Во вселенском Православии сложилась нездоровая и тревожная ситуация. Алармист охарактеризовал бы ситуацию как катастрофу. Но я так не скажу, ибо верую, что Господь создал Церковь Свою на недвижимом камне, на Самом Себе. И врата ада не одолеют Её. Но, тем не менее, ситуация не из самых лучших. С одной стороны, нынешняя ситуация в мировом Православии вызвана вековыми амбициями Константинопольского патриархата, начиная с IХ века – с претензии Патриарха Фотия – будто бы Константинопольский патриарх должен заботиться не только о подведомственных ему епархия, но и о всей Вселенской Церкви. Что порождает смущения, проблемы и даже канонические преступления, например, уничтожение Греческой Патриархии в 1766 году, Охридской Архиепископии в 1767 году. А в настоящее время – украинский разбой и попытка даровать автокефалию так называемой «Македонской церкви» без участия в этом процессе Сербской Церкви.
И под предосудительные действия Константинопольского патриархата прописывается соответственная экклесиология, которую мы именуем «папизмом восточного обряда» или «восточным папизмом». Константинопольский патриарх является «восточным папой», который в одиночку может изменять границы архиепископий, митрополий и даже патриархатов, а также принимать апелляции и дезавуировать решения Соборов и действовать без Всеправославных Соборов.
Следующим шагом может быть принятие безгрешности Константинопольского патриарха. Обратная сторона медали состоит в том, что, начиная с первой четверти ХХ века, Константинопольский патриархат становится объектом манипуляций международных политических сил, в том числе, масонства. Патриарх Мелетий, ставленник масонов, самочинно ввёл новый стиль. С середины ХХ века Константинопольские патриархи становились проводниками решений НАТО. В начале 90-ых годов нынешний патриарх Варфоломей сыграл известную роль в духовном расчленении постсоветского пространства, поддержав эстонскую схизму и отток части приходов в т.н. Эстонскую апостольскую православную церковь. Таким образом патриарх Варфоломей совершил самый настоящий канонический разбой. Сегодня он продолжает проводить линию по духовному расчленению исторической России. Он пытается окончательно вырвать Украину из Русского мира, создав самостийную незалежную церковь, филетистскую структуру, в которой будут «служить» на украинском языке и проповедовать не Христа и не Православие, а так называемое украинство, пародию на историческую культуру малороссийского народа.
Неудивительно, что греки поддержали подобную филетистскую националистическую структуру – свояк свояка видит издалека. К сожалению, в Греческой Церкви погрязли в этом заблуждении, несмотря на то, что погрязли в разной степени. Но Константинополь глубоко увяз в филетизме. Мы наблюдаем ересь превозношения, в данном случае греческого народа над всеми другими православными народами. Патриарх Варфоломей прямо заявил, что наши славянские братья не согласны принять ведущую роль греческого народа в мировом Православии. Простите, во-первых, ведущей роли уже давно нет. А во-вторых, если она и была, то, как сказал Спаситель: «Больший из вас да будет вам слуга, ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:11-12).
Если греческий народ желает быть лидером мирового Православия, то грекам надлежало бы всячески это скрывать и ни в коем случае не афишировать. При всём глубоком уважении к греческому Православию и греческому народу хочется задать риторический вопрос: Как может быть лидером мирового Православия десятимиллионный народ, среди которого совершается 400 тысяч абортов в год? Об этом говорят сами греки, не зараженные язвой этнофилетизма.
Патриарх Варфоломей воплощает масонско-националистический проект – установление греческой диктатуры в мировом Православии и использование национализма мировыми масонскими структурами. Подобный механизм задействован на Украине. Варфоломей забеспокоился. Достаточно одному мальчику сказать, что король-то голый — и всё. Пузырь обожания и превозношения прорван. То же самое сделали в Аммане. Правда, деликатно. Досточтимые иерархи шести Церквей очень деликатно, но обличили патриарха Варфоломея за его политику, за отсутствие внятных критериев провальной автокефалии, за узурпацию вселенских полномочий, за присвоение себе не только первенства чести, но и первенства власти. Мнимый консенсус вокруг неограниченной власти Константинопольского патриарха рухнул. Поэтому Варфоломей задёргался и заёрзал.
Вначале появилась информация, что он собирается созвать свой Собор с приглашением Святейшего Патриарха Кирилла и главаря «ПЦУ» Думенко. Но как можно совместить две такие фигуры на одном Соборе? Как говорится, невозможно в одну колесницу запрячь коня и трепетную лань. Затея патриарха Варфоломея была бесполезной и мертворожденной, а теперь он даёт задний ход в этом проекте. Как понимаю, он срочно созывает Синод Константинопольского патриархата. Ситуация нестандартная, и чем она завершится, Один Бог весть. Будущее туманно. А нам остается молиться, чтобы Господь всё исправил ко благу Церкви Своей, чтобы покрыла Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая. Нам надлежит сделать свои выводы. Наша установка на то, что Ватикан и Всемирный совет церквей нам помогут, оказалась ошибочной. Пока мы не видим от них никакой помощи.
Необходимо внимательно и пристально, с большой любовью заниматься своими православными собратьями. Нам сочувствуют многие православные, что показала ситуация с т.н. великим Критским собором и с нынешним Амманским собором. К сожалению, наши ряды редеют, что связано с невнятной внешней церковной политикой, смущениями и неурядицами в нашей внутренней церковной жизни. Нам необходима внешняя и внутренняя мобилизация, если мы хотим остаться великой Православной Церковью, а главное, исполнить свой долг перед Господом нашим Иисусом Христом, на Котором основана наша Церковь.
Протодиакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии
1. Простой вопрос