Недавно обновил свои знания информацией из статьи про то, что до начала больших церковных реформ Церковь на Руси служила в Великий Пост в тёмно-бордовых облачениях, а современные чёрный и фиолетовый цвета — это результат заимствования из католической практики. Надобно сказать, что раньше, зная эту информацию, я не задумывался над ней, оставляя все на усмотрение Церкви, но нынче все не так, ведь сейчас ведется тихое очищение церковной практики от ненужных и вредных наслоений послепетровской эпохи. И меня тут сильно загрузило на думы об этом. В конце концов, ведь не так и много есть рассуждений по этому вопросу.
Возьмем тот самый тёмно-бордовый цвет. Что он мог символизировать в ранней Церкви? До нас дошло отношение к этому цвету, как к цвету крови, пролитой мучениками за веру. Если учитывать, что венец этой седмицы называется «Неделя торжества Православия», то вроде бы этот цвет вполне уместен, потому как вплоть до Восьмого Вселенского собора, где этот праздник был провозглашен, мучеников за веру было уже бесчисленное множество. Однако же, если прислушаться к молитвословиям служб первой седмицы, то мы понимаем, что она практически вся есть воспоминание Ветхозаветного периода и только суббота этой недели как-то посвящена Новому завету и его истории, при этом Ветхий Завет и в эту самую субботу довлеет. Поэтому стоит посмотреть на эту седмицу по-другому.
Отношение писателей Святой Библии к Ветхозаветному периоду однозначное — все ассоциируют это время с тьмой и хождением во тьме. Но важнее всего для нас понимание этого периода Спасителем, а Он говорит о прошлом времени так: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12:4).
Итак, «тьма». И на взгляд и по-научному, тьма есть отсутствие света, а это открывает нам логику богословия 17 и 18 веков, где черному цвету отдали Ветхий завет, а жизнь людей в этот период назвали путешествием за звездой истинны в поисках истинного Бога - Спасителя всех: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2). А здесь мы уже видим, что и живые и мертвые в Ветхом Завете жили во тьме. Вот именно это понимание и положило начало перемене богослужебных цветов. Бардовый заменили на более подобающий времени Великого Поста чёрный цвет. Однако же, уже в середине 18 века мы видим, что совершенно чёрных облачений не существует. Все облачения получают цветную окантовку, а еще позднее кант становится преимущественно золотым или серебряным. Наряду с кантом и крестами появляется золотая и серебряная художественная вышивка по чёрному.
И кант и вышивка тоже по-своему богословствуют. Кант обозначает декалог Моисея — границы дозволенного, провозглашенные Самим Богом: «Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен» (Псалтирь 111:4). Этот «Свет» и есть «Закон», «Бог» вокруг тьмы, в которой идут люди. Но Этот Свет не только вокруг. Он пронизывает тьму и открывается в любом ее месте ищущим Его. Именно это движения Света Божьего во тьме и символизирует вышивка, несколько разряжающая тьму черного цвета и подающая верным надежду. Апофеозом же любого черного облачения, будь то одежды священнослужителей - индития, катапетасма ли, покровцы и пр., является святой крест, символизирующий источник Спасения и спасительного света просвещения — Самого Бога, о Котором сказано в Писании: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).
Народное богословие, перенимая у католиков чёрный цвет как цвет постовой богослужебной практики, пронизало его сугубым православным пониманием, которое очень быстро выбросило из обихода и цветную нить, заменив ее на золотую или на крайний случай серебряную (что позволяется по бедности), которые по мысли народа достойны быть телесным символом нетварного света.
Кроме этого понимания чёрный цвет еще символизирует безжизненную пустыню, в которую удалился Христос перед началом своего служения, чтобы совершить сорокадневный пост. Ту самую пустыню, в которой Он укрепился духовно, для того чтобы выйти и открыться миру и исполнить ветхозаветное право и ветхозаветные пророчества: «...и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 45:3).
Мне думается, что ввиду всего выше описанного чёрный цвет вполне и богословски и символически уместен для украшения будничных дней Великого Поста.
Протоиерей Вячеслав Пушкарев, руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии