Мне бы хотелось, чтобы Вы, уважаемые читатели, все вместе с Фондом прошли от начала до конца одну из поездок Фонда апостола Павла в Сирию – последнюю, ту, которая состоялась в марте 2020 года. Следующая будет, даст Бог, в Тартус.
Две недели Президент нашего народного фонда – Фонда «Духовное наследие апостола Павла» Валентина Алексеевна Ланцева находилась в Сирии. С 1 по 15 марта. Это – 27 поездка представителей фонда во время войны. Менялись члены фонда, которые принимали участие в тех или иных поездках. Но в 25 поездках была неизменно она – Президент Фонда, нашей самой настоящей общественной НАРОДНОЙ организации.
За это время доставлено более 57 тонн гуманитарного груза. Помощи, собранной нами с вами, без «спонсоров». В последнюю поездку, о которой пойдет речь, было доставлено 3400 килограммов.
Но не это заставило меня писать. Каждая поездка в Сирию на войну – это событие для фонда. И огромная ответственность, прежде всего, за жизнь каждого члена делегации для её Президента. И разрешение разного рода препятствий и непониманий. Даже среди своих самых родных людей. Так случилось и в этот раз. Когда наша неутомимая Ланцева была уже в Сирии, преодолев все мыслимые и немыслимые преграды, она стала для нас по связи недосягаемой. Причём, на этот раз впервые за все годы она улетела одна. Те, кто собирался с ней поехать, открыто сказали, что могут поехать, если она оплатит им дорогу. Но в этот раз оказали неоценимую для Фонда помощь наши военные, прихватив её с гуманитарным грузом.
Сначала мы не тревожились, что она не звонит, потому что понимали: она с нашими и у наших. Что там она, возможно, покажет им фотографии Международной фотовыставки Фонда «Сирия, которая победит!». Мы уже не раз её показывали в Москве и в Дамаске, в разных регионах России. Что ребята наши помогут ей с разгрузкой гуманитарки и погрузят дальше. Но что будет дальше? И когда? И куда можно будет ехать? Потому что даже военным бортам бывает по нескольку дней не дают вылет. Так было и в этот раз. Вылет наших откладывался неоднократно.
Вылететь Сирийскими авиалиниями на этот раз не было возможности. Всегда летали с ними. Сирийские летчики – асы. Они, единственные выполняющие рейсы Москва-Дамаск, подлетают к Дамаску на высоте более 11.000 метров, а потом камнем летят вниз к аэродрому при потушенных огнях. И взлетают также – как ракета, вверх на недостижимую высоту и как можно скорее и выше.
После вылета Ланцевой и затянувшегося молчания мы рассматривали карты, читали все возможные новости. Никаких сообщений. Где наши в Хмеймиме и где Дамаск? Расстояние не маленькое. Никто ничего не знал. Потом я получила маленькую смс. Что три дня была она у наших в Хмеймиме, что выставка, которую там развернули, понравилась всем. Что из экспозиции фотовыставки ребята попросили оставить 10 фотографий, что она и сделала. И украсили ими командный пункт и сказали, что эти фотографии может снять у них со стены только Верховный Главнокомандующий.
А дальше она написала, что бесплатной связи в Сирии нет, что каждая смс стоит 89 рублей. Это связывает её по рукам и ногам. А мы-то знали, что её путь в Дамаск из Хмеймима лежал через Хомс и через бесстрашную христианскую Скальбию, кость в горле всех террористов. И что она будет в самом опасном районе Сирии. Всё на волоске. И она впервые за все годы попросила переслать какие-нибудь деньги на её телефон, чтобы хотя бы добраться до Скальбии. Где её ждут жители этого христианского города, который оказался не на семи, а на ста семи ветрах войны, и ни разу не был захвачен террористами. Благодаря народному ополчению города, в которое после гибели защитников – мужчин становились женщины – жёны, сёстры, матери, невесты – и совсем зелёное юношество. Становились не только активными участниками военных операций, но некоторые даже снайперами. А в развалинах домов их ждали старики, дети и внуки-сироты, оставленные бабушками-ополченками, которые сменили погибших мужей, сыновей и невесток.
