Православные патриоты — тоже дети эпохи постмодерна?

Непраздный разговор о статье «Медузы» и плачевном состоянии православно-патриотического движения

Закон о семейно бытовом насилии 
0
1633
Время на чтение 7 минут

На сайте ультралиберального издания «Медуза» появилась любопытная статья «За веру, царя и домашнее насилие!». И хотя эта обстоятельная публикация формально посвящена протестам против принятия законопроекта о т.н. «семейном насилии», в действительности, как видно из её содержания, речь в ней идёт о современном состоянии в целом православно-патриотического сообщества в России.

На данную статью откликнулись заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев и помощник главного редактора РНЛ Павел Вячеславович Тихомиров.

Александр Тимофеев: В статье утверждается, что «2010-е годы войдут в историю России как время расцвета консервативных и традиционалистских общественных движений…». Утверждение смелое, но соответствует ли оно реальности? Есть ли основания говорить о расцвете православно-патриотического движения?

Павел Тихомиров: Полагаю, что у сотрудников «Медузы» «от страха глаза велики». Хотя, возможно, они завышают размах консерватизма и традиционализма просто ради того, чтобы завысить цену себе, таким беззаветным бойцам за либеральные ценности и всяческую «продвинутость». Мне трудно объективно оценивать масштабы расцвета консервативных и традиционалистских общественных движений, поскольку в провинции я ничего этого не замечаю. Другое дело, что представители власти — с той или иной мерой искренности — пытаются остатки этих ценностей как-то уберечь. Но это всё инициативы «сверху». Хотя, вполне вероятно, что в столицах ситуация иная. Однако тут, в провинции, я не вижу никаких процессов становления гражданского общества, никаких общественных движений — ни либеральных, ни консервативных. Ну, за исключением тех, кто умеет добывать гранты на всякую полезную деятельность.

В провинции я вижу атомизацию. На эту тему на днях мы беседовали с Константином Новиковым. Обсуждали проблемы субурбанизации. Субурбанизация – это расселение горожан в пригородных частных домах. И вот Константин утверждал (совершенно справедливо), что субурбанизация не спасёт народ от атомизации. Что это будет чисто внешняя альтернатива агломерациям человейников, люди будут точно так же отчуждены друг от друга.

Как будто сегодня русские люди сплочены…

Это, впрочем, вовсе не значит, что следует голову посыпать пеплом. Я вообще не верю в созидательную силу гражданского общества, в созидательную силу народа как такового (имею в виду просто народ – хоть русский, хоть нерусский).

Созидать может только Господь, действующий посредством Своих инструментов. И одним из таких инструментов может стать некое служилое сословие, исполняющее ту роль, которую в традиционном обществе исполняла аристократия.

А.Т.: В статье постоянно подчеркивается разношёрстность православно-патриотического движения, многочисленность организаций подобного толка и незначительное число людей, входящих в эти организации или вовлекаемых в их деятельность. В целом я согласен с этими выводами, хотя, естественно, не разделяю злорадства и стёба «Медузы»…

П.Т.: Да, это наша беда. С конца 1990-х до 2003 года мне довелось плотно заниматься Русским Движением Украины, и могу сказать, что дробление было обусловлено двумя основными причинами: нашим общим неофитством, т.е. полной неискушённостью в вопросах церковных, а также отсутствием общего осмысления прошлого.

Т.е. в первом случае «сторонники условного А.И.Осипова» становились в глазах «сторонников условного архимандрита Рафаила» просто воплощением всего страшного и ужасного, что только можно вообразить, и- соответственно – уже ни о каком единении в рамках некой общественной организации не могло быть и речи.

Во втором случае антисоветчики с большевицким задором набрасывались на тех, кто почитался в качестве «совков», ну и, разумеется, советски воспитанные люди в долгу не оставались. И доставали из широких штанин русофобские коммунистические методички «про соху и лапти».

Полагаю, одной из причин неуспеха проекта разделения б. УССР на собственно «Украинскую республику» и «Новороссию» заключается в том, что Русские организации не смогли выработать некой корпоративной нормы, в том время как антирусские силы сумели выдвинуть некий единый фронт, прежде всего идеологический.

(Своими ушами слышал рассуждения русских православных патриотов Украины о том, что РФ – это «точно такая же Хазария», а также коммунистических патриотов о том, что РФ – это «точно такой же олигархат» и т.д. и т.п.)

То же самое, кстати, было и в Югославии. Хорваты десятилетиями работали над выработкой этой самой корпоративной нормы, а сербы дробились и до сих пор продолжают дробиться на политические секты.

А.Т.: Но, помимо идеологических разногласий, которые разобщают, есть и другие причины распыления православно-патриотических сил. Ещё одна причина основана на гордыне и амбициях, на желании стать «общественным деятелем», «главой», «председателем», «президентом» собственной общественной организации, «общероссийской» или даже «международной», и вовсе неважно, что такие организации нередко состоят, образно говоря, из «двух с половиной человек». Такие организация превращаются в кружки по интересам и в силу своей малочисленности не способны влиять на политику, на законодательство, на общественную жизнь. Выделиться и быть замеченным можно только скандалом либо иными постмодернистскими формами (перформансы, флешмобы и т.д.).

Православные патриоты как будто бы не понимают, что их сила в единстве, что распыление их обессиливает и делает смешными в глазах общества.

Чем ты объясняешь неспособность патриотов к объединению? Одними лишь амбициями? Либо это проявление нынешнего состояния российского общества, для которого характерна атомизация, разрушение социальных связей, бесструктурность и т.д. и т.п.? С чем связаны бесплодные попытки православных патриотов создать гражданское общество? И нужно ли нам православно-патриотическое гражданское общество? Неужели мало Церкви как хранительницы традиций и ходатая?

