Карантин как епитимья

Почему нет попыток осмыслить происходящее с эсхатологических позиций?

Среди православных отношение к принимаемым мерам по борьбе с пандемией коронавируса неоднозначное. Определённая часть настаивает на том, чтобы продолжать открытые богослужения даже и в случае запрета властей. В строгом карантине они склонны усматривать попытку уничтожить Православие. Логика следующая. Мы, мол, руководствуемся требованиями «духа веры» и, несмотря на запрет, будем посещать богослужения, а заразимся и заразим кого-то – так на всё воля Божия: за это нас все возненавидят и будут всячески злословить и гнать... Другая часть православных им резонно возражает: «сказано: не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4: 12).

Карантин – это как епитимья от Господа Бога, знак, что в первую очередь от нас, верующих, требуется покаяние в грехе, который мы упорно не желаем замечать. Разве эта пандемия в общем плане чем-то отличается от, скажем, мощнейшего артиллерийского обстрела врага? И что, в момент боевых действий в храме, находящемся в центре столкновения, будет проводиться открытое богослужение? Не назовём ли мы это, по меньшей мере, легкомыслием? Более того, не будет ли умышленное пренебрежение правилами противоэпидемической безопасности выглядеть «корректировкой огня вражеской артиллерии»?

Не надо подозревать в каких-то устремлениях против Церкви специалистов из числа эпидемиологов, обосновывающих принятие определённых жёстких мер. Гораздо правильнее будет обратить внимание на свою духовную жизнь. Разве не считавшие себя истинно верующими людьми в один голос требовали от язычника Понтия Пилата предать на распятие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа?

Те, кто заболел коронавирусом, особенно из числа лиц преклонного возраста, оказываются в тяжелейшем положении: многим угрожает скорая смерть. Именно они, в первую очередь, и нуждаются в исповеди и причастии. К тому же пока неизвестно, как будут хоронить умерших: в Китае тела всех, скончавшихся от коронавируса, во избежание распространения заразы, сжигают. Также поступают и в Италии. Вполне возможно, если крематории не будут справляться, примут решение хоронить тела умерших людей в братских могилах в местах, закрытых для посещения. Отметим и то, что, как правило, соответствующие службы не торопятся с захоронением тел людей, умерших от заразных болезней. К тому же карантин будет исключать какое-либо участие родственников в этом процессе. Совершенно очевидно, что данное обстоятельство влияет на душевное состояние родных и близких покойных, усиливая их боль от утраты.

Как представляется, нужно готовить группы добровольцев из числа молодых священников (люди до сорока лет значительно легче переносят COVID-19), готовых принимать исповедь, соборовать, причащать людей, которые будут находиться в инфекционных учреждениях, отпевать там умерших. Может, кто-то из больных и креститься пожелает. Как ни смотри, а будет большим утешением для родственников умерших от коронавируса, если позвонит священник и скажет, чтобы не беспокоились: ваш близкий уже отпет…

Для того чтобы это осуществить, не нужно, как представляется, постановления Священного Синода: всё можно организовать на местном уровне силами епархиального управления. Вполне возможно даже в какой-то комнате (или в углу её) «инфекционки», если позволяют условия, открыть «походный храм», используя с благословения правящего архиерея свободный (а из-за карантина такие будут) антиминс.

Возражают: инструкции запрещают находиться посторонним в инфекционном отделении. А разве нельзя главе епархии договориться о временном включении в штат больницы «духовного волонтёра», то есть священника-добровольца, в качестве, скажем, санитара, чтобы находиться там неотлучно (дабы не подвергать никого своим выходом опасности заражения) вплоть до окончания эпидемии?

Конечно, всегда может найтись недоброжелатель, который из низменных побуждений или из ненависти к Церкви настучит в социальные сети или в СМИ на людей, разрешивших такого рода деятельность, хотя ничего противозаконного или неприемлемого в ней нет. Но, вне всякого сомнения, через короткое время он очень сильно пожалеет об этом…

Удивляет то, что, как правило, нет ни малейших попыток осмыслить происходящее с эсхатологических позиций: сплошные бравады и шапкозакидательство. Хотя при внимательном рассмотрении можно заметить, что в мире после Челябинского знамения произошли катастрофические события, свидетельствующие о том, что «близко лето» (Мф. 24: 32, 33).