Рано утром в четверг, 5 марта, я получила это смс. И передала его своим друзьям и знакомым. Они откликнулись. Кто сколько мог, отправили на телефонный номер Ланцевой. Одна, совершенно замечательная женщина, отправив денежку, меня спросила: «А что же спонсоры Валентины Алексеевны не позаботились, чтобы у нее, классного журналиста и писателя, общественного деятеля была нормальная связь?». Я ей сказала, что у нашего маленького фонда, созданного в 2003 году по благословению двух почивших великих Патриархов: Святейшего Алексия II Московского и Блаженнейшего Игнатия IV Антиохийского, никогда спонсоров не было. И что все эти 27 поездок во время войны были только на пожертвования и кредитные деньги, которые надо было банкам возвращать с немалыми процентами. «А зачем тогда ездить, летать, когда так плохо с деньгами?» – «А затем, что России Сирию нельзя оставлять. НЕЛЬЗЯ».
Вечером разговариваю с одной моей любимицей из очень известной ТВ программы патриотического направления и говорю, что Ланцева сейчас в Сирии, и тяжелая поездка. И она мне говорит: «Ну вот, наше государство вместо того, чтобы помогать своим, помогает Сирии…». Говорю ей, что за все годы работы Фонда государственные структуры и ни разу не помогли нашему фонду даже по пересылке гуманитарной помощи.
А ведь это всегда была помощь простых граждан России – наших безымянных, часто бедствующих самих людей: студентов, пенсионеров, бывших афганцев, слушателей радио «Радонеж», читателей «Русской народной линии» и «Руси Державной», мелких предпринимателей, прихожан храма нашего духовника протоиерея Леонида Калинина, настоятеля храма Священномученика папы Римского Климента.
А вот прямо перед этим отъездом Ланцевой в аэропорт пришла помощь от Псковских десантников и их детей – прихожан Псковского воинского храма святого благоверного князя Александра Невского. Это были конфеты и рисунки, которые нарисовали дети по благословению настоятеля храма митрофорного протоиерея Олега Теора нашим воинам и сирийским детям. Отец Олег, 75-летний военный священник, помощник по воспитательной работе командира 76 Гвардейской десантно-штурмовой Черниговской Краснознаменной ордена Суворова дивизии, не раз бывавший в Чечне и с нами в Сирии, знает, что такое весточка для российского солдата из дома, пусть даже не своего, но с Родины, из России. И для сирийского ребенка рисунок с подарком из далекой заснеженной России - «Ру-у-у-сии» (как они нас называют) – это не просто подарок – это Чудо, а, может быть, даже спасение.
И таких весточек, нарисованных и написанных детскими руками и сердцами из разных концов России, этот раз Ланцева доставила около тысячи. И собранных всем миром подарков сирийским детям, многие из которых уже родились во время этой войны. Вернувшись в Россию, она, дочь солдата-победителя 1945 года, не могла спокойно рассказывать, как эти незатейливые рисунки становились бесценными подарками-весточками кому из далекой и сказочной Ру-у-си-и, а нашим гвардейцам в Хмеймиме…
А незатейливые вобщем-то фотографии нашей фотовыставки «Сирия, которая победит!» нашим служилым ребятам и девчатам очень понравилась. Они не хотели её отдавать. Договорились, что после показа фотовыставки в Скальбии, в этой Сирийской Брестской крепости, её заберут и отвезут на нашу базу в Тартус, где будут ждать представителей Фонда апостола Павла на её открытие и представление нашим воинам и жителям города. Так и получилось. Сейчас экспонаты выставки «Сирия, которая победит!» в Тартусе, кроме 10 фотографий, оставшихся на боевом дежурстве до победы на командном пункте в Хмеёмиме. До нашей общей Победы!
