65 лет назад, 21 декабря 1954 г., скончался выдающийся русский философ ХХ века Иван Александрович Ильин (род. в 1883 г.). Он был в числе тех 160 деятелей науки и культуры, которых большевики назвали «особо контрреволюционными элементами» и в 1922 г. выслали из страны. В эмигрантской среде он оказался одним из немногих, кто служил не партиям или политическим группировкам, погрязшим в пустых спорах и конфликтах, а России и русскому народу.
Много лет проработав профессором Русского университета в Германии, Ильин, в отличие от генерала Краснова, не питал никаких иллюзий в отношении «восточных» планов Гитлера, открыто говорил об антироссийской сущности германского фашизма, о том, что антикоммунистическая риторика фашистов есть ширма, прикрывающая истинную цель – захват России. В 1938 г., после вызова в полицию, он был вынужден бежать в Швейцарию, почти без гроша в кармане.
Коммунистический режим в России Иван Александрович считал террористическим. Отдавая должное промышленным и научным успехам Советского государства, он отчетливо понимал, что приспособление народа к этому режиму (как способ физического выживания) оказало пагубное влияние на национальный характер и русские духовные традиции.
В последние годы жизни И.А.Ильин опубликовал ряд коротких и ярких статей, вошедших потом в знаменитую книгу «Наши задачи». В одной из статей им был впервые введен в политический лексикон термин «мировая закулиса», ставший впоследствии, увы, так часто употребляемым. Многое, написанное Ильиным почти 70 лет назад, актуально и сегодня.
Ильин о русской и полурусской интеллигенции: «Болезнь, изводящая Россию, а именно: воинствующее безбожие; антихристианство; материализм, отрицающий совесть и честь; вселенское властолюбие, разрешающее себе все средства, – весь единый и ужасный недуг имеет не русское, а западноевропейское происхождение. В течение XIX-го века русская интеллигенция соблазнялась им как "последним словом передовой науки", мечтательно, сентиментально и безвольно заражаясь им. В XX-м веке – международная, полурусская интеллигенция, заражённая им до мозга костей, тупая, волевая и жестокая – пошла в грозный час мировой войны на штурм, захватила власть в России и превратила нашу страну в опытный рассадник этой духовной чумы. Эта-то чума и принесла нам все наши мучения и унижения».
Ильин о российских вождях и партийных главарях: «Вождь закаляется в деловом служении, волевом, мужественном, национально верном. Он сам стоит и сам идёт, потому что он политически дальнозорок и знает, что надо делать. Поэтому он не приглашает себе идеологов "выдумывать программу". Он твёрдо знает, что русское дело может делаться только русскими руками и не должно делаться по иностранной указке. Вождь служит, а не делает карьеру,… ведёт, а не нанимается к иностранцам. Иное дело партийные главари. Их движет не тревога за Россию, а беспокойство за себя…»
Ильин о русском национализме: «В противоположность всякому интернационализму, в противовес всякой денационализации, мы утверждаем русский национализм, исповедуем его и возводим к Богу. Каждый народ имеет национальный инстинкт, данный ему от природы (а это значит – и от Бога)… И у каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие… Национальное чувство есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ – к духовному расцвету».
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств