Сегодня темой обсуждения Балканского Клуба «Русской Народной Линии» является острейшая проблема, с которой столкнулась Сербская Православная Церковь (СПЦ) в Черногории – нестроения, связанные с тревожным ожиданием принятия Закона, резко осложняющего жизнь СПЦ в Республике Монтенегро, взявшей курс на радикальное дистанцирование от всего, связанного с общесербским духовным и культурным единством.
На вопросы известного русского сербоведа, помощника главного редактора РНЛ Павла Вячеславовича Тихомирова отвечает наш постоянный собеседник сербский юрист, профессор Зоран Чворович.
Павел Тихомиров: Уважаемый господин Чворович, что происходит сейчас в Черногории?
Зоран Чворович: В Черногории обсуждается проект Закона о свободе вероисповедания.
Статья 62 законопроекта о свободе вероисповедания в Черногории предусматривает, что, если религиозная община не сможет доказать свое право собственности, государству будут принадлежать все религиозные объекты, построенные до 1 декабря 1918 года, а также религиозные объекты и земли, приобретенные и построенные за счет средств из государственного бюджета или на средства граждан. Это положение, а также некоторые другие положения этого Закона чётко показывают, что речь идёт о национализации, то есть процессе принудительной передачи церковной собственности в руки государства.
Церковная собственность, согласно церковным канонам, может использоваться только в церковных целях, поскольку она служит исключительно церковному богослужению и миссионерской деятельности. В связи с этим возможность Церкви свободно, без вмешательства со стороны государства (и в той форме, как государство это понимает), распоряжаться церковной собственностью, - является необходимой материальной основой свободы религии. Вот почему самый известный сербский канонист, д-р епископ Никодим (Милаш), приходит к выводу, что, когда государство начинает вмешиваться в имущественные дела Церкви, оно тем самым препятствует самой свободе вероисповедания, что и приводит к преследованию Церкви. И наоборот, когда с принятием Миланского эдикта в Римской империи прекратилось преследование Христианской Церкви (поскольку христианам была разрешена свобода вероисповедания), римские императоры начали принимать первые законы, гарантирующие Церкви неприкосновенность имущественных прав.
П.Т.: Получается, что Мило Джуканович решил порвать с древней традицией уважения имущественных прав Церкви и пойти по стопам секуляризаторов, открыто выступивших за ограничение свободы вероисповедания?
З.Ч.: Эта связь между нарушением права Церкви свободно распоряжаться имуществом и ограничениями свободы вероисповедания не скрывается режимом Мило Джукановича, поскольку собственность Сербской Церкви национализируется с помощью единого закона, который должен гарантировать свободу вероисповедания в Черногории.
Кроме того, у Сербской Церкви будет конфисковано имущество, которое государство Черногория и так не вернуло из того, что было конфисковано после Второй мировой войны, хотя известно, что свидетельства о праве собственности часто бывали утрачены во время войн и оккупации иностранцами, и, наконец, Церковь на протяжении многих веков владеет объектами, относительно которых по разным причинам она не сможет доказать свое право собственности в соответствии с положениями предлагаемого Закона.
П.Т.: После изгнания с территории Югославии нацистов и превращения Независимой Державы Хорватской в союзные республики СФРЮ (СР Хорватия и СР Босния и Герцеговина) на Сербскую православную Церковь обрушились новые гонения. Коммунисты Югославии оказались такими же последовательными сербоненавистниками, как гитлеровцы и усташи. У нас в России люди не понимают этого, полагая, что раз в Югославии церквей не взрывали, как в СССР, то и гонений там у вас якобы особых не было. С чего начались антиправославные гонения в социалистической Югославии?
З.Ч.: В новом времени все революционные режимы, от якобинского во Франции до большевистского в России и титоистского в Югославии, продолжение неопаганского гонения на Церковь Христову начинали с принятия закона о национализации церковной собственности. В исключительном научном исследовании «Сербская церковь в коммунизме и посткоммунизме (1945–2000)» было задокументировано биографом патриарха Павла Йованом Яничем в Югославии, преследование СПЦ началось с принятия «Акта о аграрной реформе» в 1945 году, когда у Сербской Церкви были конфискованы огромные активы по всей Югославии и, естественно, в Черногории. И хотя во время Второй мировой войны Сербская Церковь больше всего пострадала от хорватов в краях, отошедших к НДХ, самое кровавое преследование в послевоенной освобождённой Югославии пришлось пережить Сербской Церкви в Черногории, где коммунистами были убиты сотни священников и монахов, был убит митрополит черногорско-приморский священномученик Иоанникий (Липовац), а его преемник митрополит Арсений (Брадварович) был вначале приговорён к пяти с половиной годам лишения свободы, а после освобождения из тюрьмы он был изгнан из Черногории.