К сожалению, в Русской Православной Церкви имеет место учение, суть которого сводится к следующему: Христос надолго задерживается. Его распространению способствует и ошибочное богословское мнение, будто «антихрист будет правителем всей планеты Земля». Это учение является следствием «естественного экуменизма», порождённого тем обстоятельством, что женская половина российской царской фамилии вышла из протестантского мира. Оно не имеет никакого отношения к святоотеческому учению, где антихрист есть «похититель римской власти». Удерживать – это не доминировать. Поясним на историческом примере: в совокупности доминировали страны Западной Европы, а удерживал мир от окончательного сползания в апостасию Третий Рим, то есть Российская Империя.

Буржуазные революции – это не просто победа капитализма над феодализмом, но приход к власти в тех странах, где они совершались, большею частью антихристианских сил. Власть христианского монарха знаменовала собою служение Христу, её упразднение или умаление, как в Англии, было свидетельством того, что революционеры брали курс на служение капиталу или, если говорить церковным языком, маммоне. Другими словами, буржуазный мир в основной своей части мир антихристианский, враждебный Церкви, враждебный Христу.

Вячеслав Степанович Макарцев, юрист, православный публицист

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. современная наука

1)современная наука не независима, а находится в руках антихристианских, а порой просто безбожных сил 2) верить сегодня СМИ можно с какой вероятностью? Согласен,что политика -тоже эпитимия

Vladislav / 26.03.2020
Вячеслав Макарцев:
Осмысление раскола белорусского общества
Выход из кризиса только один: проводить политику быстрого и максимально возможного «разведения сторон» - отделять овец от козлов
27.11.2020
О духе беломайдана и лукавых пастырях
Администрация президента Белоруссии имеет право потребовать извержения из сана священнослужителей, поддержавших майдан
01.10.2020
Угроза майдана в РФ
Надо извлекать уроки из событий в Белоруссии
18.09.2020
О трёх Пасхах старца Ионы
Александр Лукашенко как православный царь
01.05.2020
Карантин как епитимья
Почему нет попыток осмыслить происходящее с эсхатологических позиций?
25.03.2020
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
Идентичность хорошего еврейского мальчика
Физиономия подписантов «Письма священников и мирян к христианам Беларуси» весьма примечательна
27.11.2020
Белорусский экзархат очищается…
Председатель Синодального информационного отдела протоиерей Сергий Лепин освобождён от должности
27.11.2020
«Кипрский народ поддерживает Митрополита Онуфрия»
Заместитель председателя ОВЦС УПЦ МП о.Николай Данилевич о реакции духовенства и мирян Кипра на решение кипрского Синода о признании т.н. ПЦУ
27.11.2020
ПЦУ не срабатывает, Варфоломей ищет
«запасной» путь вторжения на Украину
26.11.2020
Лукавнующие
Об обращении либерал-православных к христианам Белоруссии
26.11.2020
Все статьи темы
"Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?"
В 2021 году наступит голод «библейских масштабов»?
Наш мир приближается к точке невозврата
28.11.2020
«Политический активизм в Церкви – явление весьма опасное»
Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий осудил людей, привносящих политику в Церковь
27.11.2020
Путина пока устраивает «Единая Россия»
За счёт чего держится партия власти и что её ждёт на грядущих парламентских выборах
27.11.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
«Разделение на красных и белых искусственно и опасно»
Новый комментарий от Александр Волков
2020-11-27 17:28
Идентичность хорошего еврейского мальчика
Новый комментарий от АБС
2020-11-27 17:18
Добьют ли семью «семейным индексом»?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-11-27 15:42
«Царьград» и «политический шухер»
Новый комментарий от поп Андрей
2020-11-27 15:40
У капитализма нет будущего в России
Новый комментарий от Сергей Швецов
2020-11-27 14:44
Лукавнующие
Новый комментарий от Сергей Швецов
2020-11-27 14:25
Травля или справедливое уголовное преследование?
Новый комментарий от грешник Вова
2020-11-27 14:22