Среди православных отношение к принимаемым мерам по борьбе с пандемией коронавируса неоднозначное. Определённая часть настаивает на том, чтобы продолжать открытые богослужения даже и в случае запрета властей. В строгом карантине они склонны усматривать попытку уничтожить Православие. Логика следующая. Мы, мол, руководствуемся требованиями «духа веры» и, несмотря на запрет, будем посещать богослужения, а заразимся и заразим кого-то – так на всё воля Божия: за это нас все возненавидят и будут всячески злословить и гнать... Другая часть православных им резонно возражает: «сказано: не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4: 12).
Карантин – это как епитимья от Господа Бога, знак, что в первую очередь от нас, верующих, требуется покаяние в грехе, который мы упорно не желаем замечать. Разве эта пандемия в общем плане чем-то отличается от, скажем, мощнейшего артиллерийского обстрела врага? И что, в момент боевых действий в храме, находящемся в центре столкновения, будет проводиться открытое богослужение? Не назовём ли мы это, по меньшей мере, легкомыслием? Более того, не будет ли умышленное пренебрежение правилами противоэпидемической безопасности выглядеть «корректировкой огня вражеской артиллерии»?
Не надо подозревать в каких-то устремлениях против Церкви специалистов из числа эпидемиологов, обосновывающих принятие определённых жёстких мер. Гораздо правильнее будет обратить внимание на свою духовную жизнь. Разве не считавшие себя истинно верующими людьми в один голос требовали от язычника Понтия Пилата предать на распятие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа?
Те, кто заболел коронавирусом, особенно из числа лиц преклонного возраста, оказываются в тяжелейшем положении: многим угрожает скорая смерть. Именно они, в первую очередь, и нуждаются в исповеди и причастии. К тому же пока неизвестно, как будут хоронить умерших: в Китае тела всех, скончавшихся от коронавируса, во избежание распространения заразы, сжигают. Также поступают и в Италии. Вполне возможно, если крематории не будут справляться, примут решение хоронить тела умерших людей в братских могилах в местах, закрытых для посещения. Отметим и то, что, как правило, соответствующие службы не торопятся с захоронением тел людей, умерших от заразных болезней. К тому же карантин будет исключать какое-либо участие родственников в этом процессе. Совершенно очевидно, что данное обстоятельство влияет на душевное состояние родных и близких покойных, усиливая их боль от утраты.
Как представляется, нужно готовить группы добровольцев из числа молодых священников (люди до сорока лет значительно легче переносят COVID-19), готовых принимать исповедь, соборовать, причащать людей, которые будут находиться в инфекционных учреждениях, отпевать там умерших. Может, кто-то из больных и креститься пожелает. Как ни смотри, а будет большим утешением для родственников умерших от коронавируса, если позвонит священник и скажет, чтобы не беспокоились: ваш близкий уже отпет…
Для того чтобы это осуществить, не нужно, как представляется, постановления Священного Синода: всё можно организовать на местном уровне силами епархиального управления. Вполне возможно даже в какой-то комнате (или в углу её) «инфекционки», если позволяют условия, открыть «походный храм», используя с благословения правящего архиерея свободный (а из-за карантина такие будут) антиминс.
Возражают: инструкции запрещают находиться посторонним в инфекционном отделении. А разве нельзя главе епархии договориться о временном включении в штат больницы «духовного волонтёра», то есть священника-добровольца, в качестве, скажем, санитара, чтобы находиться там неотлучно (дабы не подвергать никого своим выходом опасности заражения) вплоть до окончания эпидемии?
Конечно, всегда может найтись недоброжелатель, который из низменных побуждений или из ненависти к Церкви настучит в социальные сети или в СМИ на людей, разрешивших такого рода деятельность, хотя ничего противозаконного или неприемлемого в ней нет. Но, вне всякого сомнения, через короткое время он очень сильно пожалеет об этом…
Удивляет то, что, как правило, нет ни малейших попыток осмыслить происходящее с эсхатологических позиций: сплошные бравады и шапкозакидательство. Хотя при внимательном рассмотрении можно заметить, что в мире после Челябинского знамения произошли катастрофические события, свидетельствующие о том, что «близко лето» (Мф. 24: 32, 33).
К сожалению, в Русской Православной Церкви имеет место учение, суть которого сводится к следующему: Христос надолго задерживается. Его распространению способствует и ошибочное богословское мнение, будто «антихрист будет правителем всей планеты Земля». Это учение является следствием «естественного экуменизма», порождённого тем обстоятельством, что женская половина российской царской фамилии вышла из протестантского мира. Оно не имеет никакого отношения к святоотеческому учению, где антихрист есть «похититель римской власти». Удерживать – это не доминировать. Поясним на историческом примере: в совокупности доминировали страны Западной Европы, а удерживал мир от окончательного сползания в апостасию Третий Рим, то есть Российская Империя.
Буржуазные революции – это не просто победа капитализма над феодализмом, но приход к власти в тех странах, где они совершались, большею частью антихристианских сил. Власть христианского монарха знаменовала собою служение Христу, её упразднение или умаление, как в Англии, было свидетельством того, что революционеры брали курс на служение капиталу или, если говорить церковным языком, маммоне. Другими словами, буржуазный мир в основной своей части мир антихристианский, враждебный Церкви, враждебный Христу.
Вячеслав Степанович Макарцев, юрист, православный публицист
1. современная наука