В то время как Сербская Церковь во время правления Броза на территории Черногории пережила террор, подобный тому, что имело место в НДХ, Исламская община и Римско-католическая церковь не испытывали и доли таких страданий. Более того, митрополит Арсений был осужден за «распространение религиозной ненависти по отношению к католикам».
П.Т.: Т.е. уже имеется опыт применения двойных стандартов, стандартов, имеющих признаки неприкрытой сербофобии. К чему, на твой взгляд, могут придраться идеологи Монтенегрианства в первую очередь?
З.Ч.: Учитывая печальный опыт прошлого, мы можем со всем основанием предположить, что в будущем может случиться так, что епархии СПЦ в Черногории потеряют статус легальных сообществ. Осуществить это, пожалуй, смогут использовав статью 30 Закона о свободе вероисповедания - за якобы распространение межнациональной розни среди черногорцев. Именно так может быть истолкована, например, убеждённость в том, что черногорская нация является сфабрикованной, что черногорцы – это часть сербского народа. И если священник осмелится публично оспаривать существование ложной черногорской нации, то к нему будет применена указанная статья.
Учитывая преследование, которому подвергалась СПЦ в период с 1945 по 1990 год, предполагаемое равное отношение ко всем религиозным общинам в соответствии с проектом Закона о свободе вероисповедания представляет собой дискриминацию в отношении СПЦ.
Это абстрактное юридическое равенство является ложным, поскольку положения предлагаемого закона в значительной степени не будут применяться к Римско-католической церкви и исламскому сообществу, поскольку они уже урегулировали свои отношения с государством Черногория посредством специальных соглашений. То же самое режим Мило Джукановича не хотел делать с СПЦ.
Все эти факты показывают, что режим Мило Джукановича, диктаторский, анти-сербский и, прежде всего, богоборческий в той степени, в которой таковым был также режим Иосипа Броза. Сербская Церковь является главной мишенью для Джукановича, так же как и Броза, поскольку ложная черногорская идентичность не может быть создана, пока в Черногории существует сильная Сербская Церковь и самые большие святыни в её руках, такие как Острожский монастырь (XVII век), монастырь Пива (XVI век), Морацкий монастырь (XIII век) и Цетиньский монастырь (XV век), которые являются одновременно доказательством непрерывного восьмивекового присутствия Сербской Церкви в Черногории, а также доказательством того, что черногорцы принадлежат к сербскому национальному бытию. Поскольку на православном Востоке нации фабриковались именно в рамках Автокефальных церквей, сегодняшние создатели новых псевдонаций на сербском и русском национальном пространстве пытаются обеспечить эти нации автокефальными псевдоцерквями.
П.Т.: Неужели Джукановч намерен действовать так прямолинейно? Просто отберёт у митрополита Амфилохия и отдаст Мирашу?
З.Ч.: Уверен, что Джуканович не намеревается просто взять - и насильственно захватить эти святыни, чтобы передать секте Мираша Дедеича, т.н. Черногорской православной церкви, организации без какого-либо влияния и авторитета в народе. Эта парацерковная организация, основанная полицией Джукановича, выполняет ту же функцию, что и Закон о свободе вероисповедания.
П.Т.: …Исполняет функцию инструмента давления.
З.Ч.: Ими антисербский режим Джукановича оказывает воздействие на Митрополию Черногорско-Приморскую, чтобы юридическим и явным информационным давлением довести её до состояния полной неуверенности - правовой и финансовой беззащитности и, в то же самое время, - до состояния зависимости от милости отдельных представителей государственной власти.
Поэтому епархии Сербской Православной Церкви в Черногории будут формально лишены права собственности на самые важные храмы, самые большие святыни, так же, как и на самые большие источники дохода, так как Сербская Церковь будет в соответствии с Законом облагаться налогом. Кроме того, будут продолжаться преследования священников и монахов, которые не являются уроженцами Черногории.
Тут важно отметить особо вот какой момент. Я, будучи представителем братства Чворовича из Жупы Никшичской, которому лично Св. Петар Цетиньский пожаловал знамя, которое братство пронесло от битвы с турками под Крусами в 1796 году до Первой Мировой войны и битвы на Гласинце против Австрийцев, - отвергая черногорскую несербскую национальную идентичность, ничего не высказываю против державной независимости Республики Черногории.
П.Т.: Что является стратегической целью такой церковной политики?
З.Ч.: Конечная цель состоит в том, чтобы посредством такого жесткого давления вынудить духовенство Митрополии Черногорско-Приморской - сначала из страха, а затем из чувства безвыходности, да и по привычке - принять ложную черногорскую национальную идентичность и постепенно – одну за другой - лишать епархии в Черногории признаков сербской идентичности.
