15 января 2020 года Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию. Еще до его оглашения многие высказывали мнение, что в Послании будет уделено много внимания социально-экономическим проблемам, особенно доходам граждан. Но произошедшее удивило не только простых граждан, политологов и политиков, но и похоже многих чиновников самого высшего уровня. Президент предложил внести существенные поправки в Конституцию России. А последовавшая после Послания отставка Правительства просто взорвала общественное мнение. Вал комментариев в различных профессиональных СМИ и частных блогах, в большинстве из них сразу же было объявлено, что все президентские предложения мотивированы так называемым Транзитом 2024, то есть приготовлением Президента к году, когда истекут его полномочия, чтобы каким-то образом осуществить передачу и/или сохранение своей власти. Оценки при этом давались как позитивные, так и негативные. Гораздо меньшее количество комментариев все же увязывало такое сенсационное Послание с сутью самого текста, в котором фактически были объявлены: новое государственное устройство, новая государственная внешняя и внутренняя политика, новая социально-экономическая политика. Признавая мнения о Транзите 2024 как важном факторе в Послании, все же хотелось бы присоединиться к тем, кто увидел в последних событиях гораздо более глубокие и масштабные сущности, то есть что Послание было посвящено не судьбе действующего Президента, а судьбе России. И возможно, даже попытаться дать ответ - почему именно теперь, почему именно так, и почему так скоротечно.
Президент, как и любой руководитель государства, формируя свое мнение относительно того что необходимо, учитывает обязательно как внешнюю, так и внутреннюю ситуацию. Попробуем встать на его позицию.
Что же мы видим вовне? Мир продолжает наполняться противоречиями и конфликтами. Они обостряются на всех континентах. Во многих точках вспыхивают военные столкновения. Ближний Восток буквально полыхает. Недавно мы были свидетелями драматических событий вокруг Ирана, которые многие называли началом Третьей мировой войны. С другой стороны во многих странах все чаще происходят социальные волнения, часто перерастающие в перевороты и революции. Также мы видим постоянные межгосударственные экономические конфликты, торговые и валютные «войны». С чем это связано?
За всем этим стоит серьезный процесс кризиса мировой системы и устройства государств, которые сложились в 20 веке. В веке, в котором темп прироста энергетических ресурсов, и следовавшей за ним индустриализации, создавали колоссальный спрос на человеческий труд. Под это создавались и расширялись города с развитой и богатой социальной инфраструктурой в образовании, здравоохранении, науке, в социальной сфере. Человек был фактором экономического роста, государства в него вкладывались. Но последние несколько лет ситуация кардинально изменилась. Взрывной рост технологий, которые все больше заменяют человека в экономике, сокращение природных ресурсов, продолжающийся рост населения в Азиатском и Африканском регионах, при сокращении его в Северных странах, превратили человека из фактора роста, в фактор серьезных затрат и диспропорций для государства.
В этой ситуации одни государства пошли по пути сокращения социальных расходов, а другие, более сильные, стали разными способами пытаться решать проблемы за счет других. Поэтому мы видим в одних странах волнения, а у других политику протекционистских ограничений и агрессивных действий. И этот мировой тренд будет только усиливаться. Россия же, как фактически сырьевая страна, находится в довольно уязвимом положении в ответе на этот тренд, и сразу по нескольким аспектам: мы имеем стагнирующую уже несколько лет экономику, то есть мы серьезно ослаблены, особенно технологически; мы имеем демографический спад, то есть нарастающий национальный кризис удержания территорий и миграции; мы имеем серьезное внешнее давление последних лет, которое постоянно сужает зону наших жизненных интересов и перспектив; и мы имеем население, которое имеет довольно серьезную традицию второй половины 20 века в понимании нормальной социальной стабильности и обеспечения, которую многие еще не забыли, и поэтому любые социальные сокращения воспринимаются крайне болезненно.
Что же внутри? Несомненно, один из самых значимых и при этом негативных моментов – это плохо работающая государственная машина, особенно в части социальных и экономических дел. Прошло уже два года, как Президент провозгласил Прорыв и запуск ряда национальных проектов, но ничего существенного не произошло. Отдельные успехи и достижения картину не меняют. Пенсионная реформа, сокращение других социальных обязательств, повышение налогов и цен, падающие доходы, проблемы в образовании, науке, культуре, обветшалость системы здравоохранения и многое другое, привели к падению рейтинга всех государственных и политических институтов. Партия власти стала терпеть на выборах одно поражение за другим. Рейтинг Президента также пополз вниз, при этом возросла протестная активность на улицах в столице, в регионах, и по разным поводам.
Если охарактеризовать вышесказанное кратко, то вовне России дело идет к Большой войне, а внутри - к социальному взрыву, по разным причинам и темам.
Теперь, если вы прочтете Послание Президента, то вы увидите его довольно логичным и актуальным как по содержанию, так и по скорости последовавших событий. Действительно, медлить уже было нельзя. Фактически речь идет о сложившейся классической революционной ситуации. Власть перестала сильно отвечать народному запросу. И это опасно и для России, и для власти. Дело в том, что революционная ситуация в любом случае всегда потребует своего разрешения, и если власть не успеет или будет не успевать ее разрешить, то она разрешится иначе, и такой вариант почти всегда сопровождается еще более трагичными и негативными явлениями.
Поэтому Владимир Путин в настоящих русских традициях начал революцию сверху. Вообще, это заметил еще Максимилиан Волошин, оценивая революционные события начала прошлого века, он писал: «Если нам удастся отрешиться от круга интеллигентских предрассудков, в котором выросли все мы — родившиеся во вторую половину XIX века, то мы должны признать, что главной чертой русского самодержавия была его революционность: в России монархическая власть во все времена была радикальнее управляемого ею общества и всегда имела склонность производить революцию сверху, старалась административным путем перекинуть Россию на несколько столетий вперед согласно идеалам прогресса своего времени. Так было во времена Грозного, так было во времена Петра».
Так что же объявил Президент? Вот пункты его революционного Послания:
- Государство восстанавливает свой полный суверенитет и снимает барьеры для внешней борьбы за свои жизненные интересы;
- Государство национализирует властную элиту;
- Государство возвращается к социальной и демографической политике;
- Президент меняет слабое Правительство на высокотехнологичное для быстрого рывка в реализации национальных проектов, улучшения социально-экономической ситуации и сокращения технологического отставания;
- Президент вводит новую модель государственного управления, которая по плану должна привести к новой консолидации и эффективности власти, но через новое же распределение на властную специализацию.
Насколько понятными, своевременными и результативными будут эти шаги, покажет время, но от того, как они сработают или не сработают, будут приняты или не приняты народом и/или властью, а еще и будут оспариваемы и атакованы, зависит уже судьба не Президента, а судьба России.
Александр Вячеславович Руденко, публицист, член правления Московского отделения «Русского Собрания»
1. Социалистическая революция сверху