…Но все эти годы только всё выше и выше поднимались таможенные пошлины при отлёте на гуманитарный груз. Часто таможенники, когда очередной раз видели наши коробки с символом России – триколором, созданным скотчами трех цветов: белым, синим и красным – просто закрывали глаза, понимая, что за груз везут эти неугомонные тетки пенсионного возраста, делали, что не могли. А мы еще под видом ручной клади старались верблюдихами чуть ли не в зубах тащить и тащили в самолет, что могли поднять и затащить на борт…
Наконец, благодаря личной поддержке супруги Президента Сирии госпожи Асмы Асад Фонд получил разрешение на беспошлинный ввоз помощи. Это было два года назад. И когда мы, обрадованные этим документом, подогнали к аэропорту всё, что могли увезти, нам сказали, что документ в таможню не доставили, потому что воскресные дни, а чиновники в воскресные дни не работают. И что за этот груз надо платить. Я лично была свидетелем всего этого кошмара. Ланцевой и духовнику нашего Фонда протоиерею Леониду Калинину, летевшему с нами, пришлось принимать срочно решение, что берём, что нет. Начали собирать деньги, какие у кого были, чтобы взять больше. Батюшка отдал всё, что у него было. За 800 кг груза мы заплатили более 35.000 рублей. Полторы тонны отравили обратно из аэропорта.
И когда мы прилетели в Дамаск и сказали, что оставили большую часть груза, и, что среди медикаментов, которые в Сирии на вес золота, мы оставили одноразовые системы для переливания крови для Центральной детской больницы, встречавший нас врач онемел… Когда смог говорить, сказал, что при том количестве раненных детей, с которым они живут, они вынуждены неоднократно пользоваться одноразовыми системами переливания крови. Переводивший эти слова наш боевой товарищ-сириец, много лет уже живущий на две страны, после длинной паузы, наверное, жалея нас, перевел это. Отец Леонид, вздохнул и отвернулся к окну микроавтобуса. А мы три русские бабушки, у которых в сумме 13 внуков и правнук, заплакали.
Сказать, что нашу помощь в Сирии ждут – это ничего не сказать. Она там необходима. Но каждая такая поездка связана с разными непредвиденного характера обстоятельствами, и такими, что после каждой поездки даже Ланцева говорила: «Всё! Больше не полечу!». Сколько раз она ехала к своему духовнику схиархимандриту Илию (Ноздрину), ждала его среди толпы страждущих с единственным намерением просить Батюшку снять послушание по Сирии. Старец, видя ее среди толпы, подходил к ней и говорил, благословляя: «Валя! Не оставляй Сирию!».
Она приезжала домой. И мы вспоминали, что скоро День Матери, праздник в Сирии второй по значимости после Дня Независимости. И Союз Женщин Сирии с его главой госпожой Маждой нас ждут. Что все эти годы мы проводили программу «Православное Рождество в Сирии», и что там ждут на Рождество нас сирийские дети. Что надо показать в Сирии Сирию и сирийцев, сфотографированных нами за эти годы, как мы их, сирийцев и их Родину, видим, верим и любим.
Вспомнилось, как в 2013 году, в самый тяжелый год войны, в фойе единственной гостиницы Дамаска, где мы могли останавливаться, наша боевая подруга - профессор Новосибирской консерватории Марина Дрожжина решительно подошла к тогда еще целому роялю, подняла крышку инструмента, и в звенящей после разрывов снарядов тишине грянула песня нашего народа – победителя «Священная война». Все, бывшие в фойе гостиницы, застыли. Сильнее канонады звучали голоса женщин-матерей из далекой России: заслуженного художника России Елены Безбородовой, политического обозревателя издательского дома «Аргументы и факты» Натальи Андрущенко, иконописца Татьяны Куликовой, журналистки Милы Жуковской, мантийной монахини Александры (Банаевой), президента Фонда апостола Павла Валентины Ланцевой:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идет война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они – за царство тьмы.
