Чёрные облачения — заимствование у католиков?

Народное богословие, перенимая у католиков чёрный цвет как цвет постовой богослужебной практики, пронизало его сугубым православным пониманием

Недавно обновил свои знания информацией из статьи про то, что до начала больших церковных реформ Церковь на Руси служила в Великий Пост в тёмно-бордовых облачениях, а современные чёрный и фиолетовый цвета — это результат заимствования из католической практики. Надобно сказать, что раньше, зная эту информацию, я не задумывался над ней, оставляя все на усмотрение Церкви, но нынче все не так, ведь сейчас ведется тихое очищение церковной практики от ненужных и вредных наслоений послепетровской эпохи. И меня тут сильно загрузило на думы об этом. В конце концов, ведь не так и много есть рассуждений по этому вопросу.

Возьмем тот самый тёмно-бордовый цвет. Что он мог символизировать в ранней Церкви? До нас дошло отношение к этому цвету, как к цвету крови, пролитой мучениками за веру. Если учитывать, что венец этой седмицы называется «Неделя торжества Православия», то вроде бы этот цвет вполне уместен, потому как вплоть до Восьмого Вселенского собора, где этот праздник был провозглашен, мучеников за веру было уже бесчисленное множество. Однако же, если прислушаться к молитвословиям служб первой седмицы, то мы понимаем, что она практически вся есть воспоминание Ветхозаветного периода и только суббота этой недели как-то посвящена Новому завету и его истории, при этом Ветхий Завет и в эту самую субботу довлеет. Поэтому стоит посмотреть на эту седмицу по-другому.

Отношение писателей Святой Библии к Ветхозаветному периоду однозначное — все ассоциируют это время с тьмой и хождением во тьме. Но важнее всего для нас понимание этого периода Спасителем, а Он говорит о прошлом времени так: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12:4).

Итак, «тьма». И на взгляд и по-научному, тьма есть отсутствие света, а это открывает нам логику богословия 17 и 18 веков, где черному цвету отдали Ветхий завет, а жизнь людей в этот период назвали путешествием за звездой истинны в поисках истинного Бога - Спасителя всех: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2). А здесь мы уже видим, что и живые и мертвые в Ветхом Завете жили во тьме. Вот именно это понимание и положило начало перемене богослужебных цветов. Бардовый заменили на более подобающий времени Великого Поста чёрный цвет. Однако же, уже в середине 18 века мы видим, что совершенно чёрных облачений не существует. Все облачения получают цветную окантовку, а еще позднее кант становится преимущественно золотым или серебряным. Наряду с кантом и крестами появляется золотая и серебряная художественная вышивка по чёрному.

И кант и вышивка тоже по-своему богословствуют. Кант обозначает декалог Моисея — границы дозволенного, провозглашенные Самим Богом: «Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен» (Псалтирь 111:4). Этот «Свет» и есть «Закон», «Бог» вокруг тьмы, в которой идут люди. Но Этот Свет не только вокруг. Он пронизывает тьму и открывается в любом ее месте ищущим Его. Именно это движения Света Божьего во тьме и символизирует вышивка, несколько разряжающая тьму черного цвета и подающая верным надежду. Апофеозом же любого черного облачения, будь то одежды священнослужителей - индития, катапетасма ли, покровцы и пр., является святой крест, символизирующий источник Спасения и спасительного света просвещения — Самого Бога, о Котором сказано в Писании: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).

Народное богословие, перенимая у католиков чёрный цвет как цвет постовой богослужебной практики, пронизало его сугубым православным пониманием, которое очень быстро выбросило из обихода и цветную нить, заменив ее на золотую или на крайний случай серебряную (что позволяется по бедности), которые по мысли народа достойны быть телесным символом нетварного света.

Кроме этого понимания чёрный цвет еще символизирует безжизненную пустыню, в которую удалился Христос перед началом своего служения, чтобы совершить сорокадневный пост. Ту самую пустыню, в которой Он укрепился духовно, для того чтобы выйти и открыться миру и исполнить ветхозаветное право и ветхозаветные пророчества: «...и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 45:3).

Мне думается, что ввиду всего выше описанного чёрный цвет вполне и богословски и символически уместен для украшения будничных дней Великого Поста.

Протоиерей Вячеслав Пушкарев, руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Вячеслав Пушкарев:
Невидимый, но реальный убийца
Надо бояться не коронавируса, а греха, жадности и холодности сердца
15.04.2020
Бережёного Бог бережет, а небережёного конвой стережёт
О реакции некоторых православных на синодальные рекомендации по профилактике коронавируса
16.03.2020
Чёрные облачения — заимствование у католиков?
Народное богословие, перенимая у католиков чёрный цвет как цвет постовой богослужебной практики, пронизало его сугубым православным пониманием
11.03.2020
Работать ли дома в Церковные праздники?
«Чадолюбивые» священники обвиняют всех, кто настаивает на строгости, в наложении на людей фарисейских бремен неудобоносимых
20.02.2020
Все статьи автора
"Великий пост"
Все статьи темы
Последние комментарии
«Одиночество Путина всё очевиднее»
Новый комментарий от В.Р.
2020-09-21 13:43
Ворóны кружат над Домом правительства
Новый комментарий от Полтораки
2020-09-21 13:29
Полный Содом
Новый комментарий от Валерий
2020-09-21 10:16
Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии
Новый комментарий от Александр Волков
2020-09-21 07:57
Это приведет к раздору внутри российского общества
Новый комментарий от Туляк
2020-09-21 07:44
Русский язык им больше не нужен
Новый комментарий от р.Б. Алексий
2020-09-21 06:25
Раввин Каниевский запретил «своим» проходить тест на коронавирус
Новый комментарий от Александр Уфаев
2020-09-21 03:36