Рождественское, как его остроумно окрестил профессор В.Н. Расторгуев, Послание Президента закономерно оказалось в центре общественного внимания. И это вполне ожидаемо, поскольку предложения, озвученные в этом послании Президента, существенным образом изменят положение в стране. Кто-то уже называет это «революцией сверху», и такие оценки вполне уместны. Конечно, в том только случае, если эти идеи Президенту России удастся осуществить.
Естественно, в центре внимания политически активной части общества оказалась, прежде всего, конституционная реформа и неожиданно последовавшая за Посланием Президента отставка Правительства. В предполагаемой реформе внимание политологов и журналистов привлекает больше конструкция политической системы, которую намерен реализовать Владимир Путин.
Почему-то отходят на второй план самые существенные предложения по изменению Конституции. А именно - провозглашение приоритета национального права над международным и запрет на двойное гражданство для чиновников и депутатов. Недавно Владимир Путин наделал шуму, заявив, что эпоха либерализма заканчивается. Теперь он окончательно хоронит глобализм. Никакой глобальной деревни не будет, мы защищаем своё правовое пространство от вторжения разрушающих традиционные институт правовых мер западной цивилизации. Ну а вторая мера, будем надеяться, что в результате общественной дискуссии она дополнится запретом занимать государственные должности тем, у кого дети имеют гражданство чужих государств, серьёзно нравственно оздоровит национальную элиту. Человек, идущий на государственную службу, должен служить своей стране, а не рассматривать свою должность как средство зарабатывания денег.
Это, поистине, революционные предложения. Представители патриотического сообщества на протяжении многих лет обращались к власти, говорили, писали, вопияли о необходимости устранения изъянов Основного закона. И вот свершилось...
Кто-то скажет, что в предложении Президента нет идеи отмены пункта 2 13-й статьи Конституции, запрещающей идеологию: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Полагаю, что это и не особенно важно в нынешней ситуации, хотя, конечно, не мешало бы исключить из Конституции пункт о запрете на государственную идеологию, лучше просто умолчать об этом, - не провозглашать государственную идеологию, но и не утверждать, что запрещается её иметь. Важно другое, - кто на практике будет руководить сферой средств массовой информации, культуры и образования. К примеру, сейчас идеология у нас по Конституции официально запрещена, но, тем не менее, в реальности открыто и беспрепятственно пропагандируются ценности либеральной идеологии - через СМИ, через культуру, через образование (по крайней мере, до того времени, пока министром не стала Ольга Васильева). Либералы, занимающие до сих пор ключевые посты в идеологической сфере государства, навязывают свои идеи, хотя Конституцией запрещается любая государственная идеология, в том числе и либеральная. Поэтому в вопросе идеологии важно, кто будет занимать министерские должности и какую политику станут проводить эти люди.
Если предложения Президента, озвученные в его послании, будут реализованы, то Россия, фактически, превратится в полноценное государство-цивилизацию. Россия возвратится к себе! Прекратится неестественное состояние, когда страна много лет стояла врастопырку. Когда, с одной стороны, мы провозглашали опору на традиции, вековые национальные ценности, защищали на бумаге традиционные институты, а с другой стороны, спокойно разрешали действие внутри страны тех пунктов, так называемого «международного права», которые эти традиционные институты и ценности разрушали. Позволяли всякого рода либеральным лоббистам успешно функционировать в России.
Я бы обратил внимание также и на такой важный пункт послания Президент, как возвращение института классного руководителя в школе. Мы долго бились за ликвидацию либеральной догмы, что школа должна обучать, а не воспитывать. Наконец, удалось добиться, чтобы официально было признано, что власть ошиблась, изгоняя воспитание из школы. Была принята «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации». Однако либеральное лобби постаралось оглупить идею, не наполнив Стратегию реальным содержанием. Что воспитывать и как воспитывать? И кто должен воспитывать? Теперь с возвращением полноценного института классных руководителей эта проблема, даст Бог, начнёт решаться.
Если учесть, что все эти новации принимаются на фоне развернутый программы по решению демографической проблемы, то вполне уместно говорить о движении России по пути к превращению в государство-цивилизацию. Опять же с оговоркой, если все эти идеи Президенту удастся реализовать.
