Репетиция отступничества?

Я никого ни к чему не призываю, но задуматься же мы можем

От редакции: Большинство публикаций РНЛ сегодня посвящены теме коронавируса, причинам и последствиям распространения болезни, что не удивительно. Эта проблема находится сегодня в центре общественного внимания. По вопросу отношения к коронавирусу нет единомыслия даже среди православных. Поэтому неудивительно, что РНЛ публикует разные мнения, разные оценки. Мы не раз обращали внимание, что позицию «Русской народной линии» по тому или иному вопросу может высказывать только редакция, а не авторы РНЛ. Сегодня приходится это особо подчёркивать, поскольку нередко приходится слышать: вот на РНЛ опубликовано то-то и то-то. Редакция может разделять, а может и не разделять позицию того или иного автора.

Сразу предупреждаю: я ни к чему не призываю, ничего не от кого не требую. Все, что я скажу, может быть оспорено со ссылкой на богословские тексты или медицинскую статистику. Это мой личный взгляд на происходящее в последнюю неделю, мои размышления по поводу тектонических сдвигов, вызванных вирусным психозом, которые внезапно обнажили истинную, подспудную картину нашей духовной жизни.

Поводом к написанию этой заметки послужил звонок одного моего давнего знакомого, который отчаялся добиться ответа на волнующие его вопросы от батюшек.

«Все молчат, ничего не говорят, что делать, как поступать в этой ситуации, – сокрушался он. – Или отвечают «делай, как подсказывает твоя совесть». А я не знаю, что она подсказывает! С одной стороны, «послушание превыше молитвы», если говорят, что в храм ходить нельзя, значит, я должен их слушать. В Москве батюшки не дают прикладываться к Чаше, значит, это должно быть правильным, ведь так решило священноначалие, а оно больше нас знает. Но, с другой стороны, я не могу не ходить в храм! Просто не могу! Мне позвонила знакомая из Москвы, которой не позволили приложиться к Чаше, она рассказывала об этом и плакала, для нее это было потрясением. Но мои верующие знакомые здесь начинают коситься на меня за то, что я хожу в храм, ругают, что я иду против Патриарха, против мнения Церкви. Фактически, сейчас происходит раскол из-за того, ходить или не ходить в храм во время карантина».

Возможно, мой совет был ошибочным – я ведь не батюшка, а обычная прихожанка. Возможно, я не в курсе каких-то сверхсекретных сведений об этом вирусе. Но для меня – да простят меня все эпидемиологи, вместе взятые! – запрет посещения храма кажется немыслимой глупостью, оправданной лишь полным отсутствием представления о том, что такое религиозная жизнь. Хотя... Ведь не одни эпидемиологи настоятельно советовали перейти в режим «он-лайн православия».

Так что же это? А как же «С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся: яко с нами Бог»? Еще так недавно, в праздник Торжества Православия мы слушали слова этой молитвы, и нас наполняло чувство радости и уверенности в том, что нам всё возможно – ведь с нами Бог! Но не прошло и месяца, как «внезапно Судия пришел и коегождо деяния обнажились». Стоило возникнуть угрозе – реальной или мнимой, трудно сказать, и – всё?! Мы уже не верим, что Господь нас спасёт? Мы трусливо бежим от Него, из Его дома, послушные мнению атеистов о том, что храм может быть источником распространения заразы? Что, придя на Пасху восславить Его Воскресение, мы подцепим вирус и все умрём, перезаражавшись друг от друга в толпе молящихся или на крестном ходе. На ПАСХУ?! Восславляя Спасителя?!

Люди, да вы что, с ума сошли, что ли? Страх за свою жизнь лишил вас разума? А как же «...не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10: 28). Или все эти слова хороши только тогда, когда мы в безопасности и комфорте? Когда лично нашей жизни и нашему собственному здоровью ничего не угрожает? А при угрозе мы верим более не в молитву, не в спасительную и исцеляющую силу Святых Христовых Таин, а в надежность маски или, лучше, респиратора?

В прошедшее воскресенье была последняя Пассия. Народу в нашем кафедральном соборе, не в пример прошлым годам, было очень немного. Среди пришедших помолиться – постоянные прихожанки-старушки, те самые, для которых, как нас убеждают, коронавирусное заражение смертельно опасно. Но ни одна из них не была в маске. Вообще, в масках были только некоторые служительницы и пара-тройка молодых людей, зашедших в храм. Остальные молились с открытыми лицами.

