О «встрече с Богом»

Отклик на публикацию Марии Мономеновой «Души детей сжигают в пепел»

0
834
Время на чтение 9 минут

Предисловие. Прочитал такую пронзительную публикацию Марии Мономеновой «Души детей сжигают в пепел» и вспомнил, что у меня есть размышления на подобную тему. Думаю, интересующимся данной проблемой будет полезно их узнать. А такие интересующиеся, наверное, есть. Так, М.Мономенова считала, что ее статью прочитают не более 500 человек, а на данный момент ее прочитал – 1391 читатель, что, в общем-то, отрадно… Итак, моя публикация.

Когда ап.Петр впервые проповедовал о Христе перед язычниками в доме Корнилия сотника, то, как свидетельствует Св.Писание, «когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян.10: 44-48).

Как видим, тогда благодать Духа Святого ощутимым образом (они ведь даже говорили на разных языках) сошла на людей еще не крещенных. В наше же время мало кто и из крещенных в Православной Церкви ощущает в себе действие благодати. Я, как священник, специально интересовался этим вопросом – результат, к сожалению, именно такой.

Между прочим, это приводит к религиозному индифферентизму, т.е. к равнодушию в отношении Православия, что особенно характерно для молодежи. Посмотришь, горячо верующая мать приносит из млада свое чадо в храм, зачастую почти всю службу держит его на руках, причащает; когда же ребенок подрастает, она же понуждает его снова и снова приходить в церковь. Но… проходит время, дитя становится взрослым и начисто забывает дорогу в храм.

Почему это происходит? Потому что, как совершенно рационально сформулировала эту причину одна умная и симпатичная девица из моих бывших пасомых, - «а зачем это надо»? И действительно, Православная Церковь ведь, как правило, не снабжает своих чад материальными благами; если же при этом они ощутимо не получают в ней и духовные блага, то тогда и возникает вопрос: «А зачем это надо»? Не находя ответа на сей вопрос, значительная часть молодежи уходит сначала в индифферентизм, а затем и в атеизм.

Но почему же нынешний христианин зачастую лишен этого ощутимого действия благодати, которое 2000 лет назад было дано и язычникам (ср.Деян.10: 44-48)? Отчасти ответ на сей вопрос был дан в одной из прошлых публикаций («Недопокаяние»). Процитирую оттуда это достаточно пространное пояснение:

«Интересно уяснить себе и участие благодати во всем этом круговороте "безгрешности" и грехов в падшей природе человеческой. Ведь ранее уже говорилось, что именно с Таинства Покаяния начинается духовная жизнь христианина, ибо именно в этом Таинстве он получает благодать Святого Духа. Но даже и перед Ним из-за этой постатеистическо-сатанинской "безгрешности" неофита, скажу так, возникает тяжкая дилемма.

Ведь благодать в Таинстве Покаяния, если оно совершено правильно, мы получаем всегда, но далеко не всегда эту благодать ощущаем. Ибо если Дух Святой даст ощутить эту благодать таковому "безгрешному" неофиту, то это в некотором роде будет как бы некой печатью, удостоверением его мнимой "безгрешности". И он, уповая на такое ощутимое действия благодати, как в той известной стихотворной сказке всегда сможет сказать о себе: "Я безгрешный элемент – у мене есть запечатленный благодатью документ…". А это прямой путь в разного рода «диомиды», которые, ведь как правило, когда-то также не были лишены благодати!

Поэтому чаще всего Дух Святой своим промыслительным действием не дает ощутить эту подаваемую Им благодать. Что мы и можем наблюдать на практике, когда большинство православных ее не ощущают.

Посему и у бесов, как у американцев (а надо сказать, что они очень похожи друг на друга), тут есть план "А" и план "Б". Если человек не ощущает благодать, подаваемую в Таинствах, они внушают ему лживое мнение об их бесполезности. Если же кто-то ее ощущает, то, играя на его постатеистической тяге к атеистической "безгрешности", они стараются рекрутировать его в "диомиды" или во что-то похуже…

А, каково! На каком супер высоком или, точнее, супер низком - низостно-мерзостном уровне работает нынешнее бесье! Саму благодать хотят сделать причиной погибели для избранных, предназначенных ко спасению христиан! О чем, впрочем, и Господь пророчески сказал, что придет время, когда лжехристы и лжепророки постараются "прельстить, если возможно, и избранных" (Мф.24: 24)» (конец цитаты).

