Максим Акимов - вице-премьер, на заседаниях правительства сидит по правую руку от Дмитрия Медведева. В сферу ответственности Акимова по линии правительства входят: «цифровизация» экономики, цифровое преобразование государственного управления, инновационная деятельность, транспорт и связь. Сразу становится понятно - величина!
По своему внутреннему состоянию он ничуть не менее «прогрессивен», чем его старшие и более опытные коллеги, «крупные деятели современного либерализма» - Кудрин и Силуанов, Сурков и Греф, Набиуллина и Чубайс. А как иначе? Случайные люди в состав такого либерального правительства, да на ключевую должность, попадать не могут. При этом - обходителен, корректен, разумеется, креативен и инновационен. Между тем, по сравнению с некоторыми иными «яркими либералами», членами правительства, не столь заметен. Пока, во всяком случае. Центральные СМИ его цитируют не столь обильно как, скажем, Силуанова, Голикову или Орешкина. Сам ли он сдерживает «пиар», дабы не вызывать огонь на себя, или старшие коллеги оберегают модернистского и молодого партнера, дающего им надежду в преемственности их курса, - нам неведомо. Но всё-таки хоть и дозировано, но «светиться» приходится по тем вопросам, от которых невозможно спрятаться. По серьёзным поводам полностью отмалчиваться не удаётся.
Максим Алексеевич многие годы работал в органах власти Калужской области, в частности, был министром экономического развития области, затем - городским Головой (мэром) Калуги, наконец - первым заместителем губернатора области. Губернатор Анатолий Артамонов гордится своим учеником, продолжившим своё восхождение на федеральном уровне. С 2012 года Максим Акимов успешно работал в аппарате правительства РФ, став первым заместителем Владислава Суркова, который тогда был вице-премьером и руководителем аппарата правительства. Так почему-то совпало, что именно в это время в Калуге (впрочем, как в Первоуральске и Владивостоке) пытались реализовать «проект ДНК» (дома новой культуры). А еще проще - «дома меньшинств», как их внятно и откровенно назвал сердобольный Владислав Сурков на презентации «ДНК» в городе Калуге в марте 2013 года. Напомним эти слова Суркова: «В принципе, это дом меньшинств («ДНК»). Я считаю, что во всех городах России должны быть места, куда могут прийти те, кого многие не понимают. И там найти тех, кто поймёт. Задача таких центров - не оставить художников в городе X, а может, наоборот, доставить их в Нью-Йорк, Париж, Москву...».
Чувствуется также какая-то неформальная доверительность и близость позиций Максима Акимова и Германа Грефа… В частности - по вопросам «цифровизации». Так, на т.н. «уроке цифры» для школьников в феврале этого года присутствовал Акимов, тогда Греф привёл, в качестве примера «эффективного управления», историю о потере Сбербанком миллиардов рублей в результате ошибок искусственного интеллекта, так методично вводимого им в деятельность Сбербанка. «Искусственный интеллект, как правило, принимает решение в больших системах... В нашей практике мы теряли большие деньги на этом. Из-за того, что машина совершала маленькую ошибку на больших объемах, мы теряли миллиарды рублей», - констатировал Герман Оскарович... Я тогда задавался вопросом: почему Грефа не привлекают к ответственности за растрату миллиардов рублей?
На этом «уроке цифры» Греф и Акимов сидели рядом, мило улыбались окружающим и друг другу. А Максим Алексеевич в своей речи школьникам признал опасности, которые таит в себе искусственный интеллект, но выразил уверенность в способности этими опасностями управлять людьми. Как? Да никак! Интересная оговорка Акимова: «Мы, люди, пока первоисточник воли…». В том-то и дело, что «пока». Кстати, интересно было бы узнать, кого он имеет в виду под «людьми»? Подданных государства или избранный слой мировой элиты, стремящийся посредством «цифры» к тотальному управлению и контролю за всеми остальными людьми? Лучше бы он поведал детям на этом «уроке», что мешает в нормативных документах правительства определить духовные и нравственные основы и ограничения «искусственному интеллекту», дать гарантии контроля человеческой мысли за ним? И почему целое правительство, в котором он имеет честь отвечать за «цифровое преобразование», до сих пор не определило эти критерии? В основополагающем документе на эту тему «Цифровая экономика РФ» отсутствует даже отправной пункт – определение понятий «цифра», «цифровая экономика», «искусственный интеллект». Чего уж тут говорить о сакральных проблемах и рисках, связанных с искусственным интеллектом? Подробно об этом излагал в материалах: «Песок плохая замена овсу» и ««Цифровая экономика» - понять не представляется возможным». Россия, безусловно, должна стремиться к мировому уровню развития и в сфере «искусственного интеллекта» и «цифры», но без понимания вышеобозначенных дефиниций, чёткого определения функции государства в этом процессе, наша страна будет управляться извне, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
А пока, презрев все риски «цифры» для нашего государства и всякую мелочёвку насчет законодательных определений, вице-премьер Акимов презентует электронный паспорт для граждан России. Уже отмечал, что в США сегодня открыто заявляют, что они владеют возможностями прямого цифрового вторжения, например, в российскую электрическую сеть, в частности посредством размещением с помощью киберинструментов американского компьютерного кода в электрораспределительные сети России. И как наше правительство собирается гарантировать безопасность системы «электронных паспортов» граждан, учитывая будущие перспективные разработки, вскрывающие любые электронные защиты? Никак! Просто тупо собираются насаждать электронные паспорта.