П.Т.: В этом вопросе я – пессимист. На Украине это удалось. И хотя рядовые прихожане УПЦ всё ещё считают себя чадами Московского Патриархата, официально УПЦ – точно такая же «украинская церковь», как и пока что полупризнанные раскольнические группы, поддерживаемые официальным Киевом. И когда националисты предложили нашим единоверцам на Украине быть последовательными и признать себя «Русской Православной Церковью в Украине», это предложение везде и всюду преподносилось как акт унижения, как некий аналог «жёлтых магендовидов», навязываемых нацистами евреям. Так что я убеждён – пройдёт совсем немного времени, и не будет никакой проблемы с Сербской Церковью в Республике Монтенегро. Будет Черногорская церковь. И выстроена она будет не на основе секты Мираша, а на основе надломленной Черногорско-Приморской Митрополии.
З.Ч.: Связь между ложной черногорской идентичностью и римско-католической хорватской политической программой лучше всего иллюстрируется следующим фактом. Сегодняшняя антисербская Черногория - не наследница государственности Черногории династии Петровичей, потому что эта государственность имела сербскую идентичность, а также черногорское население в то время, но наследница государственной традиции Брозовской Социалистической Республики Черногории, конституционная идентичность которой опиралась на тогдашнюю коммунистическую черногорскую нацию.
Черногория, как отдельная государственная единица в югославском государстве, регулируемом федеральным законодательством, с несербской конституционной и национальной идентичностью, впервые была предусмотрена конституционным проектом хорватских партий, собравшихся вокруг т.н. Народного клуба, который был представлен Учредительному собранию королевства СХС в 1921 году.
Положения этого проекта Конституции, касающиеся федеральной организации югославского государства, были по существу приняты в первой Конституции коммунистической Югославии, которая, как и проект хорватских партий 1921 года, предусматривала разделение государства на шесть федеральных единиц. Таким образом, при помощи англичан и советского коммунистического руководства Броз фактически достиг целей хорватской национальной политики по дроблению сербского пространства и формированию за счёт сербов отдельных несербских государственных единиц, таких как Черногория.
П.Т.: На развалинах Сербии. За счёт Сербии. Против Сербии.
З.Ч.: Смена национальной идентичности в Черногории — это длительный исторический процесс. Который будет представлять собою комбинацию физического давления, шантажа и вероломной ассимиляции. Следовательно, национальная идентичность сербов в Черногории и права сербской церкви не могут быть защищены компромиссами с ложной черногорской идентичностью и политической торговля с диктаторским и антисербским режимом Мило Джуконовича. Но только решительным исповеданием сербства, сопротивлением насилию силой. Ведь законы, отнимающие естественные, Богом дарованные права, такие как свобода вероисповедания, на самом деле являются беззаконием тирании, на которую нужно ответить всеми доступными средствами.
Для того чтобы такая борьба увенчалась успехом, в дополнение к решимости сербов в Черногории, которая и после десятилетий преследований всё ещё находится на завидном уровне, необходимо иметь решительную поддержку Сербии. Однако белградский режим, воплощённый в Александре Вучиче, хотя и имеет конституционное обязательство защищать интересы сербов за рубежом, не сделал ничего конкретного, чтобы помочь Сербской Церкви в Черногории.
Оправдывая невозможностью вмешательства во внутренние дела Черногории, Александр Вучич придерживается принципов регионального сотрудничества, установленных Брюсселем и Вашингтоном. Суть тут такова: отказаться от идеала стремления к общесербскому объединению, признать легитимность насильственно созданных NATO на обломках Сербии государств. А дальше уже время будет работать на растворение сербов в несербских идентичностях.
Мило Джуканович и Александр Вучич связаны теми же западными наставниками и принадлежностью к единому балканскому преступному спруту. Влияние джукановичевской мафии в Сербии огромно, она контролирует торговлю наркотиками, торговлю недвижимостью, неторопливо совершает ликвидацию Сербии.
П.Т.: Покушение на Давидовича их рук дело?
З.Ч.: Вероятно.
Черногорская мафия в Сербии, которая, к сожалению, не может контролироваться её системой безопасности, является идеальным инструментом для создания хаоса, беспорядков и разложения власти в Сербии.
П.Т.: Британский след… «Неджентльменское ведение войны»
З.Ч.: Классика жанра.
П.Т. Подытожим сказанное.
З.Ч.: Когда в результате применения Закона наиболее важные монастыри в Черногории станут формально принадлежать государству, тогда и без физического изъятия этих храмов из рук СПЦ, у государства появятся инструменты для десербизации этих храмов. Якобы во имя защиты культурных ценностей Черногории будет запрещено вывешивание флагов и гербов Сербской Православной Церкви, будут удалены тексты, указывающие на то, что речь идёт об общесербском культурном наследии.