И вот о чём невольно подумалось, когда звучали скорбные строки Евангелия, описывающие предательство, страдания и смерть Христа. Мы предаём Его в эти дни снова. Предаём своим неверием. Мы так же отказываемся от Него, как отказались «страха ради иудейска» Его ученики. Мы так же стремительно разбежались и попрятались по своим домам, оставив Его одного страдающим на Кресте. Рядом с Ним тогда стояли немногие верные – Его Матерь, апостол Иоанн, Мария Магдалина... А те, кого Он учил, кто видел Его чудеса, кто прославлял Его тогда, когда это было безопасно, – бежали в страхе за свою жизнь, не веря, что Он может их защитить.

А ведь мы потом вернёмся – когда закончится эпидемия. И распахнём объятья, и скажем Ему: «Равви!» – и поцелуем Чашу с Его Телом и Кровью, довольные, что «теперь – можно!». Но не будет ли это поцелуем Иуды? И не придётся ли нам потом оплакивать свое нынешнее малодушие, как оплакивал его до конца своей жизни апостол Пётр?

Незадолго до начала войны на Украине, в пасхальные дни, я видела сон, поразивший меня до глубины души. Я стояла на тротуаре напротив ворот нашего Вознесенского собора в небольшой толпе батюшек и прихожан с хоругвями. Все мы смотрели в конец улицы, откуда к нам шло множество очень уродливых, по пояс голых людей с дубинками в руках. В молчании мы ожидали их, и было это ожидание мучительным и очень страшным. И вдруг один из батюшек крикнул: «Рассеивайтесь!» (помню, меня тогда, во сне, поразило это слово) – и мы кинулись через дорогу врассыпную. Отбежав за угол, я обернулась и увидела, что уродливые люди лезут по воротам, как пауки, бьют дубинками батюшек, которые остались возле собора. Вот они уже на территории храма, разбивают окна, вышибают двери... Помню, опустились тяжелые тучи, стало темно. Я смотрела из-за угла на то, как уничтожают церковь, и на душе была такая невыразимая тоска...

И вдруг – я снова стою возле ворот, и снова вместе со всеми смотрю на приближающуюся толпу врагов. Они все ближе, и уже четко видны их косоглазые морды. И тут кто-то дрожащим голосом запел: «Христос воскресе из мертвых...» – и шагнул вперед. Его поддержал другой, третий, и мы медленно пошли навстречу толпе с пением «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...». Враги как-то смешались, кое-кто из них даже бросился в сторону. Но остальные с яростью накинулись на нас. Удар – мгновенная темнота – и я с удивлением оглядываюсь кругом: я стою на зеленой лужайке, залитой светом. Рядом наши батюшки, знакомые прихожане. И тут до меня доходит, что нас всех убили, и мы в раю... Но на душе было ликующе радостно. Я никогда ни до того, ни после не испытывала такого чувства полной, абсолютной радости.

Когда потом на исповеди я спросила священника: «Что это было?» – Он ответил, улыбаясь: «Сон. Просто сон». Но этот сон показал мне, что иногда сохранённая трусостью жизнь может быть хуже смерти.

Повторяю, я никого ни к чему не призываю. Но задуматься же мы можем?!

Галина Анатольевна Пырхчлен Союза журналистов России, Новосибирск

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

24. Ответ на 22, Ксения Балакина:

Т.е. если у христианина есть неотложные обязательства перед ближними – он выбирает служение ближним и, скорбя, не идет на Литургию.

Вот так же,"скорбя", однажды подчинится ....,ведь ближние,родственники,друзья скажут ему - ... Впрочем,безполезно,Ксения.