И опять начинались бесконечные сборы…
Сборы этой поездки не были исключением. Подготовка началась осенью, отлёт начал готовиться в начале декабря. Вылет неоднократно откладывался, менялось число участников. Неизменной оставалась только одна участница – Ланцева. Которая опять говорила, что это её последняя поездка. Не ехать не может – обещала привезти то и это. Но больше не поедет. Мы её подначивали, что, мол, поедет. Она твердила, что это последний раз.
И вот теперь, выехавшая в Скальбию и встреченная легендарными жителями и их легендарным главой города и начальником ополчения Набилем, Ланцева, абонемент компании Теле-2, осталась без связи. А главное, что без связи с сирийцами, которые её ждали после Скальбии.
Тогда все вместе мы организовали связь смс благодаря русской складчине. И она смогла связываться с людьми, которые ей в Сирии помогли выполнить задачу поездки.
Представляю те сообщения, мы которыми мы переписывались благодаря нашим замечательным друзьям. Они рассказывают скупо и точно о том, что происходило. Дополнением этому фотографии с этих мест и этих событий.
Из сообщений В.А.Ланцевой
5 марта, Скальбия:
Вчера (то есть 04.03. – В.М.) Воины-женщины Скальбии! Наши подруги. Начинаем первую приборку для размещения Выставки. В это время крышу Монастыря Успения Пресвятой Богородицы заканчивают ремонтировать воины-мужчины внепланово-досрочно в честь открытия Выставки, а другие – вывозить оставшиеся на территории осколки взорвавшихся мин и снарядов за ограду. Отмывают каменные полы и заделывают большие дыры в стенах! Любимое место сбора христиан! Здесь учились в воскресной школе их дети. Спасались от артобстрелов. Несколько человек были ранены, но никто не погиб! Сегодня в 12 часов здесь будет праздник. Откроют нашу Выставку Сирия, которая победит!".
В этот же день [14:52, 05.03.20]:
Первые посетители выставки: выпускники детского сада, завтрашние первоклассники школ города Скальбия! А дальше было столпотворение! Но отчёт поздно вечером. Герои-ополченцы знают нас и останавливаются в городе Скальбия, чтобы поприветствовать русских и Россию! Это приятно! Из России никого! Мне сирийцы помогают! Все в порядке. Не волнуйтесь.
[08:14, 06.03.2020]:
Я уже пишу в кредит! Осталась без связи! Безденежной связи вообще нет!
[08:40, 06.03.2020]:
Перевели. Спасибо. Сейчас буду звонить Владыке Георгию в Хомс. Он нас второй день ждёт, а мы застряли в Скальбии. Приходится все время передоговариваться. Причём звоним сначала кому-то, потом переводчику. Спасибо! Спасибо! Спасибо!!!
Я:
Звонил отец Владимир. Молится за тебя и послал деньги. А это просил тебе передать: Ангела Хранителя и помощи Божией в Вашей благородной милостивной любви к обездоленным сирийским христианам. Мы с Вами, жаль что не рядом. Благословения любви всем с кем Вы встречаетесь.
Валентина Ланцева:
Милость Божия! Спасибо, Батюшка Владимир наш драгоценный!Примите мою искреннюю благодарность за поддержку и помощь!
[09:22, 06.03.2020] Валентина Ланцева:
Выезжаем в Хомс к Владыке Георгию! Помоги Господи! Везём ему тонну гуманитарки и своё любящее сердце!
[18:12, 06.03.2020]:
Передала митрополиту Хомскому Георгию тонну гуманитарной помощи.
[18:31, 06.03.2020]:
Сил нет, вперёд!
[18:32, 06.03.2020]:
Вот и присела на коробку. А Владыка подошёл и меня обнял.
Я:
Дорогая наша подруга, Валентина Великая! Душа твоя русская непобедимая!
[18:40, 06.03.2020] Валентина Ланцева:
Три дня была в Хмеймиме. Выставка всех просто поразила! Даже генералов! Они уже пригласили нас в Хабаровск с выставкой! И выпросили для Хмеймима десять фотографий от Выставки! Ну, что делать?! Подарила!