Кстати, а почему именно в «электронной паспортизации» Россия в лице правительства рвется в мировые лидеры? Не актуальнее было бы сконцентрироваться для начала на развитии (восстановлении) реальной, а не «цифровой», экономики и социальных гарантиях гражданам? Вместо этого - реформы для «дорогих россиян». По сути, «электронный паспорт» – это «универсальная электронная карта» или один из её прообразов, а еще проще - чип, на котором будет концентрироваться вся информация о человеке: социальная, личная, финансовая, о его перемещениях в пространстве. Чуть позже станет выполнять функции проникновения в личную жизнь, управления любым человеком хозяевами управляющей системы. А еще чуть позже скажут: «А зачем вам карточка? Давайте вживлять чип под кожу». Как это соотносится с общепринятыми нормами морали, Православием и другими традиционным религиям? Вопрос риторический, на который правительство не дает ответа. Почему? Неспособно? Или выполняет функции не в исторических интересах государства и граждан России?
И вот свежее интервью газете «Известия» Максима Акимова «От первого вздоха до гробовой доски всё надо отрегулировать». Не будем ориентироваться на эпатажный заголовок материала. Мне думается, что интервьюеры неправомерно выдернули именно эти слова Акимова, не понимая, применительно к чему он их произнес.
Подробно анализировать это интервью, думается, не стоит. Достаточно обратить внимание, что вице-премьер говорит о вещах прилагательных (прикладных) в государственном управлении как об определяющих (фундаментальных), и - наоборот, явно путая причинно-следственную связь государственного предназначения. Вновь термины: «цифровое государство», «предоставление гражданам услуг», а граждане - «клиенты». Вновь, как у всех «ярких либералов» - подстраивание под «изменчивый мир» с его «свайпами» и иными модернизациями. Вновь поведал об электронном паспорте и эксперименте его введения в Москве в 2020 году. Во всём этом нет ничего нового.
А вот, что немного дополнительно напрягло. Акимов говорит, что сегодняшнее российское законодательство не успевает за реальностью, и определяет это «самой большой проблемой». Значит, в либеральном правительстве бродят мысли по очередной реформе, теперь - законодательства, касающейся, судя по всему, не только собственно норм права, но и основ правотворчества, правил законодательного регулирования. Цель - снизить роль законов, а переложить всё на всевозможные «регламенты», технические ведомственные и корпоративные акты, которые будут распространять свое действие на неограниченное число субъектов права. В итоге - чехарда, во всем объеме правовых норм смогут ориентироваться только избранные. Это - предельно опаснейшая новая либеральная, если угодно - «трансгуманистская», затея. В принципе и здесь ничего нового нет, в той или иной степени либералы это уже осуществляли и осуществляют, но тихой сапой, медленно и постепенно. Теперь, насколько можно понять Максима Акимова, думают над тем, чтобы объявить «ускорение» - реформу. «Комплексность нас тормозит. Мы можем заставить чиновников писать законы круглосуточно - всё равно не успеют в ногу со временем. В такой ситуации нужно брать на себя только наиболее чувствительные для общества моменты... Это один из двух центральных сюжетов XXI века. Второй - экология…», - говорит на эту тему вице-премьер.
Максим Акимов отвечал здесь и на вопросы по другим темам, исходя из своих функций, в частности про «транспортный сектор», цены на авиационные билеты, некоторые иные. Там тоже есть интересные коленкоры, характеризующие его направленность мысли. Например, он говорит: «Советский Союз был абсолютно другой страной». Делаем вывод, что связь времен и преемственность исторических процессов, несмотря на то, что Акимов имеет базовое историческое образование, да и кандидат исторических наук, для него, наверное, пустые звуки. А, значит, и опыт предыдущих поколений управленцев для него ничего не означает. Иначе до подобного рода оборотов речи он никогда бы не договорился…
Вот такие «перспективы»! Вот такие «модернистские» члены правительства!
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель