Предводитель российских неообновленцев священник Георгий Кочетков в интервью корреспонденту «МИР 24» дал советы относительно поведения в условиях эпидемии коронавируса.
«Надо быть разумными, сдержанными, осторожными, не надо нарушать рекомендаций, не надо прикладываться к святыням или к руке священника, к чаше с причастием. Ни церковные святыни, ни рука священника, ни чаша с причастием не будут унижены, если мы приложимся к ним не физическими устами, а приобщимся друг к другу духовно», - уверяет обновленец.
По его словам, «приобщение к благодати возможно и через приобщение к подвигу святых, а не только через целование кусочка мощей. Господь действует и на расстоянии, благословение действует на расстоянии, и любовь тоже может быть проявлена на расстоянии, во всяком случае, в таких острых ситуациях, которые мы сейчас переживаем».
«В конце концов, иногда надо воздержаться и от причастия, - полагает о. Кочетков. - Я считаю, что сейчас это было бы желательно, я бы даже рекомендовал на какое-то время воздержаться от причастия в храме. Есть священники, а у них есть запасные дары, в случае чего ими и можно причаститься».
«Если человек не пошел в храм в воскресенье утром, можно совершить дома утреню, а также использовать молитвы, которые есть в Часослове», - советует главарь неообновленцев.
Всё это очень напоминает либерально-протестантское - «Бог в душе». Вполне логичен призыв не ходить на службы. Дальше должно бы последовать и предложение отменить богослужение даже без прихожан. Ну а уж, ели быть последовательным, то можно отменить и самого священника Кочеткова. В самом деле, если можно молиться дома, то зачем нужен священник?
Другой яркий представитель неообновленческой партии в лоне Русской Православной Церкви, петербургский протоиерей Александр Сорокин в своей проповеди советует прихожанам не целовать чашу, не прикладываться ко кресту в храме, вместо этого целовать нательный крестик либо поклониться храмовому кресту, что, по словам священника, равносильно целованию креста. Также в храме о. Александра Сорокина при причащении мирян не будут утираться уста. Что примечательно, отменено принятое у обновленцев всеобщее лобызание с возгласом: «Христос посреди нас!» во время литургии, их «фирменный знак», которым они, видимо, выделялись среди нормальных верующих. Вот такую злую шутку сыграл коронавирус с необновленцами.
Кстати, богословскую оценку этой традиции в своё время дал протоиерей Константин Буфеев в статье «Ересь кочетковщины». Батюшка отмечал кощунственное содержание т.н. «агап», имеющих закрепленный чин, ярко выраженное баптистское содержание и пародирующих Божественную литургию: совместное пение молитвы Отче наш, обряд «хлебопреломления», свободная молитва предстоятеля и харизматические молитвы участников «агапического сборища» над чашей с вином, завершающиеся литургическим возгласом: «Христос посреди нас!» - и всеобщим ответом: «И есть, и будет!»...
В условиях коронавируса неообновленцы пытаются даже предложить своеобразное богословское обоснование своей позиции, о чём пишет Василий Мирянин в опубликованной на Правблоге статье «Евангелие от церковных либералов». Автор отмечает, что «паникой среди людей пользуются не только спекулянты и мародеры, но и... богословы либерального толка, которые используют момент эмоциональной нестабильности для проталкивания своих идей.
Они пытаются навязать мысль, что богослужения и таинства не важны, или не столь важны, как общественное благо (выделено нами. - РНЛ). Мол, это всего лишь "обряды", а подлинное христианство это прежде всего "любовь к ближнему", ради которого можно и нужно отказаться от общей молитвы на период карантина».
Таким образом, по мнению публициста, эти деятели «сводят христианство к этике, где вера в Бога играет подчиненную роль, как в учении немецкого философа Эммануила Канта. У него религия, по сути, это производное от этики и не имеет самостоятельного значения».
«Похожую позицию, на наш взгляд, навязывают и церковные модернисты типа Кирилла Говоруна и Юрия Черноморца.
Для них нет ничего страшного в том, что богослужения и таинства прекратятся на неопределенный срок. Для них реальным является лишь "ближний", в то время как Бог, промысл, благодать, обожение превращаются в пустые и ненужные абстракции. А к проявлениям храмового благочестия они относятся с откровенной брезгливостью.
Подобно атеистам и секуляристам они признают только то, что можно калькулировать, и из чего можно просчитать пользу для общества и т.д.», - говорится в статье.
«Если чудо - это явление редкое, а промысл - непостижим, значит и уповать на него безрассудно и дерзко с их точки зрения, - продолжает автор. - И вообще, чудес не бывает. Есть только "всемогущая" наука и спасти могут только средства гигиены.
Да и "любовь к ближнему" они незаметно подменяют общественным благом и политикой. Для них важен не ближний сам по себе, не спасение его души, а его положение в составе некоего коллектива - "нации", "народа", общества и т.д. Высшим предназначением человека становится не вера в Бога, не молитва, не покаяние, а участие в политике!»
«С этой точки зрения, самой "прогрессивной" украинской конфессией становится "ПЦУ" (раскольническая структура, создана патриархом Варфоломеем на Украине. - РНЛ). У которой политических сторонников раз в десять больше, чем верующих, посещающих храмы. И для них это не недостаток, а наоборот - преимущество. Мол, что толку в отживших обрядах - главное ведь это быть "патриотом" и общественным активистом. Патриот?! Считай уже спасся! Такое вот "евангелие от церковного либерала"», - заключает Василий Мирянин.
Редакция «Русской народной линии»