Нынешние люди настолько утратили в себе ощущение благодати, что, зачастую, даже не знают, как оно, собственно, должно выглядеть?! Я ведь специально, чтобы подчеркнуть сей момент избрал такое название для этой статьи - «встреча с Богом». Это практически сектантская терминология. Сектант, не зная, как сие должно выглядеть на практике, описывает это таким абстрактным термином. Но недалеко от него ушли и многие православные, которые мнят, что это реально должна быть «встреча с Господом Иисусом Христом, Божией Матерью или, на худой конец, с Ангелом Божиим».

Нет, конечно, и кому-то из нынешних святых и такое дано, не буду спорить, но опишу (по возможности, конечно) как это было со мной грешным. Когда я только пришел в православие и уже отчасти воцерковился, то также не понимал, как должна произойти эта «встреча с Богом». Замечу еще, что тогда я очень страдал от действия своих многих страстей.

Но вот однажды, по непонятной мне тогда причине, вдруг страсти перестали действовать, в измученной ими душе неожиданно воцарились мир и радость, но… продолжалось это недолго, всего несколько дней. Потом опять все это повторилось. Но теперь, наученный горьким опытом, я попытался удержать, как сейчас понимаю, благодать – старался больше молиться, посещать храм, даже исповедался (!), но все тщетно. Снова благодать ушла, как вода сквозь песок.

Притом обнаружилось еще и то, что злые страсти никуда не исчезли при появлении благодати. Они просто, подобно стае голодным волков, притаились рядом и ждали, когда уйдет охраняющая душу благодать Святого Духа. Когда же она уходила, то эти голодные волки снова кидались на душу, дико терзая ее… И насколько сладостно было посещение благодати, настолько же тяжко было терпение этих терзаний! Настолько тяжко, что иногда в голову приходила мысль (от беса), что лучше бы уж благодати не иметь. Чего, собственно, враг и добивался, ибо такая мысль была хулой на Духа Святого, которая человеку «не простится… ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12: 32).

Если человек послушает эту хулу, подчинится ей, станет избегать благодати, он, согласно Мф.12: 32, окончательно погибнет! Смекаешь читатель, почему так редко благодать Святого Духа ощутимо действует в православных? Чтобы они не окончательно погибли! Я, правда, в свое время промыслительным действием Божиим выдержал эти бесовские терзания, отчего они, хотя и не исчезли, но стали намного менее болезненными.

Здесь ведь вполне применима аналогия с человеком, которого долгое время держали в мрачном, темном подземелье. Когда же он впервые увидел свет, то это было очень болезненно для его слабого зрения. Но постепенно, привыкая к свету, он уже не мог без него обходиться, испытывая все менее и менее болезненные состояния от своей прошлой тьмы.

Так и я, долгое время пребывая в темном, без благодатном подземелье атеизма, когда вышел из него и впервые ощутил свет благодати, то, естественно, ощутил и болезнь. Упирая на нее, диавол хотел заставить меня похулить благодать, но я избрал ее, а не хулу, и тогда впервые в своей духовной жизни по крупному победил врага!

Со временем мне стало ясно, как приходит благодать Святого Духа – чрез Таинство Покаяния. Да, правда, она постепенно уходит из души, и приходят страсти. Но тогда, понял я, надобно, по возможности, бороться с ними, а затем снова прибегать к Таинству Покаяния, очищая душу и возобновляя в ней источник благодати.

Впрочем, у воцерковленных православных христиан, периодически прибегающих к Таинству Покаяния, потеря благодати происходит проще, элементарнее и, хотя не столь трагично, но не менее печально. Из-за незнания законов духовной жизни и невнимания к себе, к собственной душе и своей духовной жизни, зачастую христианин не замечает произошедшего в его душе благодатного изменения после покаяния.

Этим сразу же пользуется враг, который, правда, не может искусить такого православного изнутри, поскольку, как было сказано, страсти у такого после покаяния утихают. Но вражина тут же, сразу же после исповеди старается искусить покаявшегося снаружи, подсовывая ему какие-то внешние искушения: то трамвая долго нет; то кто-то не так на нас посмотрел или даже наступил на ногу; кто-то с нами начал спорить и оскорблять и т.д.

Все это делается для того, чтобы вызвать у нас раздражение, гнев, осуждение и т.п., и, таким образом сразу же замазать этими инициированными снаружи грехами полученную нами в покаянии чистоту души. Если христианин, не внимая себе во время и после исповеди, не замечает сей чистоты, то он легко поддастся на сие не очень хитрое искушение врага. Поэтому часто бывает так, что уже только что исповедавшийся снова прибегает к покаянию – «ой, я опять согрешил (согрешила)»!