П.Т.: Начнём по порядку. Амбиции, несомненно, имеют место, но дробление я бы связывал не столько с болезнью общества, чья ткань рассыпается прямо на глазах, а с феноменом психологии «воина св. войны». Тут уж, как говорится, «компромисс не для нас!»

Что касается попыток создания гражданского общества, то тут вообще получается некий род шизофрении. С одной стороны выступаем за самодержавие, подразумевая в качестве идеала сословное общество, с другой – мыслим категориями демократическими. Я не говорю, что демократия – это плохо или что сословное общество – это идеал, но просто напоминаю о раздвоенности. Об отсутствии понимания того – какой круг вопросов находится в компетенции той или иной общественной организации.

Мы же понимаем – если не будет инструментов коррекции, то государственная машина превратится в пресловутого Левиафана. И тут я не совсем понимаю – как Церковь сможет выступать в качестве ходатая? Церковь – это – в данном случае – кто?

Теоретически желательно, чтобы архипастырь становился печальником за свою паству, но все ли владыки обладают качествами, необходимыми для того, чтобы эффективно решать те проблемы, которые ставит перед нами злоба дня?

Поэтому, конечно, нужны общественные организации, способные грамотно решать недоуменные вопросы. Конкретные вопросы.

Но ведь наши православные общественники видят себя не в качестве промежуточного звена между православной частью общества и государственным аппаратом. А в качестве Минина и Пожарского.

Потому дело и движется слабовато.

А.Т.: Вернёмся к публикации «Медузы». Статья начинается утверждением о том, что в России наблюдается расцвет «консервативных и традиционалистских общественных движений». Однако её авторы, высмеивая эти самые движения, представляя их карикатурными, подталкивают читателя к противоположному выводу. Представлен не расцвет «консервативных и традиционалистских общественных движений», а беспорядочное, бесполезное мельтешение микроскопических организаций, возглавляемых неадекватными людьми. 

На твой взгляд, зачем вообще написана эта статья? Ведь это не тема «Медузы». А публикация, между тем, обстоятельная, довольно содержательная, правда, невежественная и полная передергиваний и подмен.

Либералы считают православно-патриотическое возрождение реальным? Или, напротив, уверены, что Святая Русь осталась в прошлом, а место Православию — в истории?

П.Т.: Четверть века назад один сотрудником соросовской конторы сказал мне слова, которые я нередко повторяю нашим соратникам:

«Вот вы, православные деятели, всё сетуете на таких-сяких неправильных журналистов, на неправильную культуру, которую телевизор показывает. А вот дай вам техническую возможность, сумели бы создать некую убедительную альтернативу?»

Что же касается «медуз», то если бы я был конспирологом, то попробовал бы встроить эту тему в конструкцию, напоминающую сюжет известного романа Аверченко «Шутка Мецената».

Т.е. некие недруги Русского Православно-Патриотического Дела сознательно раздувают влияние, которым якобы обладают наши разнообразные соратники. А затем эти креативщики дожидаются какого-нибудь громкого конфуза и устраивают свой камеди-клаб, в чём они, надо сказать, поднаторели. Выставив на всеобщее и безусловное посмешище весь тот корпус идей, который так или иначе связан с православной патриотической темой.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. в России наблюдается расцвет «консервативных и традиционалистских общественных движений». Однако её авторы

Враг хитёр и коварен. Тот враг,главный,невидимый. И движения эти о главном говорить не будут. Валерий Павлович Филимонов - один? В поле не воин.
электрик / 20.02.2020, 10:08

2. Православно-патриотический туман.

О чем сейчас нужно говорить? Что главное? Что происходит? Православный верующий Мишустин - глава Правительства. И уже лет через пять-семь,думаю,будут отменены наличные деньги. А там....эх, православные...
электрик / 20.02.2020, 09:38

1. Ребята, а вы вне "эпохи"?

Чем кумушек считать трудится...
Юрий Светлов / 19.02.2020, 16:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Валентинович Тимофеев
Судьи между Сциллой и Харибдой
КС России защитил право жертв домашнего насилия на огласку инцидентов
22.11.2024
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
Получить наследство, а не «кота в мешке»!
Госдума обязала нотариусов своевременно информировать наследников о неисполненных кредитных обязательствах наследодателя
13.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Головотяпство ненаказуемо?
Местные чиновники отказываются выполнять поручение Президента о выдаче многодетным семьям обустроенных земельных участков
19.10.2024
Все статьи Александр Валентинович Тимофеев
Павел Вячеславович Тихомиров
Почему украинцы не хотят в РФ
Украина вернётся в Русский мир только тогда, когда у нас закончится подзатянувшийся «новый НЭП»
09.12.2024
«Дьявольский сон»
Глава из романа
09.12.2024
Аргументы сторонников «похабного мира»
Нужен ли договор с Украиной?
03.12.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Закон о семейно бытовом насилии
Выдавливать из себя по капле Запад
Размышления по поводу одного законопроекта и информационной политики государственных СМИ
13.12.2024
Беда дочерей о. Даниила Сысоева
Девочки обвиняют отчима в многолетнем сексуальном насилии
08.04.2024
«Насилие насилию рознь»
Проблему ювенальной юстиции нужно решать, исходя из необходимости по возможности сохранить семью
06.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
При нынешней системе проблему демографии не решить
Новый комментарий от РомКа
14.12.2024 09:46
Смысл поражения Православной монархии
Новый комментарий от Александр Волков
14.12.2024 09:39
Заимствование политических форм небезобидно
Новый комментарий от Александр Волков
14.12.2024 09:01
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 09:00
«Крымский» сценарий в Сирии
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 07:59