Более половины родителей российских школьников (55%) считают, что общеобразовательные школы не проводят мероприятия по профориентации, и только четверть (25%) опрошенных заявила, что школы помогают их детям определиться с будущей профессией. Таковы результаты опроса сервиса по поиску работы Работа.ру, которые имеются в распоряжении ТАСС.
«По ответам респондентов, 25% российских школ проводят собственные мероприятия для профессионального самоопределения учеников: консультации, тесты и другие. 55% родителей уверены, что в школах их детям не помогают определиться с будущей профессией, 20% затруднились с ответом», - говорится в результатах опроса.
Большинство опрошенных (64%) отметили, что в российских школах должны быть созданы специализированные классы, в которых ученикам предложат углубленное изучение необходимых дисциплин при сокращении часов на второстепенные предметы. При этом больше трети (36%) не согласны с таким подходом к среднему образованию.
Каждый пятый (21%) родитель уверен, что вопрос профориентации для детей становится актуальным к пятому классу, 18% респондентов сообщили, что помощь в выборе профессии нужно начинать оказывать с седьмого класса, 14% - с восьмого. Реже родители считают подходящим временем начать профориентацию детей начальную школу: о том, что профориентацию необходимо начинать с первого класса, заявили 9%, со второго - 2%, с третьего - 5%, с четвертого - 8%. Начало профориентации в шестом классе поддержали 9% опрошенных родителей, в девятом классе - 8%, в 10 классе - 4%, в 11 классе - 2%.
Опрос проводился в сентябре 2019 года во всех регионах России среди 1,3 тыс. родителей, у которых есть дети школьного возраста.
Данные опроса прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов:
Я всегда исхожу из того, что надо смотреть на корень слов. Слово «профессор» — это то же самое латинское слово, что и «профессия». Это то же, что и английское слово «prophet» — пророк. То есть, профессия — это пророческое свойство человека.
Пророк — это тот, кто углубляется в суть вещей. Мы знаем, что в православном христианстве апостол Павел в своих посланиях призывает всех христиан становиться пророками, то есть пророчествовать, быть глубоко ведающим суть вещей.
Поскольку мы свое школьное образование называем общим, так уж повелось, понятно, что это верхоглядство и общее представление. Проникновения в суть вещей здесь не происходит. Поэтому родители недовольны, что ребенок, взрослеющий подросток, будущий специалист, выходит из школы неглубоко знающим что-либо. Все его знания поверхностны. Само название определяет это свойство. Если ребенок будет во что-то одно углубляться, то здесь можно будет вспомнить слова Козьмы Пруткова — персонажа 19 века, от имени которого были написаны юмористические рассказы, — «профессионал подобен флюсу». То есть, если какой-то один предмет выберут для школьников в специализированном классе главным, то дети будут развиваться однобоко. Их общее состояние окажется к концу школы неблагоприятным, потому что эта однобокость будет в ущерб их общим представлениям и возможности дальше развиваться в соответствии со своим призванием.
Тут еще нужно учесть слово «ориентация» — ориентир. Orient — это восток. Восток — это одно из имен Божиих. Когда общее школьное образование оторвано от своего востока, от главного ориентира, то есть оторвано от Церкви, от православных христианских корней, от традиций предков, то тогда главная профессия человека — это быть порядочным, быть хорошим, быть глубоко верующим, жить во Христе, по-христиански относиться к любой своей работе, какую бы Бог ни послал, какую бы он ни нашел себе работу.
В Евангелии сказано, что рабы должны исполнять приказы своих господ. Не потому, что они хотят угодить своим господам, а потому что Бог так определил. Делайте по-божески свою работу, и тогда вас Бог наградит. Все мы на работе рабы — мы работаем, у нас обязанности, обязательства, все заняты. Занят — значит, не свободен. Когда дети будут работать — они будут не свободны. Главная их пророческая способность, которую надо соблюдать в школе, — это делать все по сути, делать глубоко, добросовестно и так, чтобы Бог благословил и сказал: «Ты по-доброму исполнил свою работу» и наградил. Тогда это будет настоящий профессионал в любом деле.
Главный товар человека — это его трудолюбие — способность работать так, чтобы не было стыдно. Быть честным добросовестным человеком. Если школа это не воспитает, т.е. эту профессию — честного, добросовестного человека, тогда грош цена этой школе. Какие бы другие профессии она ни воспитывала: плотник, электронщик, программист, все равно, если человек недобросовестный, он и преступником станет, и обманщиком, и богохульником, и погубит себя.
Преступники — это высокие профессионалы. Лучшие профессионалы, у которых нет совести, грабят счета в банках. Физики творят дела такие, что готовы мир разрушить. В химии — наркотики. Все это делают профессионалы. Киллеры — тоже профессионалы. Самая модная профессия, судя по нашему кинематографу и сериалам, — быть киллером, убийцей. Это какой-то сатанизм.
Общее образование, оторванное от христианских корней, провоцирует ложное восприятие слова «профессия» и морочит голову родителям, которые доказывают школе, что они платят налоги и требуют, что им сделали такого ребенка, который бы всех убил, а сам остался жив. Подобное отношение означает рубить сук, на котором сидишь. Такой ребенок собственных родителей тоже уничтожит. Они это требуют от школы, чтобы так научили. Нельзя так делать.
Надо возвращаться к тому, чтобы воспитывать в школе детей по-божески и делать их добросовестными людьми. А там уж они выберут себе по совести и профессию, и место нужное в жизни найдут, и будут нужны и государству, и родителям, и людям. А когда они будут добросовестно работать, их и мир оценит, и Бог благословит, и будут они благоденствовать на Земле. Это самое главное.