«Офицер должен быть твёрд в тех основах, на коих зиждется воспитание солдата, а эти основы суть:
1) преданность Родине до самоотвержения;
2) дисциплинированность;
3) вера в нерушимость (святость) приказания;
4) храбрость (решительность, неустрашимость);
5) решимость безропотно переносить труд, холод, голод и все нужды солдатские;
6) чувство взаимной выручки.
Первая группа черт - преданность Родине, дисциплина и вера в нерушимость приказа должны и могут окончательно утвердиться в выпускниках из училищ; при малейшем колебании в одной из этих основ молодой человек не может быть допущен до офицерского звания; пребывание такого офицера в воинской части с первых же дней может оказаться пагубным и для него самого, и для вверенных ему солдат».
М.И. Драгомиров («Офицерская памятка», 1888 г.)
Настало время подвести итоги.
Взаимоотношения старших и младших, командиров и подчинённых детально расписаны в Общевоинских и Боевых уставах, приказах, наставлениях.
Основа всего – общая модель: командир-единоначальник принимает решения, в их рамках отдаёт приказы и распоряжения подчинённым, и те их выполняют. На что именно командир принимает решение: парково-хозяйственный день, спортивно-массовое мероприятие, тактическое учение, специальная операция или общевойсковой бой, – значения не имеет. В случае негативного результата командир несёт ответственность за свою непредусмотрительность. Некоторые командиры, осознавая тяжесть «шапки Мономаха», стремятся переложить ответственность на старшего начальника или, что намного хуже, на своих подчинённых. При этом командир-единоначальник теряет свой авторитет в глазах людей, беззаветно шедших за ним, и превращается в «немогузнайку». Подчинённые, ощутив свою беззащитность под началом такого командира, будут впредь всеми правдами и неправдами саботировать выполнение любых его приказов – лишь бы не остаться «крайними». Именно поэтому «немогузнайки» как явление представляют для Армии исключительную опасность даже в мирное время, тем более – в условиях боевой обстановки, когда время на принятие решения крайне ограничено, а цена командирской ошибки многократно возрастает.
Командир в любое время должен быть готов принимать решения и отвечать за их последствия. Это первая аксиома.
Вторая аксиома: в своей деятельности командир должен обеспечить ясность наказания и справедливость награждения. В этом случае командирское спасибо для человека в погонах значит не меньше ордена, а командирский нагоняй за упущения воспринимается адекватно.
Третья аксиома – постоянная забота о людях: «Ты сначала накорми-напои, в баньку своди – а потом и требуй».
Четвёртая аксиома: личный пример командира.
Без этого НЕЛЬЗЯ.
Чтобы из молодого офицера вырос РУКОВОДИТЕЛЬ, а не «немогузнайка», нужно соблюдать эти аксиомы не «по особо торжественным случаям», а повседневно и неуклонно. Тогда между воспитателем и молодым офицером установится прочный контакт.
Если при этом избегать хамства и высокомерия, снисходительности и «сюсюканья», неизбежно возникнет взаимное доверие и стремление младшего подражать примеру старшего.
С первого дня совместной работы старшего и младшего первому следует всемерно способствовать развитию в молодом офицере чувства самоуважения как основы для развития всех других командирских качеств. При этом нужно умело создавать условия для развития инициативности. Стоит помнить, что «ершистость» и «бунтарство» молодого офицера могут быть как просто защитной маской от несправедливостей жизни, так и гипертрофированно развитым стремлением к командирской самостоятельности. Как правило, в последнем случае из «непослушного и увлекающегося лейтенанта» легче и быстрее вырастет зрелый и самодостаточный командир, чем из «просто послушного».
Но это будет не сразу, потребуются немалое время и терпение воспитателя. Следует избегать шаблонных индивидуальных бесед, предпочитая им неформальное общение, не уходить от «острых тем» и стараться давать практические рекомендации, как поступать в том или ином случае.
Попытки психологически «давить» на офицера при разборе его нецелесообразных действий (особенно в присутствии подчинённых) всегда будут иметь отрицательный результат. Но если делать упор не на недостатках, а на средствах их преодоления, то наверняка можно достичь взаимопонимания. Следует всемерно поддерживать в офицерском коллективе и среди подчинённых авторитет молодого офицера, стараться при этом проявлять тактичность. Если тянет «пометать громы и молнии» и «познакомить слушателей со всем богатством и разнообразием русского языка», то стоит помнить: в сиюминутной перспективе это иногда может дать временный эффект, в долгосрочной перспективе – совершенно неэффективно, бессмысленно и даже вредно. В идеале, вообще, следует избегать «форсировать тембр голоса».
В работе с молодыми офицерами максимум времени следует посвятить воспитанию в них решимости отдать приказ и нести на себе всю ответственность за его исполнение подчинёнными – до конца.
Помните: процесс обучения неизбежно сопряжён с риском для жизни и здоровья людей. Боевая учёба означает не отказ от опасных и рискованных ситуаций, это – строгое и разумное следование требованиям безопасности. При этом боевая подготовка должна быть возведена в культ и не подменяться ничем «сиюминутно выгодным». Ни в коем случае не позволяйте молодому офицеру заниматься упрощенчеством.
Сами создавайте СИСТЕМУ в обучении и воспитании своих коллективов и требуйте от подчинённых вам командиров (начальников) создания ими своей СИСТЕМЫ. Гибкой, разумной и устойчивой к внешним помехам.
Доверие не исключает контроля. Особенно при подготовке и проведении занятий по боевой подготовке с повышенным риском для жизни и здоровья, тем более – в боевой обстановке. Но разумный контроль не должен подменяться мелочной опекой, и только доверие способно развить офицерскую самостоятельность. Вмешиваться в сферу компетенции подчинённого вам командира (начальника) и, тем паче, ПОДМЕНЯТЬ ЕГО приведёт к появлению безынициативного НЕМОГУЗНАЙКИ. Приучайте молодёжь к спросу за конечный результат.
В общении нужно стараться избегать громких слов и патетики. Если этого избежать не удаётся, следует быть максимально убедительным, иначе прозвучит фальшиво и принесёт больше вреда, чем пользы.
На конкретный вопрос подчинённого всегда должен следовать конкретный ответ. Избегайте ответа «не знаю». Отучайте подчинённых давать такие ответы – как вам и другим начальникам, так и подчинённым.
Многое в молодом офицере становится понятным по тому, как он ведёт себя со своими подчинёнными.
Исключите любую меркантильность в общении с молодыми офицерами. В любом виде. Не берите грех на душу.
Не следует в офицерской среде потворствовать угодничеству, подхалимству и доносительству. Пока офицер молод, закладывайте в нём правильные привычки.
Для людей, которым предстоит выполнять задачу, она должна быть не только понятна, но и стать их внутренним убеждением.
Задача старшего начальника ВСЕГДА должна исходить из реальных возможностей, подготовки и обеспеченности подчинённых. Приучайте их при организации каждой задачи проводить полный цикл подготовки, при этом наиболее чётко увязывать вопросы всестороннего обеспечения, взаимодействия и связи.
Руководство данными советами позволит сократить в разы «тиражирование» «немогузнаек», столь разрушительно опасных сегодня для нашей Армии.
С уважением и пожеланием удачи.
Валерий Медведь, полковник в отставке, Сергей Доценко, подполковник запаса, ветераны боевых действий