Как сообщалось, в Благовещенске 14 ноября 19-летний студент Даниил Засорин открыл стрельбу из охотничьего ружья в здании Амурского колледжа строительства и коммунального хозяйства. В результате нападения от огнестрельных ранений погиб один из учащихся, ещё трое молодых людей госпитализированы, а сам стрелок свёл счёты с жизнью.
По предварительной версии следственных органов, причиной случившегося стал конфликт между сверстниками. Сейчас на месте происшествия работают следователи и криминалисты. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье «Убийство двух лиц, совершённое из хулиганских побуждений».
О причинах бойни в Благовещенске и подобных трагедий рассуждает в интервью «Русской народной линии» кандидат юридических наук, криминолог Елена Михайловна Тимошина:
Я не согласна с мнением, что виноваты родители подростков. Наши мамы и папы не меньше работали, чем мы. И у нас такого не было. На мой взгляд, сегодня на детей оказывают мощное влияние СМИ и компьютерные игры.
Один из величайших русских педагогов писал о том, что в конце 19 века десятилетний мальчик мог заплакать от песни «Жил-был у бабушки серенький козлик», а современный десятилетний ребёнок может засмеяться над наивностью этого сюжета. К сожалению, приходится констатировать, что нынешнее поколение детей не плачут даже от страшнейших картин реальности.
Недавно в рамках литературной гостиной в школе, где учится мой старший сын, мы, родители, обсуждали с нашими детьми-подростками книгу «Матерь человеческая». Были и такие дети, которые признавались, что произведение на них не произвело впечатления и никак не затронуло их душу. Меня это очень впечатлило и опечалило. Напомню, что рассказ наполнен горем, страданием и героизмом. Душевная чёрствость является причиной обесценивания человеческой жизни.
При проведении исследования среди несовершеннолетних преступников в колонии я обратила внимание, что большое количество детей совершают тяжкие насильственные преступления без мотива - просто ради прикола и удовольствия. И это страшно. Если человек нарушает закон, например, ради утоления голода или защищая чью-то честь – это один вопрос. А когда ради прикола – это трагедия. Подобные расстрелы являются индикатором того, что наше общество падает в бездну.
На наших детей влияет весь информационный контент, транслируемый в общество: через телевидение, интернет, социальные сети. Как ни обратить внимание на картинки из телешоу, где показывают, что уважаемый профессор расчленил свою сожительницу. Мамы и бабушки смотрят такие передачи, а дети впитывают всё, как губки. Вроде бы убийца осуждается по телевизору, но дети видят, что такие ситуации имеют место в жизни. И, судя по многочисленным ток-шоу, их всё больше и больше. Они становятся «нормой» в сознании, с которой необходимо смириться. Мы не бережем наших детей. Мы искусственно создаём ложное ощущение, что насилие в нашем обществе растёт, хотя это не так. Ежегодно количество насильственных преступлений в России снижается. Однако, у людей искусственно сформировали интерес к кровавым историям, и теперь телеканалы используют это для получения прибыли. В результате по телевидению транслируется много насилия, которое и формирует искаженное восприятие жизни у детей.
Так же негативно влияют и компьютерные игры с элементами насилия. Они, как и порочные передачи на телевидении, – то самое зло, которое формирует искажённое сознание и неправильные нормы поведения: ведь в игре можно убивать только потому, что ты играешь; захватывать силой то, что тебе нравится; легко добиться величия и авторитета, который в реальной жизни надо долго зарабатывать упорным трудом. Игры навязчиво прививают мысль, что убийство – это игра.
По мнению психологов, дети, играя в компьютерные «стрелялки», теряют связь с реальностью. Но реальность такова, что в игре можно выжить, а в жизни – нет.
Кроме того, подросток, достигший большого статуса и даже величия в игре, в один момент может осознать, что в настоящей жизни он никто (мало знает, не отвечает требованиям педагогов и сверстников, не интересен девочкам, не может найти места в жизни и т.п.), на этой почве у него возникает внутренний конфликт. В результате он берется за оружие, чтобы отомстить «неправильной» реальности: всем тем, кто не может оценить его «по достоинству».
Я предлагаю обратить взор на японский опыт. В Японии задумались над решением этой проблемы и решили ограничить доступ детям в интернет – только один час в день. Неважно, что ты делаешь – к урокам готовишься или играешь. Время интернета – строго один час. Вход в интернет строго по регистрационному номеру (номеру телефона). И запретить продажу компьютерных игр. Пусть играют в Интернете, что позволит отслеживать контент ребенка и отслеживать игры.
И обязательно нужно ввести жесткий контроль интернета.
Повторю: я категорически против обвинения родителей. Невозможно 24 часа в сутки контролировать подростка, заглядывая ему каждый раз через плечо, если даже школьные задания сегодня записываются в электронных дневниках, а многие уроки выполняются с помощью компьютера и интернета. Оправданием родителям служит, например, тот факт, что в соцсетях так называемые «группы смерти» завлекают детей именно из благополучных семей.
Поэтому надо не искать виноватых, идя по пути наименьшего сопротивления, а принимать действенные меры, способные защитить наших детей.