В последнее время в средствах массовой информации активно обсуждаются вопросы нравственной оценки распространенной практики сожительства мужчины и женщины без официальной регистрации брака в ЗАГСе. Любое государство, независимо от уровня его экономического развития, следит за численностью своего населения, а также за образованием и расторжением «ячеек» общества (семей). Очевидно, что такая масштабная работа должна выполняться специальным учреждением.
В России до 1917 года учёт народонаселения велся церквями, рождение и смерть регистрировались в специальных книгах. В то время в России официально было единое вероисповедание – православное, и регистрацией населения занималась Русская Православная Церковь.
После Октябрьской революции функции учёта населения страны были переданы специальному органу записи актов гражданского состояния, сокращенно – ЗАГС. Декретом от 18 декабря 1917 года было предписано передать все книги регистрации населения из церквей в местные отделения ЗАГСов. В настоящее время деятельность ЗАГСов регулируется Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 N 143-ФЗ. В соответствии со статьей 3 указанного закона «Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан».
Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Этот краткий обзор юридической стороны рассматриваемого вопроса необходим для того, чтобы глубже понять позицию тех, кто считает, что гражданский брак и гражданское сожительство – это одно и то же. На самом деле – гражданский брак – это брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Гражданское сожительство – это сожительство мужчины и женщины без какой-либо государственной регистрации. Если в первом случае супруги имеют определенные действующим законодательством права и несут предусмотренные тем же законодательством обязанности, то во втором случае – никаких прав и обязанностей семейное право не предусматривает.
Обычно после регистрации брака родственники и близкие супругов поздравляют их с законным браком. То есть, если и были до регистрации так называемые супружеские отношения, то факт регистрации переводит их в ранг законных супружеских отношений со всеми правами и обязанностями.
К сожалению, относительно большое количество граждан сожительствуют, оправдывая такое состояние отношений, стремлением проверить друг друга, свои чувства, действительно ли они сошлись по любви. Препятствием к оформлению своих отношений могут быть также какие-либо материальные или жилищные трудности. Но все же определенная часть сожительствующих живут вместе просто так, исповедуя свободную любовь, которая не налагает никаких обязанностей, а, наоборот, дает возможность в любой момент уйти от сожительницы, или попросить её покинуть дом.
Такие отношения зачастую возникают от известных потребностей мужчины и женщины быть вместе, и в особенности, когда появляются чувства влюблённости друг к другу. Чтобы продлить свои близкие отношения, некоторые мужчины дают обещание жениться. Из этого следует, что настоящей любви-то и нет, поскольку если бы она была, то мужчина первый предложил бы женщине свою надежную мужскую руку и любящее сердце и повел бы её в ЗАГС. А так лишь внешняя видимость семьи, которая может рассыпаться в любой момент. Чаще страдают женщины, особенно если нет у нее ни жилища, ни постоянного заработка.
Пастырская практика свидетельствует, что любая женщина хочет перевести своё гражданское сожительство в гражданский брак, иметь твердое основание своих супружеских отношений, рожать детей и приобрести таким образом настоящую, а не призрачную семью.
Гражданское сожительство в редких случаях имеет перспективу развиться в счастливую семью.
Гражданское сожительство не может состояться с применением насилия, но, как правило, с добровольного согласия женщины. Такое поведение и мужчины, и женщины Церковь называет блудом. Причем большинство молодых людей и не считают это грехом. Здесь уместно привести строчки Евангелия от Иоанна: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин. 15,22). Речь идет о том, что человек, прожигая свою жизнь без Бога, совершенно не обращая внимания на угрызения совести, считает своё поведение «праведным». И когда открываешь им глаза на их деяния и рассказываешь им, какие бывают грехи, то чувствуют они себя неуютно. И, конечно же, обижаются, если кто-то вдруг негативно оценит их жизнь в незарегистрированном браке.
Проблема греха относится лишь к верующему христианину. А для всех остальных это пустой звук, но только до тех пор, пока обстоятельства жизни, пусть даже и в конце её, не приведут «праведницу» или «праведника» в храм для принесения Господу покаяния.
Протоиерей Александр Шестак, полковник милиции в отставке, кандидат юридических наук, заведующий сектором МВД в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами