство китайцев. Если кратко, любое существо – это сочетания духовных «эонов» – некоторых базисных духовных элементов, которые соединены. При смерти живого существа «эоны» теряют связи между собой и разлетаются. Потом «эоны» снова соединяются в новом составе и рождается другое существо.
Как это влияет на нравственную составляющую жизни? Ведь если сознание человека не сохраняется, то и нравственность не имеет абсолютной ценности, что и демонстрирует китайское общество. В итоге появляется форма религиозного атеизма. Не путать с материалистическим атеизмом, общее у них в том, что нет личностного Бога-Творца.
Все мы привыкли, что дорогу переходим по пешеходному переходу, и автомобили пропускают пешеходов, – и эти правила почти всегда выполняется. В Китае одного пешехода пропускать не будут, а если пойдёт, то просто могут задавить. Ведь человек – это не личность, не индивидуальное существо, а просто набор «эонов». На пешеходном переходе собирается больше 20 и только тогда переходят дорогу.
Такое же отношение и к природе. Достаточно посмотреть публикации СМИ последних лет на эту тему и скандалы со сбросом отходов в реку Амур…
Поэтому неудивительно, что Китайское правительство вводит систему социального рейтинга, которая на РНЛ и на других площадках уже достаточно подробно описана.
Для христианина, особенно, православного, эта система рейтингования напоминает систему антихриста, которая описана в Апокалипсисе, и поэтому безусловно неприемлема.
Технический прогресс будет продолжаться далее. Недавно прошла публикация, что в Китае начали разрабатывать технологии по стиранию памяти у человека, например, хотят стереть информацию об авиакатастрофах, чтобы человек не боялся летать самолетами. Но ведь можно стереть сведения, которые человеку не следует знать…
На мой взгляд, общая мировая тенденция такова, что постепенно начинают формироваться в той или иной форме рабовладельческие общества, но на более высоком интеллектуальном уровне по сравнению с прошлыми историческими периодами. И первой ласточкой тут, кстати, является ипотека…
Сегодня уже начинается разделение христиан на два «стада»: Христово и без Христа, т.е. «стадо баранов», которых поведут на убой. И Господь через карантин мягко нас предупреждает, ради чего мы ходим в храм. Ради освящения куличей, воды и верб или ради участия в Святой Евхаристии?!
В этом году Промыслом Божиим в храм не попали все те, для кого Евхаристия не имеет духовного значения. Может быть задумаются они о смысле жизни. Боюсь, что большинство не поймёт, и будет жить как прежде. А ведь необходимо покаяние в своих грехах не только личных, но и в целом наш народ должен осознать причины духовной катастрофы марта 1917 года, перемениться и осознать своё предназначение – быть русским народом-богоносцем. И возглавить такой народ по идее должен православный Царь… Но, к большому сожалению, мы совсем ещё не готовы к этому служению.
А пока начались процессы духовной проверки неподготовленного народа. И встаёт вопрос: готовы ли люди ради современных удобств и привычного образа жизни отказаться от своей богоданной свободы ради «мира и безопасности»? И вспомнят ли слова апостола Павла: «Егда бо рекут: мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубительство» (1 Фес. 5: 3).
И какое у нас будет общество, стоит вопрос уже остро. Общество послушных оцифрованных рабов или свободных христиан? Уже давно пора православным христианам быть последователями Христа не только в храме, но и во всей своей жизни по слову Божию: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13: 34-35).
Поэтому необходимо объединяться в православные общины, в которых люди готовы постоят друг за друга. Христиане должны стать примером во всём, начиная от устроения счастливой семьи до ведения хозяйства и различных других дел. Это послужит добрым примером окружающим и миссионерско-просветительской цели.
В отличие от большинства, которое достаточно аморфно и пассивно, даже небольшой процент активных людей может оказать существенное влияние, ввиду того что большая часть останется пассивна. Необходимо увеличивать это число активных людей, которых сейчас на данный момент довольно мало.
Только таким путём – через одновременное исполнение заповеди любви и консолидации православных и патриотических сил – появится надежда на решение стоящих проблем, как в противостоянии разрушительным тенденциям, так и в реализации программ созидания.
Иерей Евгений Хованский, настоятель храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, с. Красная Речка Оршанского района Республики Марий Эл
Сохраним сельский храм, также можете помочь перечислением на карты Сбербанк: 4817 7600 5239 5138, Альфа-Банк - 5559 4937 0319 4101, с пометкой «на храм», «помолиться о».
1. Поэтому необходимо объединяться в православные общины, в которых люди готовы постоят друг за друга.