Эта ситуация очень похожа на ту, когда вечером в Великий Четверг мы несем из храма огонек. И надо быть очень внимательным и осторожным, чтобы ветер не загасил его. Так и в душе после исповеди загорается благодатный огонек, и нам также надо быть очень осторожным и внимательным к себе, к своей душе, чтобы наружный бесовский ветер не загасил его.

Но такое искушение бывает у тех, кто давно воцерковился, постоянно исповедуется и причащается. А у тех, кто пришел из атеизма, с благодатью чаще бывает так, как это было когда-то у меня, о чем написано выше. И эта моя ситуация, известная мне эмпирически, т.е. из духовного опыта, совершенно точно описана в Св.Писании:

«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3: 5-8).

Здесь вначале Господь говорит о Таинстве Крещения, которое дает нам благодать. Но как я уже говорил ранее, для нас более актуально Таинство Покаяния, которое возобновляет благодать крещения. И покаявшийся новоначальный (т.е. только что родившись от Духа) не знает, откуда Дух приходит, как и я вначале не знал. Лишь потом он начинает понимать, что двери для благодати открывает Таинство Покаяния.

Новоначальный также не знает, куда Дух уходит или почему Он уходит? Тщетно он пытается удержать благодать своими усилиями, как это и было со мной, - она все равно уходит. Почему это происходит? Потому что «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое… меньше всех семян» (Мф.13: 31.32), - поэтому другие, «сорные растения», т.е. страсти по мере своего проявления после исповеди постепенно заглушают это вначале наименьшее зерно благодати.

Почему же не помогает сохранить благодать и нарочитая (ради ее сохранения) исповедь, как это было когда-то со мной? Из-за недопокаяния, описанного в одноименной статье. Лишь постепенно, с течением времени, когда православный перестает быть новоначальным, становится опытнее духовно, он начинает понимать, чрез какую дверь ушла благодать и как чрез искреннее покаяние ее вернуть.

Притом, и это главное, до него доходит, что эти постоянные уходы и приходы благодати, которую он не может удержать, ибо «Дух дышит, где хочет», – это важнейшая часть божественной педагогики. Которая самим делом учит нас, что благодать Святого Духа – это не плод наших жалких усилий, это не нечто нам лично принадлежащее, а бесценный Дар Божий.

В таком постепенном духовном преуспеянии, наряду со смирением, основной добродетелью является терпение. Как и говорит о сем псалмопевец: «Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: И возеде мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя» (Пс.39: 2-3).

Конечно, все это может быть лишь в Православной Церкви, где только и есть Таинство Покаяния, открывающее в душе двери для благодати. У тех же, кто стоит вне Церкви, ничего такого быть не может. Поэтому они зачастую, фантазируя, сами выдумывают себе «встречу с Богом». Иногда это выглядит весьма комично.

Приведу пример, свидетелем которого я был, когда в пору своего духовного младенчества, в поисках истины изучал разные христианскими конфессиями, в частности, сектантов. Помню (я уже где-то об этом даже писал), кажется, у баптистов мне пришлось услышать такое. У них, как известно, «всеобщее священство», женщины там тоже «священницы», поэтому они наравне с мужчинами «проповедуют». Дело было как раз перед каким-то праздником, и некая дама пыталась рассказать, как же следует к нему приготовиться?

Ну что может сказать простая женщина об этом? К немецким трем «К» тут, наверное, надо добавить еще одно русское «У» - уборка. И вот эта дама начала вещать, как некие брат и сестра (муж и жена) перед праздником решили убрать свой дом. Цитирую: «И так они убирали-убирали; убирали-убирали; убирали-убирали; убирали…, наконец в изнеможении упали на колени и возопили: Господи! Все ли мы убрали? И грозный голос свыше им возвестил: Нет! Вы не все убрали! Вот там бумажка, а тут какашка».

Ну насчет какашки – это я уже пошутил, а все остальное – чистая правда! Тоже своего рода фантастическо-сектантская «встреча с богом». От чего избави нас Господи!

P.S. А той несчастной маме Ольге, упоминаемой в публикации М.Мономеновой, можно дать совет: не впадать в уныние и, особенно, в отчаяние. Но в своем горе лишь усерднее молиться за дочь как церковной, так и личной молитвой. Молитва матери очень и очень многое может, и она не может быть бесплодной. Христос ведь воскресил сына Наинской вдовы даже без ее просьбы, лишь видя горе матери. Это единственный случай в Евангелии, когда Господь совершил чудо, да еще такое великое, без чьей либо просьбы. Вот что может сделать сугубое горе матери! А если оно еще помножено на ее усердную молитву?!

Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
24.04.2024 09:24
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Русский человек
24.04.2024 07:41
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Ладога
24.04.2024 07:19
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.04.2024 07:08
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 07:01