электрик / 20.04.2020

23. Ответ на 20, Алина:

Христос воскресе, дорогая Галина! Спаси, Господи, за внимание и ответ. Согласна с Вами, что мировоззрение едино у Вас, так и быть должно: из одного вытекает другое. Я вот как вижу эту связь с феминизмом: феминисткам по определению чуждо послушание, мужу ли, Церкви ли, неважно, их собственные хотелки заменяют им, буквально, Бога, недаром они воюют и на Церковь с ее, как они считают, вечными запретами реализовывать свои священные права, да еще и с раздражением на именно мужское начало, якобы желающее властвовать в лице священства. Так что же мы, осуждая упертость и "самость" этих неразумных (иной раз просто бесноватых), сами будем тоже ревностно оберегать свои права и слушаться своих чувствований более чем рекомендаций правящего епископа, к примеру, или настоятеля прихода? Если в вашей епархии благословляется мирянам приходить в храм, так и приходИте, но не нужно осуждать епископа другой епархии или сан-эпид. власти, что запрещают это делать - вынуждено, естественно, из-за роста больных этой неизученной болезнью, а не по злому умыслу, который нужно, разумеется, доказать, причем это должны делать обвиняющие. Из соседнего подъезда моя знакомая проболела сейчас этой гадостью, 10 дней проведя в б-це, ей 76 лет, перенесла рак до этого, но выздоровела, рассказала, что болеют очень тяжело, и молодые тоже. Сейчас в Москве изменили тактику лечения: стараются противовирусные давать как можно раньше амбулаторно, даже до серьезных симптомов, чтоб было меньше тяжелых течений, т. е не доводить до "задыханий", и вводят сейчас практику вливания плазмы крови переболевших, с антителами, но это наиболее тяжелым. Ободритесь, никакого отступничества здесь нет, карантин-лайт, можно сказать:) это же не навсегда, молиться нужно спокойно, без ропота, ропот - это подстава, дьявол нам завидует и хочет "обнулить" благочестие этим ропотом, а Вы не ведитесь, дорогая сестра, извините за дерзость. Прочтите здесь слова о. Артемия Владимирова по пандемич. теме, оч. утешительные. Радости Вам пасхальной! София, с уважением.

София7 / 20.04.2020

22. Ответ на 18, электрик:

Значит,верующий идет на Литургию потому, что думает о себе, а о других не думает? Ничего говорить не буду,это безполезно. Просто жутковато становится. От всего,что видишь и слышишь сегодня .

Нет, это значит, что нужно просто попытаться понять то, что пишут, не приписывая собеседнику лишнего, и не будет жутковато. Верующий человек идет на Литургию, если у него нет других обязательств перед ближними – значит, он не дежурный врач в отделении, не повар в доме престарелых, которому нужно варить для немощных, не акушерка в роддоме, не машинист поезда дальнего следования…. Значит, у человека нет на попечении больного ребенка или старика, нуждающегося в непрестанном уходе. Т.е. если у христианина есть неотложные обязательства перед ближними – он выбирает служение ближним и, скорбя, не идет на Литургию. В ситуации с эпидемией Святейший тоже говорит о подобном служении – человек, скорбя, остается дома, чтобы не стать источником заражения для других…

21. Ответ на 19, София7:

как опасно сейчас духу раскола и непослушания даже просто сочувствовать - ну, это просто ловушка же от лукавого банальная, ловит нас на нашем благочестии и любви к храму Божию.

Согласна с каждым словом. Прекрасная иллюстрация – ситуация в Псковской митрополии. Владыкой Тихоном была достигнута договоренность о проведении Пасхальных богослужений на улице. Но нашлись священнослужители, которые посчитали, что благословение священноначалия для них пустой звук и они лучше знают, как и что делать. В результате верующие митрополии вообще остались без возможности посетить Пасхальную службу. По поводу послушания/непослушания митрополит Тихон сказал: «…Еще неделю назад мы жили надеждой, что сможем все вместе, хоть и не внутри наших храмов, но рядом с ними, под открытым небом встретить Святую Пасху. Хочу сердечно поблагодарить всех тех священников и мирян, которые приложили столько усилий, чтобы подготовить богослужения на прихрамовом дворе… Призываю на вас благословение Божие и верю, что ваше святое послушание Церкви Христовой, ваше смирение, ревность о служении, забота о благополучии, здравии и благе вверенных вам православных христиан не останутся без награды от Господа Иисуса Христа…. Тем же священнослужителям, которые пренебрегли святым послушанием и священническими обетами, ввергнув в непослушание и свою паству, и, как результат, лишили тысячи православных христиан возможности встретить Пасху за Божественной литургией, надлежит употребить на сугубое покаяние оставшееся время Великого поста, до дня Воскресения Того, Кто смирил Себя, быв послушным даже до смерти (Флп. 2:8).» http://pskov-eparhia.ru/archives/17614

20. Ответ на 19, София7:

София, прошу прощения, что сразу не ответила. Спаси Господи, что читаете мои статьи. Но мое мировоззрение включает в себя и взгляд на феминизм, и нынешнее отношение к эпидемии - всё вместе, одно вытекает из другого. Я ни в коем случае не оспариваю мнение Патриарха, хотя и понимаю, что на него оказывается огромное давление, и он обязан совмещать архипастырский долг с дипломатией и политикой. В это время все же каждый выбирает свое, потому что даже у владык и священства нет единого мнения, как себя вести. Прошлый многовековой опыт Церкви говорит о том, что в храм люди шли в любые эпидемии, люди молились с искренней верой пред святыми иконами, пред Спасителем и Богородицей - и напасть отступала ПО МОЛИТВАМ, по вере. То есть храм был истинно святым местом для всех, и ни у кого даже мысли не возникало закрыть его. Хотя прежние эпидемии - чумы и холеры - это вам не коронавирус, это почти 100% смертность при заражении и заболевании. Тем не менее... Конечно, если человеку в Москве до храма ехать 5-10-20 остановок, то, возможно, ему лучше остаться дома и молиться он-лайн. Но в России не только Москва есть, в других регионах ситуация вовсе не такая ужасная (например, у нас в Новосибирске и области). И в таких условиях, когда на весь полуторамиллионный город 43 заболевших, сидеть дома во время святых великопостных праздников, во время ПАСХИ?! Ну вы меня извините... Хотя, повторю, каждый решает сам, где ему находиться. О себе могу сказать одно: на все воля Божия. Если Господь пошлет мне болезнь - значит, приму ее со смирением. Но пока я здорова, буду ходить в храм и молиться там. Это не гордость, поймите. Это просто душевная НЕВОЗМОЖНОСТЬ в это время быть вне храма, вне Литургии, вне причастия. Я просто физически, душой и "всеми моими чувствы" ощущаю, что защита - именно там. Вот и всё.

Алина / 14.04.2020

19. Ответ на 16, Алина:

Дорогая Галина, разрешите обратиться. Читаю Ваши последние, периода "пандемии", статьи, и сердцу хочется с Вами обсудить эту тему. Какие прекрасные были мысли у Вас в цикле работ о феминизме, как созвучны моему собственному восприятию! Дорогая сестра, ну, вдумайтесь, кто есть наш Патриарх, предстоятель Русской Церкви, это ж страшно представить себе, и кто мы с Вами со своей женской душевностью, эмоциями и вот этим "я не могу", а то и "я хочу"! Ну, Вы видите, какое испытание предлежит, как нужно сейчас поддержать тех, кто отвечает за нашу Церковь, как опасно сейчас духу раскола и непослушания даже просто сочувствовать - ну, это просто ловушка же от лукавого банальная, ловит нас на нашем благочестии и любви к храму Божию. Я воспринимаю все это как епитимию, мол, мы так прогневали Господа Бога, что, видимо, недостойны причащения Его Тела и Крови - зато будем ценить в дальнейшем этот святой дар присутствовать лично на службе и вдыхать воздух святого храма. Воспринять еще можно как подвиг типа затвора, например. Но своей "самости" потакать - как-то странно, простите. София, с уважением.

София7 / 12.04.2020

18. Ответ на 17, Ксения Балакина:

Святейший в своем Послании от 03.04. обозначил, как христиане должны себя вести в создавшихся условиях. Главная мысль – чуть больше думать о ближнем и чуть меньше о себе.

Значит,верующий идет на Литургию потому, что думает о себе, а о других не думает? Ничего говорить не буду,это безполезно. Просто жутковато становится. От всего,что видишь и слышишь сегодня .

электрик / 12.04.2020

17. Ответ на 14, Алина:

У меня не получилось написать ответ – времени катастрофически не хватает. Наш храм начал онлайн-трансляции богослужений на ютубе для наших прихожан (а по факту для всей епархии). Много времени занял процесс подготовки аппаратуры и вообще разбирательства, что к чему ))) Поэтому очень коротко. Я полностью согласна с Вашей мыслью:

у Господа Промысл о каждом из нас,

добавлю, что этот промысл может быть совершенно неожидан для нас, искусителен и непонятен.

Но, с другой стороны, я не могу не ходить в храм! Просто не могу!

