22 января кафедра общей и социальной педагогики педагогического факультета ПСТГУ в рамках XXX Ежегодной богословской конференции провела секцию «Актуальные вопросы воспитания патриотических ценностей у учащихся в системе общего образования».
Конференцию открыл её руководитель – Абрамов Сергей Иванович, кандидат педагогических наук, религиовед, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики ПФ ПСТГУ.
Во вступительном слове Сергей Иванович отметил о важности вопроса воспитания патриотизма с момента рождения человека.
Детская библиотека №128 – Культурный центр М.А. Шолохова представила свою презентацию на тему «Реализация патриотического направления работы в библиотеке с казачьим компонентом».
В своём выступлении мною была поднята важная проблема воспитания детей через изучение культуры казачества. Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания молодежи является использование культуры и традиций казачества. Также мною были представлены некоторые формы работы, используемые в библиотеке.
Особое внимание мною было уделено вопросу возрождения казачества в России. Ведь в этой связи закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью.
Одним из самобытных разделов в истории отечественной педагогической мысли является воспитательный опыт казаков. Казачество, как часть русского народа, имеет богатейшую историю, свой неповторимый национальный колорит, основой которого является самоотверженное служение Родине. Казаки, как носители духа свободы и воли, веками вели вооруженную борьбу на границах русского государства, отстаивая его независимость и интересы. Казачество в своей истории прошло несколько различных этапов, от беглых бунтарей, нередко подрывающих устои Российского государства, до наделенного дарованными государством правами и обязанностями – военного сословия, являющегося опорой дореволюционной России.
Право на самобытную организацию общественного устройства казачество отрабатывало пожизненной военной службой. Особый уклад жизни казаков выработал у них своеобразные ценности, определяющие приоритетные направления во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в подготовке подрастающего поколения.
Основой воспитательной системы казаков были религиозно-нравственные и военно-патриотические традиции, которые передавались из поколения в поколение, являлись истинными духовными ценностями русского народа.
Казак со дня своего рождения и до глубокой старости воспитывался в духе самопожертвования, готов был отдать жизнь за «веру, царя и Отечество».
Семья, социальная среда, государственные институты оказывали целенаправленное воздействие на становление личности казака, формируя идеал человека: труженик, семьянин, воин, гражданин. Обучая всем укладом семейной жизни, казаки стремились воспитывать в детях чувство долга перед семьей и Отечеством, уважение к старшему и ближнему, отвращение к злу и неправде. Учили радоваться удачам, достойно преодолевать трудности, ценить дружбу, мир и порядок. Казачьи семейные традиции наполнены обрядами и ритуалами приобщения ребенка к образу жизни предков. Родители стремились воспитать из мальчика воина, из девочки - достойную супругу казака, способную стойко переносить длительные отлучки мужа или сына, самостоятельно вести хозяйство, воспитывать детей.
Огромное значение для воспитания подрастающего поколения имел пример старших. Слушая рассказы взрослых о былых делах, или встречая возвратившихся с войны или службы казаков, казачата стремились подражать им в лучшем, перенимали манеру поведения, осознавали свою принадлежность к казачьему роду. Обычаи, созданные всем укладом станичной жизни, религиозно-нравственные заветы, воплотившиеся в «Кодексе казачьей чести», соблюдались строго и носили характер местного закона.
Только лишь при соблюдении и использовании этого кодекса, его принципов в воспитании подрастающего поколения, совместными усилиями возможно воспитание патриота своей страны.
Детская библиотека №128 – Культурный центр М.А.Шолохова активно участвует в данной работе, сотрудничая и с «Союзом казаков-воинов России и Зарубежья», и с Землячеством Ростовчан «Донская станица», и с МГУТУ им. Разумовского (ПКУ), и т.д.
При таком партнёрстве в деле воспитания духовно-нравственного начала детей результаты должны быть только положительными.
Конференции подобного рода – отличный «толчок» для активизации работы на всех уровнях воспитания.
Выступления участников встречи вызвали ряд открытых диалогов, вопросов и даже споров.
Бредихин Антон Викторович, кандидат исторических наук, главный редактор журнала «Архонт», заведующий Детской библиотекой №128 – Культурным центром М.А.Шолохова, советник Верховного Атамана Союза казаков-воинов России и Зарубежья
1. Не согласен!