На Афоне я увидел два мира. Один - живой, верующий, другой - внешний холодный мир политического расчета. Сейчас много говорят, что все должны определяться, что судьба мирового Православия зависит не от людей в кабинетах, а от верующих членов Церкви. Один православный политик заявил: «А вы проповедовали клирикам Элладской Церкви, когда были в Греции?» Я и не мог с ними общаться, потому что видел их издалека, пожалуй, только в соборе вмч. Димитрия Солунского. Можно заметить, что у нас в богослужении множество отличий, которые порою коробят русского священнослужителя. Но все это не главное – самое важное единство веры. Нельзя основывать веру на национальных различиях, тогда это будет уже не вера, а церковь будет не церковь. Другое дело - национальные особенности, о которых все знают и которые принимают.
Много мне приходилось встречать на Афоне греков открытых, с радостью приветствующих единоверцев. Но греческий мир уже давно расколот. Как нож, разделило православную церковь в 1923 году самочинное введение григорианского календаря. Афон тогда решительно выступил против, нового календаря не принял, не принял и новоюлианского календаря, а греческий мир, находящийся совсем рядом, живет по новому календарю. Получается два Рождества, два Крещения, по два неподвижных Господских праздника.
На праздновании Воздвижения Креста Господня я был на Афоне в монастыре Ксиропотам. На праздник приехал и греческий владыка и много мирян. Как же совместить в своем сознании, что в Греции праздник уже прошел, а на Афоне совершается только сейчас? Не лучше ли Церкви, отделенной от государства, сделать шаг назад к Афону, к своему календарю? К церковному единству в ущерб государственной необходимости? И, в сущности, это совсем не тяжело, для этого не нужно двигать планеты.
Но уже существующий календарный раскол хотят умножить признанием т.н. «ПЦУ» - неканонической организации. Новые действия усиливают раскол, произведенный Критским собором. Ведь многие афонские греческие монахи не поддержали этот собор. Из лавры удалили монаха Савву, ожидает своей участи старец Гавриил, не поминающий патриарха Варфоломея. Фактически, мы сталкиваемся с тем, что создаются новые расколы и начинаются гонения на православных христиан, которые возникают вроде бы в недрах самой Православной Церкви, а не приходят извне. Хотя всем ясна политическая подоплека этих гонений. Политические силы нашли слабые точки в греческом мире, используют ушемленную гордость этой части православного мира.
Русский мир всегда помнил, откуда к нему пришло Православие, чтил и чтит великих греческих святых, но Церковь - это не исторический музей, и вера возгорается и горит ярче, то в одной, то в другой точке нашей планеты. И если стремление к Богу заменяется историческими воспоминаниями, то огонь веры начинает затухать и может погаснуть вовсе, несмотря на заслуги того или иного народа. Поэтому мы должны быть достойными Православия и должны правильно верить в Бога и славить Его, невзирая на политические веяния современного мира, на его расчеты и надежды. Конечно, перед Элладской Церковью стоит трудный выбор: есть проблема Церкви так называемых «новых территорий», вошедших в состав Греческого государства после Балканских войн в начале двадцатого века. Они, по сути, имеют двойное подчинение – Константинопольскому Патриархату и Элладской Церкви, что урегулировано соответствующими договоренностями, датируемыми 1928 годом.
К настоящему времени подчиненность этих епархий Константинополю скорее формальная, но может стать и неформальной... Это рычаг давления на Элладскую Церковь со стороны Фанара. Со времен Османской империи Константинопольский патриарх играет роль своееобразного этнарха греческого народа - это еще один рычаг. Но разве можно выбрать, даже под давлением, вместо Православия канонический беспредел? Вместо мирового Православия папизм восточного обряда? Вместо Церкви, где «нет ни эллина, ни иудея», какую-то этническую церковь, в которой национальность играет важнейшую роль? Будем молиться и надеяться, что 12 октября Элладская Церковь выберет единство Мирового Православия, а не политические проекты Фанара.
Диакон Петр Пахомов, публицист