На самом деле люди могут не ходить в храм довольно длительное время. По очень разным причинам. Например, если обнаруживается какая-то серьезная болезнь, требующая неотлагательного лечения – онкология, пневмония… да мало ли что еще… Человек идет в больницу и спокойно там лечится. Это может занять недели, даже месяцы. При этом христианин спокойно и трезво осмысливает свое нехождение в храм, молится в тех условиях, в которые его поставил Господь. Женщина после родов, как минимум 40 дней (а порой и дольше) остается без храма и это воспринимается совершенно нормально и спокойно. Святейший в своем Послании от 03.04. обозначил, как христиане должны себя вести в создавшихся условиях. Главная мысль – чуть больше думать о ближнем и чуть меньше о себе. Воспринять текущую ситуацию как данность, как то, что посла Бог и научиться молиться и увидеть тех ближних, которым нужна наша помощь (а таких сейчас будет становиться все больше и больше). Эпидемия закончится, люди вернутся в храмы. Я думаю, что они будут уже другими – с очень важным опытом понимания ценности храма, богослужения, причастия. Того, что надо успевать… а то может быть поздно…

16. Ответ на 15, Сергей:

Возможно, Сергей, Вы и правы. Но такова наша, женская психология: мы, чаще всего, воспринимаем всё Таинство целиком - не мудрствуя, что есть сама Чаша - оправа или неотъемлемая часть Таинства. В этом мы отличаемся от мужчин. Вам нужно точно знать, что означает то или иное слово в молитве - мы читаем молитвы, принимая НА ВЕРУ то, что сказано в ней. В этом наша сила и наша слабость. Среди женщин не бывает Фомы Неверующего. Мы если верим - то верим. Поэтому для той женщины факт того, что священник НЕ ДАЛ прикоснуться к Чаше и стал потрясением и истинным горем. Да, скорее всего, Вы правы - это было искушение. Простите ее и помолитесь о ней. Хотя я даже не знаю ее имени.

Алина / 12.04.2020

15. Ответ на 11, Алина: не нужно оправдывать ложное чувство

Нельзя иронизировать над искренней верой человека.

Вы правы - над верой не надо иронизировать.

Но разубеждать в заблуждениях - нужно. Даже если они искренние.

Вдумайтесь, христианка приняла Св. Тайны - Самого Христа - и вместо радости она плачет (!) из-за того, что не приложилась к вместилищу этих Таин. Приняла величайшую Святыню - и грустит, что не поцеловала "оправу" этой Святыни. Приняла Таинство - и унывает, что не смогла совершить благочестивый обычай.

Что это? Суеверие, искушение, заблуждение... Называйте как хотите - но это неправильное чувство!

Оно, может быть, и естественно - по нашему греховному уму. Но нельзя это оправдывать. Это - на "радость" врага, который хочет отнять у человека радость о Св. Причастии.

То же самое - когда человек идёт ко Св. Причастию, и вдруг начинает сомневаться (!), видя отирание лжицы спиртом. Ему Св. Тайны дают, и никто не препятствует их принять - а он начинает размышлять, "благочестиво ли поступает батюшка". Искушение это, и ничто иное, и ни на шаг не надо ему поддаваться. Дают - бери, молись и благодари, принимай благодать. Ибо за этим, надеюсь, и пришёл.

Сергей / 10.04.2020
Галина Пырх:
Современным мироносицам посвящается
Несколько слов о верности Христу
04.05.2020
Репетиция отступничества?
Я никого ни к чему не призываю, но задуматься же мы можем
08.04.2020
Храмы не могут стать источниками распространения инфекции
Требования их закрытия - следствие медицинского невежества и узости кругозора чиновников
31.03.2020
Все статьи автора
"Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?"
Все статьи темы
Последние комментарии
Влияние чипирования на духовную жизнь человека
Новый комментарий от Брат
2020-05-27 01:29
Никита Михалков без мата смотрелся бы убедительнее
Новый комментарий от Брат
2020-05-27 01:09
Берите пример с Европы в уважении к своему, родному!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-05-27 01:01
Опаснейшая закладка в Конституцию!
Новый комментарий от За Суверенитет
2020-05-26 23:57
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-26 21:25
Библейский прообраз судьбы России
Новый комментарий от Сант
2020-05-26 20:55
Бабушка и батюшка
Новый комментарий от Мила
2020-05-26 20:16