Я:
Фото высланное открылось! Сражаемся вместе с вами. Бьем гада в глаз! Валечка, держись. «РОДНАЯ. ВСЕМ. ПОКЛОН И НАШИ ОБЬЯТИЯ», – это тебе от матушки Александры.
Валентина Ланцева:
Все исполню! И даже не сомневайтесь! Мои дорогие!!! Надо готовить ещё один фотоальбом! Про Скальбию!
Я:
Победа – за нами, и Господь с Сирией и нами! Иначе быть не может! И Асма Асад – этому символ! Мы гордимся тобой!
Валентина Ланцева:
Я без вас песчинка! И тоже вами горжусь! Мои спутники и сейчас ополченцы славного прифронтового города Скальбия. А Калаши, это на всякий случай. Ведь непримиримые бандиты из Идлиба готовы на всякие провокации, лишь бы досадить мирным переговорам и инициативам о прекращении огня в этом самом беспокойном сегодня регионе Сирии. Христианские кварталы древнего Хомса бандиты-террористы с самого начала войны подвергали уничтожению с особой остервенелостью и цинизмом!
Хомс. С митрополитом Георгием и священниками Хомской епархии.
Последняя СМС 07.03.2020:
Везём гуманитарку в Дамаск. Позади уже встречи и работа в Хмеймиме, Скальбии и Хомсе. Теперь – монастыри и школы Дамаска.
Впереди у Валентины Ланцевой была еще неделя напряженной работы в Дамаске. Сомнений в дате её прилёта 15 марта тоже не было: самолет из Дамаска вылетает только один раз в неделю, то есть только в этот день бесстрашные сирийские летчики с пассажирами в неожиданный для врага момент поднимут лайнер на недосягаемую для стингеров высоту, и он возьмет курс на Москву.
В Дамаске связи вообще никакой не было. Но мы знали, что она с нашими сирийскими друзьями. В этот раз встречи с супругой Президента Сирийской Арабской Республики госпожой Асмой Асад не было. Но были встречи с её представителями, сирийскими воинами, с учениками-воспитанниками знаменитой Школы героев, где учатся под патронажем семьи Президента Сирии дети погибших воинов. И просто детских приютов, которых в Дамаске сейчас много, потому что так безопаснее для жизни детей и оказания им целенаправленной помощи государства. И каждый ребенок получил подарок из России – Р-у-у-с-с-и-и.
15 марта 2020 года президент Фонда «Духовное наследие апостола Павла» В.А. Ланцева вернулась в Москву. Ее никто не встречал – угадать время прилета из Дамаска невозможно. Ланцева взяла такси и вернулась к себе домой. А мы не спали и ждали на табло аэропорта надпись «Рейс Дамаск-Москва. Прибыл».
Члены Фонда уверены, что скоро Фонд сможет открыть фотовыставку «Сирия, которая победит!» в древнем сирийском Тартусе. Конечно, это можно сделать только как всегда благодаря нашим общим усилиям.
Во время пребывания В.А. Ланцевой в Дамаске открыли памятник Дамасской розе, которая признана ЮНЕСКО нематериальным наследием человечества. Об этом цветке удивительной красоты и целебных свойств говорят, что она «ценнее золота и долговечнее нефти». Ещё Сирия для многих ассоциируется с дамасской сталью, мечи из которой стали символом прочности и воинской доблести. Невозможно никому победить народ, создавший дамасскую сталь и вырастивший самый прекрасный цветок на свете. А в нашем сердце всегда вместе наши страны, которые даже в Сирии пишутся одними и теми же буквами: SYRIA – RYSIA. Как известно, от перестановки букв – слово не изменяется.
Наши Народы КРЕПЧЕ Дамасской Стали и КРАСИВЕЕ Дамасской Розы.
Виктория Александровна Медунина, член Правления Фонда «Духовное наследие апостола Павла», член Союза журналистов России