Многие отмечают, что вопросам демографии в послании уделено огромное место. Некоторые даже называют предложения Президента «Социальной революцией Путина». Между тем, понятно, что демографическая проблема не может быть решена только путём материальной помощи семьям. Нужна серьёзная пропагандистская и идеологическая работа, которая должна стать составной частью реализации политики по преодолению демографического кризиса. Если у нас, по-прежнему, через средства массовой информации будет пропагандироваться разврат, блуд, бездетность, «свободные отношения», никакие материальные меры не помогут решить проблему демографии.
Теперь о тех предложениях Президента, которые меняют политическую конструкцию страны. Что фактически предлагает Президент? Президент предлагает усилить Государственную Думу, - теперь она будет не только согласовывать, но и утверждать Главу правительства, а также всех министров, кроме руководителей силовых ведомств. Таким образом, Правительство будет целиком зависеть от Государственной Думы. Это практикуется в классических парламентских республиках. И многие тут же заговорили, что Путин предлагает превратить Россию в парламентскую республику, а сам, мол, планирует стать председателем Госдумы. Но Президент в послании специально оговаривается, что страна должна остаться президентской республикой.
И если посмотреть на всю совокупность мер, предложенных Главой государства, это вовсе не выглядит лукавством. Ведь кроме Государственной Думы планируется усилить и Совет Федерации, с которым теперь Президенту необходимо согласовывать руководителей всех силовых ведомств, а значит, придётся считаться с мнением сенаторов.
Но, что ещё важнее, за Президентом остаётся по Конституции право увольнять всех высших должностных лиц, в том числе и с формулировкой за «утрату ими доверия Главы государства». То есть у Президента остаются существенные полномочия.
Самое загадочное и важное новшество - расширение полномочий Государственного Совета. Пока об объёме полномочий ничего не говорится, но весьма возможно, что Государственный Совет станет одним из главных государственных институтов.
Что всё это означает? Это означает, что создаётся искусная система сдержек и противовесов. Можно сказать, что мы получили, наконец, ответ на вопрос по поводу преемника Владимира Путина. Вопрос, который активно и увлечённо обсуждало политическое сообщество в последнее время. Теперь понятно, что преемником Путина будет привычный для политической практики нашей страны, особенно недавнего прошлого, некий коллегиальный орган, что-то типа Политбюро времён Советского Союза. Причём, эта модель может работать как при участии самого Владимира Путина, скажем, в должности председателя Государственного Совета с расширенными полномочиями, так и без участия Путина, если он посчитает возможным уйти на заслуженный отдых и оказывать только неформальное влияние на политику. Предложенная Путиным политическая конструкция препятствует узурпации власти одним из государственных институтов.
А что самое главное, Путин создаёт механизм восстановления новой российской (евразийской) империи, восстановления России в её исторических границах. Поскольку теперь вступающие в новое союзное государство постсоветские республики могут сохранять институт президентства у себя, а объединяющую роль в этих условиях будет играть Государственный Совет с главами регионов в его составе. Таким образом, предлагается мягкая модель реинтеграции имперского пространства, по сути реинтеграции великой России.
Это очень важно, поскольку мы наблюдали, что одним из существенных препятствий для создания союза России и Белоруссии стал именно вопрос о будущем президента Белоруссии, который никак не хочет расставаться с должностью президента. Поэтому такой мягкий вариант, который предлагается новой Конституцией, предполагает как раз решение этой проблемы. Таким образом, можно сказать, что Путинская конституция, в отличие от ельцинской, станет конституцией реинтеграции постсоветского пространства.
P.S.: А что самое замечательное в конституционных преобразованиях Путина, - он одним махом разрушил все планы мировой закулисы по либеральному сценарию транзита власти в России. А ведь он уже начал реализовываться «семейными», связанными глобальными силами. На поверхность вдруг вышли подзабытые Волошин и Юмашев.
Сначала они нанесли удар по Собянину летними беспорядками в столице и фактическим провалом выборов в Мосгордуму. Затем провернули комбинацию по избранию Волошина секретарём экспертного совета при Правительстве с солидными полномочиями, явный сигнал на подготовку транзита в пользу Медведева, которого при этом со всех сторон «обложат» либералы.
Весьма вероятно, под этот сценарий приехал и новый американский посол.
А Путин всё это изящно разрушил.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России