Какое же основное действие, основной диавольский соблазн против Таинства Покаяния в отношении бывшего атеиста, всё-таки пришедшего или вернувшегося в Церковь и принесшего в ней искреннее покаяние в своих грехах? Оно проистекает из сохраняющегося более или менее длительное время прелестного состояния в душе такого бывшего атеиста, кое описано в предыдущей публикации «Греховная "безгрешность"». Эту сатанинскую прелесть, собственно, так и можно определить, как греховную «безгрешность» или нечистую «чистоту».
Откуда она берётся и в чём состоит, это было описано в той, предыдущей статье. В сей же мы акцентируем внимание на том, что это прелестное состояние является весьма соблазнительным, и человек, пришедший из атеизма в христианство, всячески старается его сохранить. К чему это приводит при совершении Таинства Покаяния? К тому, что после него такой христиан сознательно или подсознательно начинает мнить себя безгрешным, что отчасти и правильно.
Действительно, если покаяние было принесено, как положено, т.е. в Православной Церкви перед священником на исповеди, причем принесено искренне, без сокрытия своих грехов, то последние в некотором смысле искореняются, уничтожаются. А именно: во-первых, эти, исповеданные грехи, сколь бы они ни были тяжки, уже не вспомянутся содеявшему их на Страшном Суде; а, во-вторых, после исповеди эти грехи на некоторое время теряют свою силу вновь и вновь вовлекать человека в новые грехопадения… если, конечно, он сам не захочет быстро туда вовлечься. Таким образом, грех после покаяния действительно уничтожается, но… только в таком, православном смысле.
Ведь, с другой стороны, любой грех – это некоторое реальное действие человека в этом грешном мире – кто-то кого-то убил; кто-то с кем-то прелюбодействовал; кто-то что-то украл и т.д. – и эти реальные действия такого человека никуда и после его покаяния не исчезли. Чтобы они исчезли, человеку надобно вернуться назад во времени к моменту совершения греха и уже в новой реальности его не совершить. Что, однако, возможно лишь в фантастических (т.е. лживых) романах и фильмах, в коих фигурирует пресловутая «машина времени».
Однако такое «возможно» и у диавола, который есть «лжец и отец лжи» (Ин.8: 44). Поэтому он лживо внушает искренне покаявшемуся, что «его грехи исчезли именно во всех, в том числе и в этом, фантастическом смысле; поэтому их надо забыть и не вспоминать». К чему это приводит? Во-первых, если христианский неофит поверит этой сатанинской фантастике, то обязательно, как пёс на собственную блевотину, вернётся в постатеистическое состояние своих бывших атеистических «безгрешности и чистоты» и необходимо будет мнить себя «праведником, не имеющим нужды в покаянии». И действительно, «в чем ему каяться, ведь он же, покаявшись, моментально (прямо-таки, как говорится, из грязи в князи) стал абсолютно безгрешным»?!
Поэтому, во-вторых, чтобы таковому покаяться, ему надо снова согрешить. Вот так-то эти лживые сатанинские «безгрешность и чистота» являются змиинными зародышами обязательных будущих нечистоты и грехов – одно необходимо порождает другое. Да и человеческая природа устроена так, что человеку всегда хочется того, что он не имеет. Не имеет праведности – хочет получить её; «не имеет грехов в состоянии своей мнимой безгрешности» - хочется, неимоверно хочется именно их-то, «родненьких, любименьких и сладеньких»!!! Поэтому таковой необходимо ходит по кругу: согрешил, покаялся, «стал безгрешным», поэтому снова согрешил и т.д. …
Интересно уяснить себе и участие благодати во всем этом круговороте «безгрешности» и грехов в падшей природе человеческой. Ведь ранее уже говорилось, что именно с Таинства Покаяния начинается духовная жизнь христианина, ибо именно в этом Таинстве он получает благодать Святого Духа. Но даже и перед Ним из-за этой постатеистическо-сатанинской «безгрешности» неофита, скажу так, возникает тяжкая дилемма.
Ведь благодать в Таинстве Покаяния, если оно совершено правильно, мы получаем всегда, но далеко не всегда эту благодать ощущаем. Ибо если Дух Святой даст ощутить эту благодать таковому «безгрешному» неофиту, то это в некотором роде будет как бы некой печатью, удостоверением его мнимой «безгрешности». И он, уповая на такое ощутимое действие благодати, как в той известной стихотворной сказке, всегда сможет сказать о себе: «Я безгрешный элемент – у мене есть запечатленный благодатью документ…». А это прямой путь в разного рода «диомиды», которые, ведь, как правило, когда-то также не были лишены благодати!
Поэтому чаще всего Дух Святой своим промыслительным действием не даёт ощутить эту подаваемую Им благодать. Что мы и можем наблюдать на практике, когда большинство православных её не ощущают.
Посему и у бесов, как у американцев (а надо сказать, что они очень похожи друг на друга), тут есть план «А» и план «Б». Если человек не ощущает благодать, подаваемую в Таинствах, они внушают ему лживое мнение об их бесполезности. Если же кто-то её ощущает, то, играя на его постатеистической тяге к атеистической «безгрешности», они стараются рекрутировать его в «диомиды» или во что-то похуже…
А, каково! На каком супер высоком или, точнее, супер низком - низостно-мерзостном уровне - работает нынешнее бесьё! Саму благодать хотят сделать причиной погибели для избранных, предназначенных ко спасению христиан! О чем, впрочем, и Господь пророчески сказал, что придёт время, когда лжехристы и лжепророки постараются «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24: 24).
А то, что благодать, к сожалению, становится для некоторых якобы «причиной» их погибели, то ничего особо удивительного в сем нет. Так точно ведь было и со святым законом Моисеевым, как это объясняет ап.Павел:
«Когдамы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти… Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7: 5.7-23).
Видите, здесь святой, праведный и добрый закон Моисеев для многих евреев по причине их греховности стал причиной их осуждения. Ибо «грех становится крайне грешен посредством заповеди» (Рим.7: 13) законной. Надо, правда сказать, что благодать неизмеримо выше закона, ибо «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1: 17).
Но, с другой стороны, и наши атеистическо-постатеистические грехи неизмеримо выше грехов древних иудеев. Поэтому все то, что ап.Павел сказал о соотношении закона Моисеева и греховности древнего человека, это всё также верно в отношении благодати Христовой и нашей чудовищной греховности…
Читатель может задать вполне логичный вопрос: как же христианин может избежать этих бесовских козней? Ответ на этот вопрос такой: только тогда, когда будет держаться не вышеупомянутой бесовской лжи о «полной, абсолютной безгрешности в покаянии», но будет твердо веровать и на деле исповедовать православное учение о Таинстве Покаяния. А в чем соль этого учения - об этом уже в следующей публикации. А пока читатель усвой то, что сказано здесь, тогда я изложу тебе и последующее.
Протоиерей Георгия Городенцев, кандидат богословия, Одесса