Премьер-министр Михаил Мишустин своим распоряжением от 3 марта освободил от должности заместителя министра финансов Сергея Сторчака. Он проработал на посту замминистра финансов 15 лет, был заместителем Алексея Кудрина и Антона Силуанова. В документе указывается причина увольнения — «в связи с переходом на другую работу». Пусть будет хоть так – «в связи с переходом…» Пусть он теперь «помогает» Кудрину в контроле за использованием средств в Счетной палате РФ, но подальше от прямого распределения и использования бюджета, в том числе по линии международных отношений. В надежде, кстати, что и с Кудриным рано или поздно будет проведена такая же «процедура». Который раз повторю: они же все (Кудрин, Греф, Чубайс… Сторчак и т.д.) «эффективные менеджеры», вот и пусть свою «эффективность» демонстрируют в бизнесе. Почему они все присасываются к бюджету?.. Надо «отлеплять»!
Сам Сторчак в интервью «Комсомольской правде» отделался по поводу своей отставки дежурными и благовидными общими фразами обо всём и ни о чём.
Как напоминают, после ухода Кудрина из правительства (у которого Сторчак был замом) он стал заместителем действующего министра финансов Антона Силуанова, а в 2007 году стал фигурантом уголовного дела. Его обвиняли в покушении на мошенничество, совершенном организованной группой в особо крупном размере, и превышении должностных полномочий. По версии следствия, Сторчак вместе с некоторыми «коллегами» завысил размер выплат «Содэксиму» через Межрегиональный инвестиционный банк на $43,4 млн. Это должно было стать только началом «раскрутки» иных, более масштабных «дел». Но в 2011 году уголовное преследование Сторчака было прекращено из-за отсутствия события преступления. Можно предположить, какие силы его «отмазали». Для этого уместно еще раз взглянуть - заместителем кого он являлся в министерстве финансов.
Агентство «Завтра» напоминает, что Сторчак был задержан в ноябре 2007 года сотрудниками ФСБ и Следственного комитета при Генпрокуратуре. 23 ноября 2007 года Следственный комитет при прокуратуре предъявил Сторчаку обвинение по статьям 30 и 159 УК РФ (покушение на мошенничество, совершённое организованной группой либо в особо крупном размере). Во время обыска в его квартире были изъяты средства эквивалентные одному миллиону долларов. Затем возбуждено ещё одно уголовное дело - по части 1 статьи 286 УК РФ ("превышение должностных полномочий", что связано с участием Сторчака в состоявшихся в 2005 году переговорах об урегулировании госдолга России перед Кувейтом в размере 1,6 миллиарда долларов). Кудрин тогда выступил с ходатайством об изменении Сторчаку меры пресечения. «7.05.2008 в должность Президента РФ вступил Дмитрий Медведев, 21.10.2008 Сторчак освобождён, а дело было показательно развалено - под победные визги системно-либеральной прессы, громко отпраздновавшей поражение силовиков. Изъятый в квартире лям долларов признан "законно приобретёнными средствами" и возвращён владельцу», - отмечает «Завтра».
В одну линию с увольнением Сторчака, думается, укладывается еще одно небольшое событие. Напомню, что недавно суд отправил под арест некую Анастасию Алексееву, бывшую помощницу двух бывших вице-премьеров - Антона Силуанова и Аркадия Дворковича. В настоящее время Алексеева занимает должность советника председателя фонда «Сколково», детища А.Д. Медведева, то есть является «советницей» того же Аркадия Дворковича.
Не готов пока делать далеко идущих заключений по деятельности Михаила Мишустина, но всё же его действия в кадровых вопросах и явно самостоятельные шаги по, например, процедуре работы Правительства, внушают надежду. Ведь задача у Мишустина и сложная, и простая одновременно. Сложная в том смысле, что вся «королевская рать» прежнего правительства, которая в массе своей до сих пор остается на ключевых позициях в министерствах и ведомствах, будет тайно, но «инициативно» ему мешать. А простая в том, что ему нужно будет продемонстрировать хоть какие-то реальные дела вместо либеральной болтовни, профанации деятельности и самопиара, чем занимался прежний кабинет министров. На фоне предыдущего правительства Медведева с его министрами типажа Орешкина – это несложно. Даже с учетом надвигающегося общемирового кризиса. Так что, всё в руках у самого Мишустина: продолжит ли он расчистку кадров от деструктивных элементов? Хотя нужно учитывать, что положительные экономические преобразования (в отличие от отрицательных) дают о себе знать не сразу, а по истечении времени. В данном случае, думается, речь может идти о полугодии.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель