В середине 60-х гг. в России (тогда СССР) демонстрировался в режиме ограниченного показа американский фильм режиссера Джона Форда (ирландца по происхождению) «Человек, который убил Либерти Вэланса». Сюжет фильма таков. Середина восемнадцатого века. В провинциальный американский городок приезжает начинающий молодой адвокат, который и знакомится в городке с красивой девушкой, работающей в местном баре.
По ходу фильма герой картины ссорится с местным бандитом, циничным и отвязанным Либерти Вэлансом. И когда, наконец, бандит хочет разделаться с адвокатом, то ранит его в руку, но, затем сам же и падает, сраженный пулей.
Спустя некоторое время в городке проходят выборы делегата в центральные административные органы государства – Америка. Т.е. делегат от города может стать сенатором. Один из двух кандидатов – молодой адвокат, герой картины. Но ему ставят в упрек беззаконное убийство бандита Либерти Вэланса. Кульминационный момент фильма – в убийстве бандита признается приятель адвоката, «подстраховавший» своим ружьем друга во время этого неравного (адвокат ранен в руку) поединка. И адвоката выбирают делегатом, впоследствии ставшим сенатором конгресса страны.
Зритель искренне переживает драму приятеля адвоката, которого грызет совесть за «нечестное» убийство бандита, и вместе с ним зритель вздыхает с облегчением, когда приятель признается в этом убийстве. Вот, собственно, и весь сюжет.
Автору припомнился этот фильм после циничного - по существу – убийства иранского генерала Касема Сулеймани. Америка и Иран не находятся в состоянии войны. И, тем не менее, что «интересно» - глава государства США сам же и признается (и хвастается) в этом убийстве. Автору кажется, что после этих событий каждого второго должна была бы «охватить оторопь»! Типа – не может быть, главу государства подставили. Это, наверное, какая-то ошибка!
Да, нет, никакая это не ошибка. Президент США сам же и гордится «достигнутыми результатами». Тогда, что? Эти «достигнутые результаты» это уже – норма жизни?
Норма международной политики?
Есть над чем призадуматься.
До чего же ты дошла – Америка!
Еще в середине прошлого века ты еще могла мучиться «угрызениями совести» по поводу нечестно убиенного (виртуального – в фильме) отвязанного бандита Либерти Вэланса (в фильме Джона Форда, вышедшего в 1962 году). А сейчас твоя «норма жизни» - убийство (реального – не в фильме) государственного деятеля, иранского генерала, находящегося при исполнении служебных обязанностей. Страны, с которой ты, Америка, не находишься в состоянии войны?
Ну, что же, российские дипломаты и студенты, только еще обучающиеся на дипломатов, записывайте это в своих конспектах: Америка, страна, где степень лицемерия и фарисейства дошла до своей критической точки; и где все человеческие законы и уложения заменяет культ Кольта и только один закон – «Кому выгодно».
Нет, поправка: не «где степень лицемерия и фарисейства дошла до своей критической точки…», а «где степень лицемерия и фарисейства перешла все человеческие границы…».
В 1962 году в США еще мог быть поставлен такой фильм, как «Человек, который убил Либерти Вэланса».
Сейчас – нет!
Да и режиссера такого сейчас бы в стране – не нашлось!
Уткин Юрий Герасимович, публицист