Чёрные облачения — заимствование у католиков?

Народное богословие, перенимая у католиков чёрный цвет как цвет постовой богослужебной практики, пронизало его сугубым православным пониманием

Великий пост 
0
1119
Время на чтение 3 минуты

Недавно обновил свои знания информацией из статьи про то, что до начала больших церковных реформ Церковь на Руси служила в Великий Пост в тёмно-бордовых облачениях, а современные чёрный и фиолетовый цвета — это результат заимствования из католической практики. Надобно сказать, что раньше, зная эту информацию, я не задумывался над ней, оставляя все на усмотрение Церкви, но нынче все не так, ведь сейчас ведется тихое очищение церковной практики от ненужных и вредных наслоений послепетровской эпохи. И меня тут сильно загрузило на думы об этом. В конце концов, ведь не так и много есть рассуждений по этому вопросу.

Возьмем тот самый тёмно-бордовый цвет. Что он мог символизировать в ранней Церкви? До нас дошло отношение к этому цвету, как к цвету крови, пролитой мучениками за веру. Если учитывать, что венец этой седмицы называется «Неделя торжества Православия», то вроде бы этот цвет вполне уместен, потому как вплоть до Восьмого Вселенского собора, где этот праздник был провозглашен, мучеников за веру было уже бесчисленное множество. Однако же, если прислушаться к молитвословиям служб первой седмицы, то мы понимаем, что она практически вся есть воспоминание Ветхозаветного периода и только суббота этой недели как-то посвящена Новому завету и его истории, при этом Ветхий Завет и в эту самую субботу довлеет. Поэтому стоит посмотреть на эту седмицу по-другому.

Отношение писателей Святой Библии к Ветхозаветному периоду однозначное — все ассоциируют это время с тьмой и хождением во тьме. Но важнее всего для нас понимание этого периода Спасителем, а Он говорит о прошлом времени так: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12:4).

Итак, «тьма». И на взгляд и по-научному, тьма есть отсутствие света, а это открывает нам логику богословия 17 и 18 веков, где черному цвету отдали Ветхий завет, а жизнь людей в этот период назвали путешествием за звездой истинны в поисках истинного Бога - Спасителя всех: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2). А здесь мы уже видим, что и живые и мертвые в Ветхом Завете жили во тьме. Вот именно это понимание и положило начало перемене богослужебных цветов. Бардовый заменили на более подобающий времени Великого Поста чёрный цвет. Однако же, уже в середине 18 века мы видим, что совершенно чёрных облачений не существует. Все облачения получают цветную окантовку, а еще позднее кант становится преимущественно золотым или серебряным. Наряду с кантом и крестами появляется золотая и серебряная художественная вышивка по чёрному.

И кант и вышивка тоже по-своему богословствуют. Кант обозначает декалог Моисея — границы дозволенного, провозглашенные Самим Богом: «Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен» (Псалтирь 111:4). Этот «Свет» и есть «Закон», «Бог» вокруг тьмы, в которой идут люди. Но Этот Свет не только вокруг. Он пронизывает тьму и открывается в любом ее месте ищущим Его. Именно это движения Света Божьего во тьме и символизирует вышивка, несколько разряжающая тьму черного цвета и подающая верным надежду. Апофеозом же любого черного облачения, будь то одежды священнослужителей - индития, катапетасма ли, покровцы и пр., является святой крест, символизирующий источник Спасения и спасительного света просвещения — Самого Бога, о Котором сказано в Писании: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).

Народное богословие, перенимая у католиков чёрный цвет как цвет постовой богослужебной практики, пронизало его сугубым православным пониманием, которое очень быстро выбросило из обихода и цветную нить, заменив ее на золотую или на крайний случай серебряную (что позволяется по бедности), которые по мысли народа достойны быть телесным символом нетварного света.

Кроме этого понимания чёрный цвет еще символизирует безжизненную пустыню, в которую удалился Христос перед началом своего служения, чтобы совершить сорокадневный пост. Ту самую пустыню, в которой Он укрепился духовно, для того чтобы выйти и открыться миру и исполнить ветхозаветное право и ветхозаветные пророчества: «...и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 45:3).

Мне думается, что ввиду всего выше описанного чёрный цвет вполне и богословски и символически уместен для украшения будничных дней Великого Поста.

Протоиерей Вячеслав Пушкарев, руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Патриот бывает только от Патрио
О формулировке национальной идеи России
20.05.2023
Зачем России нужно казачество?
Все могут уйти, но казаки останутся умирать за Бога, справедливость, народ Божий
13.04.2023
Все статьи Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Великий пост
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»
Слово в пятницу 6 седмицы Великого поста
26.04.2024
О добре человеческом и познании себя
Четверток 6-й седмицы Великого Поста
24.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45